ИСТОРИКО ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ   Понедельник, 06.05.2024, 13:26



ХРОНОГРАФ                                    
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [462]


Статистика

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений


Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЧУДЕС, ЗАГАДОК И ТАЙН
19.08.2011, 21:12
КОНТИНЕНТАЛИЗМ - антипод "атлантизма" (см.). Название связано с оккультно-мистическим противопоставлением "океанической" и "континентальной" цивилизаций, однако само по себе это противостояние имеет вполне реальные экономико-социально-психологические корни.

КОРАБЛЬ-МАТКА - корабль, обычно космический, являющийся носителем аппаратов меньшего размера. НЛО-матка описывается как цилиндрический аппарат гигантских размеров (от сотен метров до километров), из которого вылетают значительно меньшие и значительно более маневренные ЛА дисковой или сплюснутой сферической формы. По аналогии с наземной техникой можно предположить, что корабль-матка служит для транспортировки малогабаритных, высокоманевренных (а значит высоко энерговооруженных и малоресурсных) разведывательно-десантных аппаратов на большие (межзвездные?) расстояния, их технического обслуживания и снабжения, отдыха экипажей. Наличие среди НЛО кораблей-маток говорит о том, что это, безусловно, технические объекты, более того - путь создавшей их цивилизации похож на наш, а из техника имеет свои, в первую очередь - энергопрочностные, пределы.

КОРБ-ОЗЕРО - водоем размерами 600х160 м, глубиной до 5-7 м, на берегу которого до сих пор сохраняются следы действий сил неизвестной природы; располагается на севере России. Впервые необычные следы этого аномального явления обнаружил работник леспромхоза Василий Михайлович БРОДСКИЙ, он же с помощью телеграммы вызвал для исследования места специалистов из Москвы. Как выяснилось, между 20 и 8 часами в ночь с 27 на 28 апреля 1961 года (через полмесяца после полета Гагарина!) по непонятной причине, вероятно в результате воздействия на почву некого бысролетящего сверхпрочного агрегата, образовалась яма размером 24,55х18,6х3,5 м, на озере рядом с берегом как продолжение ямы была выбита большая полынья. Измерения показали, что тело, столкнувшееся с землей, выволокло из образовавшейся воронки большой массив мерзлого грунта, часть из которого бесследно исчезла, а часть (около 1000 кв.м) было сброшено в воду, при этом на поверхности не было разбросано ни одного кусочка земли. Тело, оставившее такие разрушения проползло по дну еще 20 м, толкая перед собой грунтовой вал высотой более 1,5 м, а затем исчезло (возможно, улетело), не оставив после столкновения с твердой мерзлой землей ни одной частички корпуса или элемента конструкции (магнитометрические исследования не выявили их). Подводные исследования выявили, что отломанные куски 30-сантиметрового льда оказались окрашенными под водой в яркий изумрудный цвет. В месте вывала были обнаружены мелкие черные шарики, очень хрупкие и легко растираемые руками. В период с 1961 по 1979 в районе Корб-озера работали экспедиции В.Демидова, Ю.Райтовского, академика Н.Семенова и других ученых, исследования которых позволили достоверно установить, что врезавшееся в землю тело не являлось: химическим или иным взрывчатым веществом, снарядом или миной, метеоритом, карстовым явлением, оползнем, молнией и т.д.

КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ - космические тела естественного происхождения, занимающие промежуточное положение между планетой и звездой. Этот класс объектов был обнаружен совсем недавно после компьютерного анализа многочисленных снимков неба в научном астрономическом центре в Эдинбурге, а официальное сообщение об открытии было сделано в апреле 1996 года на конференции британского астрономического общества в Ливерпуле. Если подтвердится существование "коричневых карликов", то этот факт повлечет за собой разрешение парадокса о видимом отсутствии во Вселенной той массы, которая была получена при теоретических расчетах.

КОРИЧНЕВЫЙ КАРЛИК В ТРАНСПЛУТОНЕ - гипотетическое космическое тело, об открытии которого в начале 1980-х годов объявили американские астрономы. По их словам за орбитой Плутона (т.е. в Трансплупониевом пространстве) обнаружена "звезда, которая не смогла разогреться из-за недостаточной массы" и которая вероятно "прибыла в нашу Солнечную систему около 100 тыс.лет назад". Впоследствии об этом объекте новых сведений не поступало. Официально до сих пор считается, что за в Трансплутоне никаких крупных космических тел не обнаружено, а наше Солнце считается одинарной звездой, а не "двойной", что пришлось бы признать в случае подтверждения открытия коричневого карлика.

КОСМИЗМ - направление философии, рассматривающее человека, Землю и все на ней происходящее как частный случай космических явлений, в большей или меньшей степени характерных для всей Вселенной.

КОСМИЗМ ДРЕВНЕРУССКИЙ (Предыстория русского космизма) - космическое мироощущение русского народа, уходящее глубокими корнями во тьму веков и тысячелетий. К тому неведомому времени, когда пестрый цвет современных народов представлял собой единое племя, жившее на просторах Евразии, с единым языком, обычаями и верованиями. Древние арии, давшие начало индийцам и иранцам, грекам и римлянам, славянам и германцам, балтийцам и армянам, имели развитую культуру, отголоски которой сохранились и в памятниках материальной культуры, и в традициях, и в устном народном творчестве. Отсюда, столь поразительные параллели, созвучие интонаций и неожиданное сходство миропонимания, обнаруживаемое, скажем, в ведийских гимнах (один из древнейших пластов индийской культуры) и в русском народном стихе о начале всего сущего. Вопросы, которые испокон веков волновали русского человека, - это фундаментальные проблемы бытия, происхождения Вселенной (белого света). Солнца, звезд и Луны.
В русском донаучном космизме не сохранилось, к сожалению, сколько-нибудь целостных космогонических текстов. О космическом мировидении русского народа приходится судить по данным археологии и этнографии, фольклора и языкознания. Попытка систематизированной реконструкции древнерусского мировоззрения на основе легендарной Велесовой (Влесовой) книги и других аналогичных источников носит во многом гипотетический характер, хотя и не лишена познавательной и беллетристической ценности.
Русский народ давно на интуитивном уровне решил проблему сверхсветового движения и однозначно ответил на один из самых сложных научных вопросов: "Что быстрее всего на свете?" Ответ краток, точен и неопровержим: Мысль человеческая - она способна определить любое событие, прыгнуть в прошлое и будущее, враз охватить и объять необъятное. Возможно, необычная особенность мысли - всего лишь обычная, но не познанная пока закономерность обыкновенного мира. Наука все еще на реальных подступах к данной проблеме. Но то, что недоступно научному знанию, открыто интуитивному постижению действительности.
Недостаток конкретного знания о мироустройстве и его законах компенсировался в народном сознании твердой уверенностью, что есть способы немедленного и всеобъемлющего постижения бытия и есть люди, овладевшие этим воистину космическим даром.
В древнерусском мировоззрении существовал целый пантеон богов (многие из них являлись общеславянскими), с именами которых связывался сам Космос, его устройство и происхождение. Главным божеством и родоначальником древнерусских и древнеславянских богов был Род - бог Вселенной, прародитель мира и человека, божество всей природы и плодородия. Он олицетворял Космическую Жизнь до того, как в мире появились Свет и Солнце, Земля и небо, вода и суша, люди и звери (т.е. до появление Земли? или до Большого Взрыва?). Человеческий род ведет свою родословную от верховного божества - Рода. Имя владыки мира было настолько значимым, что по сей день живет в русской речи. Как бог Род породил все живое и неживое во Вселенной и саму Вселенную, так слово (корень) "род" породило целую семью однокоренных понятий, имеющих непреходящее значение для русских людей: "родина", "природа", "народ", "род" (семья, племя, династия), "родня", "родичи", "порода", "родник", "родить", "рожать", "урожай"...
Все остальные космологические и космогонические представления, легенды, сказания и мифы о боге Ярило, о Берендее пришли значительно позже. Все описанное выше послужило в какой-то степени почвой и фундаментом для дальнейшего развития философской мысли России и для появления признанных авторитетов русского космизма.

КОСМИЗМ РУССКИЙ
1) искусственное объединение взглядов разных отечественных мыслителей конца XIX - начала XX вв. от Бердяева и Булгакова до Циолковского и Вернадского. Общее у них только одно - когда-то в своих произведениях они в той или иной степени затрагивали необходимость учета в философских построениях того факта, что Земля - далеко не вся Вселенная. По одной из версий, эрзац-"русский космизм" появился в 80-х годах XX-го в. как попытка (возможно, неосознанная) части советской интеллегенции найти замену так и не понятому, не изученному марксизму.
2) направление философии, социологии и политологии, проповедующее особую роль России, русского менталитета в дальнейшем развитии человечества, в особенности - в освоении космоса.

"КОСМИЧЕСКАЯ ПУШКА" - гипотетический искусственный (или возможно, естественный) источник, который обстреливает из космоса нашу планету потоком частиц, обладающих колоссальной энергией - примерно 10 в двадцатой степени электрон-вольт. Принято считать, что космические частицы приобретают энергию, разгоняясь межзвездными магнитными полями. Но даже если бы они пролетали насквозь всю Вселенную, они не смогли бы набрать 10 в двадцатой степени электрон-вольт. Это невозможно еще и потому, что межзвездный газ тормозил бы их разбег. Значит, предположили ученые, "космическая пушка" расположена где-то неподалеку. Но где? В нашей галактике нет ничего похожего на источник такого излучения.Чтобы разгадать природу происхождения частиц со сверхвысокой энергией, сотрудники Чикагского университета предложили создать две сети водных детекторов, площадью в пять тысяч квадратных километров каждая - это в несколько раз больше территории Москвы. Частицы высоких энергий, пролетая через резервуар с водой, вызывают ее свечение (эффект Вавилова-Черенкова), что и позволяет фиксировать их. Ориентировочная стоимость проекта 100 миллионов долларов. Поиски "космической пушки" диктуются не просто академическим интересом. Дело в том, что таинственные частицы играют существенную роль в формировании погоды - проходя сквозь атмосферу Земли, они инициируют масштабные атмосферные ливни. Предсказать эти катаклизмы невозможно, пока не будет известно расположение источника излучения и периодичности с какой он посылает на Землю свои лучи.

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ "АЛЬФА" - до 1995 года полуофициальное название МКС (Международной Космической Станции).

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ "МИР-2" - планировалась до 1993 года в качестве следующего шага на пути развития российской национальной космической программы, а затем была "поглощена" Международной Космической Станцией (см.), как и американская станция "Фридом". Представляла собой дальнейшее развитие идеи сочетания базового блока (аналогичного ББ станции "Мир") и целевых модулей различного назначения. Основные отличия от станции "Мир" - переход на модули меньшей размерности, создаваемые на базе конструкций РКК "Энергия", а также добавление развитых ферменных и разворачиваемых конструкций, часть из которых (энергетические установки) перешла в проект МКС.

"КОСМИЧЕСКАЯ СТРАЖА" - международная исследовательская организация, учрежденная в 1996 году в Риме. "КС" ставит перед собой задачу объединить специалистов всех стран, чтобы предотвратить возможное столкновение Земли с ОКО (опасными космическими объектами) - астероидами и кометами. Ученые из России явились одними из инициаторов создания "КС".

КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "ВЕГА" - советские автоматические межпланетные станции (АМС), участвовавшие в международном проекте "Венера - комета Галлея". АМС "В.-1" запущена РН "Протон" с космодрома Байконур 15 декабря 1984 г. 9 июня 1985 г. от АМС был отделен спускаемый аппарат (СА), который произвел посадку на Венере 11 июня. В ходе спуска в атмосфере Венеры от спускаемого аппарата был отделен аэростатный зонд (АЗ) с советской и французской научной аппаратурой, впервые выполнивший аэростатический полет в атмосфере другой планеты. В остальном СА АМС "В." аналогичен СА ранее использовавшихся АМС "Венера-9" - "Венера-14".
6 марта 1986 года пролетный аппарат (ПА) АМС "В.-1" прошел на расстоянии 8890 км от ядра кометы Галлея. Это расстояние было выбрано в целях минимизации воздействия метеорных частиц, сопровождавших комету. В целом ПА "В." представляет собой вариант так называемого "бабакинского шасси", использовавшегося в качестве базового при создании АМС "Венера-9" - "Венера-16", "Марс-3" - "Марс-6" и ИСЗ "Астрон", "Радиоастнон". Принципиально-новым узлом является автоматическая стабилизированная платформа АСП-Г, разработанная совместно СССР и Чехословакией. На этой платформе расположены телевизионная система, инфракрасный и так называемый трехканальный спектрометры и датчик наведения. Характерной особенностью платформы является то, что в течении большей части времени она находилась в транспортном положении, вдоль топливного отсека ПА, и только незадолго до пролета ядра кометы, 12 февраля 1986 г. переведена в рабочее положение.
Кроме оптической аппаратуры на ПА "В.-1" были установлены приборы для исследования концентрации и химического состава пыли и исследования плазмы. В разработке научной аппаратуры для "В." принимали участие Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Чехословакия, Австрия, ФРГ, Франция. Слежение за полетом аэростатного зонда в атмосфере Венеры выполнялось РЛС Франции, США, ФРГ, Швеции, Канады, Бразилии, Великобритании.
Полет аналогичной АМС "В.-2" проходил по такой же программе: старт 21 декабря 1984 г., отделение СА 13 июня 1985 г., посадка СА и ввод АЗ - 15 июня 1985 г., приведение стабилизированной платформы в рабочее положение - 15 февраля 1986 г., пролет ядра кометы Галлея на расстоянии 8030 км - 9 марта 1986 г.
Информация, полученная с "В." позволила в рамках проекта "Лоцман" провести более метеорнозащищеную западноевропейскую АМС "Джотто" на расстоянии около 600 км от ядра кометы Галлея.

КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "ВЕНЕРА" - общее название 16 ("В.-1" - "В.-16") советских автоматических межпланетных станций (АМС) для исследования планеты Венера и межпланетного космического пространства.
"В.-1" создана в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, запущена с космодрома Байконур РН "Молния" 12 февраля 1961 г., и стала первым советским КА, успешно выведенным на межпланетную траекторию.
"В.-2" - "В.-8" созданы под руководством Г.Н.Бабакина в НПО им. С.А.Лавочкина, куда в середине 60-х годов была передана разработка автоматических межпланетных станций.
Начиная с "В.-3" на АМС устанавливался спускаемый аппарат (СА) сферической формы. СА "В.-3" и "В.-4" разрушились в атмосфере, в дальнейшем все СА благополучно работали до момента посадки и далее.
"В.-8" впервые произвел посадку на освещенной стороне планеты. Целью этого эксперимента было измерение освещенности для определения возможности проведения фотокиносъемки АМС следующего поколения. Запуски АМС "В.-2" - "В.-8" осуществлялись с космодрома Байконур РН "Молния" в период с 12 ноября 1965 по 27 марта 1972 года.
"В.-9" - "В.-16" представляющие собой 3-е поколение АМС, созданы под руководством Г.Н.Бабакина с использованием так называемого "бабакинского шасси" - унифицированного блока, объединяющего цилиндрический топливный отсек и герметичный приборный отсек торовой формы, в центральном проеме которого устанавливалась корректирующая двигательная установка.
На "В.-9" - "В.-14" и "Вега-1 и -2" на свободном торце топливного отсека устанавливался СА ступенчатого спуска. Внешний сферический теплозащитный кожух сбрасывался после этапа интенсивного торможения, далее выполнялся плавный - для исследования атмосферы - спуск на парашютах, а затем - "быстрый", для предотвращения преждевременного перегрева, спуск на тормозном щитке, установленном в верхней части собственно СА. Кроме тормозного щитка вне прочного корпуса СА находились торовый посадочный амортизатор, антенна и грунтозаборное устройство.
"В.-9" - "В.-14" впервые передали на Землю панораму поверхности Венеры и выполнили химический анализ проб венерианского грунта. Пролетные аппараты (ПА) "В.-9 и -10" были выведены на околовенерианскую орбиту, ПА "В.-11, -12, -13, -14" продолжали полет по межпланетным траекториям. Во всех случаях ПА выполняли ретрансляцию сигналов СА. "В.-15 и -16" выведены на орбиту спутников Венеры и впервые произвели радиолокационную картографическую съемку поверхности планеты в районе северного полюса, для чего вместо СА на них были установлены радиовысотомеры и радиолокаторы бокового обзора.
Запуски АМС "В.-9" - "В.-16" выполнялись с космодрома Байконур при помощи РН "Протон" с разгонным блоком "Д" в период с 8 июня 1975 по 7 июня 1983 гг.

КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "МАРС" - общее название двух серий советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для исследования планеты Марс и космического пространства между Землей и Марсом.

КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ "ФОБОС" - советские автоматические межпланетные станции, предназначенные для исследования Марса, его спутника Фобоса межпланетного пространства, а так же Солнца. Первые АМС нового поколения, которыми предполагается заменить так называемое "бабакинское шасси". Характерные особенности - применение отдельного высокоэнергетического ракетного блока для доразгона и коррекции межпланетной траектории, широкое использование внешнего (вне герметичных приборных отсеков) размещения научной аппаратуры.
После 1986 года, в эйфории от успехов АМС "Вега", работы по "ФОБОС" были резко форсированы, значительно возрос объем научных исследований, преимущественно - за счет международных экспериментов. Астрономически (и политически) детерминированная дата старта не позволила в полном объеме отработать все вопросы связанные с функционированием сложнейших комплексов. Уже задним числом вероятность успешного выполнения 50% программы оценивалась как очень хорошая.
Первый "ФОБОС" был утерян на межпланетном участке полета из-за передачи на борт неправильной команды, вызвавшей прекращение работы станции.
Причиной потери второй АМС, уже на околомарсианской орбите, скорее всего является ошибка проектировщиков, приведшая к дефициту электроэнергии и обесточиванию станции при выполнении очередного маневра (прошла команда на разворот, но не прошла на его прекращение). Изображение крупной тени на поверхности Марса, напоминающей выхлоп стартующей ракеты, переданное "ФОБОС" непосредственно перед потерей связи, скорее всего является помехой, вызванной спецификой малокадрового телепередатчика, хотя, конечно, не исключена и другая, самая невероятная причина...
Полет АМС "ФОБОС" дал огромный объем ценнейшей научной информации, научная программа выполнена более чем на 60%. Однако наиболее интересные исследования собственно - Фобоса при помощи посадочных аппаратов и лучевого зондирования так и остались невыполненными.

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ - летательные аппараты, предназначенные для полета человека (в более общем понятии - пилота) в космическом пространстве. Все КК имеют следующие общие черты:
Тем или иным способом им сообщается по крайней мере первая космическая скорость. В настоящее время для этого используются ракетоносители, но вполне представим КК, способный выйти с поверхности Земли на околоземную орбиту "своим ходом", тем более это характерно для кораблей, обеспечивающих высадку на другие планеты.
КК имеют средства для изменения своей ориентации и перемещения в пространстве. Как правило, последнее ограничивается коррекцией орбиты и тормозным импульсом при посадке. Однако реализованные КК для полетов к Луне и проектировавшиеся для полетов к другим планетам имеют куда более широкие возможности.
Все КК имеют системы жизнеобеспечения, позволяющие человеку находиться в них более или менее длительное время. Эта задача тем более осложняется, что космическая среда однозначно враждебна человеку как биологическому объекту.
Все КК имеют (по крайней мере - теоретически) достаточную степень автоматизации, позволяющую им совершать полет, пусть не по полной программе, без участия человека.

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "АПОЛЛОН" - пилотируемые КК для полета человека на Луну, созданные по программе "Аполлон" (см. - "Программа "Аполлон") фирмой North Amerikan - Rokwell. Экипаж 3 человека. Ниже приведены характеристики "основного блока" КК "А.", модернизированного для полетов по программам "Скайлэб" и "ЭПАС".
КК состоит из командного модуля (СА), служебного модуля, стыковочного модуля (при полете по программе "ЭПАС") и имеет следующие массово-габаритные характеристики: масса (со стыковочным модулем) - 16500 (по другим данным - 14737) кг, длина - 10700 мм, диаметр - 3920 мм.
СА: масса - 5470-5500 (по другим данным - 4850) кг, длина - 3430 мм, диаметр - 3920 мм, свободный объем - 6.1 куб.м, аэродинамическое качество - 0.28-0.4 (до 0.5 при угле атаки 33 град.).
Служебный модуль: масса - 9000 кг, длина - 3943 (с учетом сопла - 7916) мм; диаметр - 3914 мм;
Стыковочный модуль: масса - 2500 кг, длина - 2940 (по другим данным - 3150) мм, диаметр - 1420 мм (по другим данным - 1600) мм, свободный объем - 3.65 куб.м.
Описание конструкции: СА конической формы с углом раствора 60 град. имеет многослойную конструкцию. Внутренняя оболочка выполнена из алюминиевых сотовых панелей толщиной 20-38 мм, сварная; внешняя оболочка состоит из профилированных сотовых панелей, сваренных из нержавеющей стали толщиной 0.2-1.0 мм. Абляционное покрытие имеет толщину 8-44 мм (на донной защите более 60 мм) Масса конструкции - 2130 кг.
В передней, негерметичной, части СА размещен стыковочный узел типа "штырь" с внутренним люком-лазом; вокруг него уложены парашюты; здесь же размещены 2 из 12 ЖРД управления СА.
В средней части СА на амортизаторах установлены кресла экипажа (суммарная масса - 840 кг), причем среднее складывается для облегчения посадки астронавтов (в варианте для ЭПАС командир корабля находится в левом кресле, пилот основного блока - в среднем, пилот стыковочного модуля - в правом); пульты управления (200 кг); блоки СОЖ (200 кг + 80 кг запасов воды и пищи) и радиоэлектронного оборудования (660 кг); здесь же находится быстрооткрывающийся люк трапецевидной формы (установлен после пожара на "Apollo-1"), служащий для посадки и выхода экипажа, и 5 иллюминаторов прямоугольной формы.
В донной части размещаются блоки реактивной системы управления СА (10 ЖРД). Масса систем прицеливания и ориентации, размещенных в СА - 715 кг.
В служебном модуле (масса конструкции - 1100 кг) находятся топливные баки, топливные элементы системы электропитания, блоки системы связи (115 кг), маршевый двигатель и ДУ системы ориентации и управления (масса блоков СО и СУ - 438 кг). На внешней поверхности модуля расположены антенны дальней связи. Радиаторы (масса - 113 кг) вмонтированы в многослойные панели обшивки.
Маршевый (корректирующе-тормозной) двигатель AJ-10-137: тяга - 9300 кг, ресурс - 750 сек, многократное включение длительностью 0.4-500 сек. Двигатели ориентации - 16 штук, тягой по 45 кг; топливо - монометилгидразин + азотный тетроксид. При входе в атмосферу СА управляется 12-ю ЖРД тягой по 414 Н, топливо - монометилгидразин+азотная кислота.
Энергопитание: в служебном модуле размещены 3 топливных элемента мощностью по 1.42 кВт и аккумуляторная серебряно-цинковая батарея емкостью 400 ампер*часов; в СА установлена химическая батарея на 98 ампер*часов. Системы "A." потребляют постоянный ток напряжением 27 В. На электродвигатели АПАС подается переменный ток с U=115 В.
Система ориентации и навигации; инерциальная гиростабилизированная платформа массой 19.3 кг с потребляемой мощностью 219 Вт, аварийная бесплатформенная инерциальная система; 16-ти разрядная БЦВМ массой 26.3 кг, объемом 21.3 куб.дм, мощность - 200 Вт.
Масса системы обеспечения жизнедеятельности - 460 кг. В "А." поддерживается чисто-кислородная атмосфера: давление - 0.35 кгс/кв.см (0.35-0.38 атм.), влажность - 40-70%, температура - 21-27 град.С. Допустимая утечка кислорода - 0.227 кг/ч, максимальная - 0.3 кг/мин, ресурс - до 16-ти суток. Во время предстартовой подготовки на Земле в кабине создается атмосфера, состоящая из 40% кислорода и 60% азота, давление 1 атм. Запас кислорода хранится в сверхкритическом состоянии.
В системе связи массой 242 кг используются УКВ-диапазоны 259.7 и 296.8 МГц.
Для стыковки с ОПС "Skylab", стыковочным модулем, а ранее - с лунным экспедиционным модулем LEM используется стыковочный агрегат типа "штырь-конус", "активным" КА является "A.". Для стыковки с "Союзом" используется андрогинно-переферийный агрегат стыковки (АПАС), "активным" может быть любой КА.
В систему посадки входят 2 тормозных парашюта диаметром по 5 м, вводящиеся на высоте 7600 м. На высоте 4500 м вводятся 3 вытяжных парашюта диаметром по 3 м, а на 4200-4000 м - 3 основных парашюта диаметром по 26.8 м. каждый. Посадка производится на воду, остойчивость обеспечивается тремя надувными баллонами.
Увод СА от аварийной РН осуществляется РДТТ со следующими характеристиками: масса - 2180 кг, масса топлива - 1480 кг, длина - 4640 мм, диаметр - 660 мм, 4 сопла развернуты на 35 град. к оси РН; тяга - 700 кН; удельный импульс - 253 сек; обеспечиваемое ускорением - 90 м/с*с. (СА)

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "ВОСТОК" - первые в мире пилотируемые (одноместные) космические корабли. Разработка "В." начата осенью 1958 года в ОКБ-1; Генеральный конструктор - С.П.Королев, главный конструктор пилотируемых КЛА - М.К.Тихонравов, ведущий конструкторы - К.П.Феоктистов, О.Г.Ивановский;
Первый полет "В." в автоматическом режиме состоялся 5 мая 1960 года. До 25 апреля 1961 г.- 5 беспилотных полетов, из них 2 аварийных (отказ системы ориентации; нештатная работа РН). Первый пилотируемый полет на "В." 12 апреля 1961 г. выполнил космонавт Ю.А.Гагарин. До 19 июня 1963 г. на кораблях "В." осуществлено 6 пилотируемых полетов, самый длительный - до 6 суток. Позднее "В." использован как базовый при создании ПКС "Восход" и различных ИСЗ научного ("Ресурс-Ф", "Фотон") и военного назначения.
Стартовая масса - 4730 кг; длина (без антенн) - 4400 мм; максимальный диаметр - 2430 мм. "В." состоит из спускаемого аппарата (СА, масса - 2460 кг; наружный диаметр - 2430 мм; диаметр герметичного корпуса - 2200 мм; объем герметичного корпуса - 5,2 куб.м; свободный объем - 1,6 куб.м; наибольшая толщина ТЗ - 180 мм, наименьшая - 30 мм.; диаметр входного, парашютного и технологического люков - 1000 мм.) и приборно-агрегатного отсека (ПАО, масса - 2270 кг; диаметр - 2430 мм; длина - 2250 мм; объем - 3 куб.м.
В сферическом СА размещены: кресло космонавта, блоки систем обеспечения жизнедеятельности, терморегулирования, электропитания, ориентации и управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический визир "Взор", ручка управления, средства пеленгации и связи. Слева от кресла расположен парашютный контейнер (люк N2). Входной люк (N1) находится "над головой" космонавта, а технологический (N3) - "под ногами". Масса теплозащиты - 17.7% стартовой массы. На поверхности СА расположены антенны КРЛ, плата кабель-мачты, узел крепления стяжных лент.
ПАО сострит из двух усеченных конусов, соединенных большими основаниями, выполненных из алюминиевого сплава; со стороны СА - вогнутое сферическое днище, с противоположной стороны - ниша под ТДУ-1; приборная рама сделана из сплава МА-2. В ПАО размещены блоки системы ориентации и управления движением, электропитания, системы "Заря", телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности ПАО расположены шаробаллоны (14 штук) с азотом для системы ориентации и кислородом для СОЖ, двигатели ориентации, датчики Солнца, датчики телеметрии, навесные холодные радиаторы с жалюзи. Отсеки соединяются стяжными лентами с пирозамками. Масса конструкции - 20% стартовой массы.
Тормозной двигатель ТДУ-1 (масса - 396 кг (8.4% стартовой массы), топлива - 280 кг, тяга - 1600 кг) обеспечивает изменение скорости КЛА на 100-140 м/с. Система ориентации - 2 блока по 8 сопел, тягой 14,7 Н каждое, рабочее тело - азот (запас газа - 1.0% стартовой массы).
В качестве источников тока используются аккумуляторные батареи; масса СЭП - 12.5% стартовой массы, бортовой кабельной сети - 8.6%.
Применена автоматическая ориентация на Солнце, ручная ориентация на Землю осуществляется при помощи оптического визира "Взор"; радиосистема пеленгации и контроля параметров орбиты.
Тепловой режим обеспечивается принудительной циркуляцией газа наддува (для ПАО - азот), охлаждаемого жидким теплоносителем. Оптические параметры размещенных на ПАО навесных холодильников-радиаторов регулируются жалюзи.
Атмосфера в кабине по составу близка к земной (22-25% кислорода по объему), давление - 755-775 мм.рт,ст., температура 17-26 град.С.; расчетный ресурс - 10 сут; основной запас кислорода хранится в связном виде (надпероксид калия). Суточный рацион продуктов питания - 2.7 кг, в том числе 1.2 кг воды.
Система связи включает УКВ ("Заря", 143.625 МГц.) и КВ (9.019 и 20.006 МГц., система передачи данных о самочувствии космонавта "Сигнал" - 19.995 МГц.) - аппаратуру для двусторонней связи с Землей, командная радиолиния и ТВ-система с двумя камерами для наблюдения за космонавтом.
В СА установлен парашютный контейнер, объемом 330 куб.дм, площадь основного парашюта - 574 кв.м, высота ввода - 4000 м, скорость спуска - 10 м/с. Космонавт катапультируется и приземляется на своем парашюте площадью 83.5 кв.м (тормозной парашют - 2 кв.м., запасной - 56 кв.м), катапультное кресло оснащено 2 РДТТ, основным и вспомогательным парашютами, носимым аварийным запасом. Система приземления занимает 3.2% стартовой массы, кресло с космонавтом - 7.1%. При возникновении аварийной ситуации до отделения ГО и 1 ступени (до высоты 40000 м.) - катапультирование космонавта; далее - аварийный спуск.
Рабочая орбита - 190 - 250 км, для обеспечения аварийного спуска при отказе ТДУ в течении не более чем 7 дней.

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "МЕРКУРИЙ" ("MERCURY") - серия американских одноместных пилотируемых космических кораблей, на которых были выполнены первые в США полеты человека в космос. Разработка "М." начата фирмой McDonnell Douglas в 1958 г., в рамках предложенной бригадным генералом ВВС Д.Фликинджером программы MISS ("Человек в космосе как можно быстрее"). С 25 апреля 1961 г. осуществлено 4 беспилотных пуска. С 5 мая 1961 г. совершено 2 суборбитальных, а с 20 февраля 1962 г. по май 1963 г. - 4 орбитальных пилотируемых полета. Результаты программы использованы при создании КК "Geminy".
"М." состоит из спускаемого аппарата (СА), включающего парашютный отсек и кабину астронавта. Стартовая масса "М." - 1930 (по другим данным - 1300) кг, длина - 2900(2700) мм (с обтекателем антенны и ТДУ - 3342 мм, с системой аварийного спасения (САС) - 7914 мм), максимальный диаметр - 1892 мм, минимальный - 660(813) мм, объем гермоконтура - 1.5 куб.м, в том числе свободный - 1 куб.м.
СА многослойной конструкции, из двух слоев титана толщиной по 0.25 мм. каждый; передняя и задняя переборки выполнены из однослойного титана толщиной 0.25 мм; внешняя теплозащита (излучающего типа) сделана из никелевого сплава Rene-41 толщиной 0.4 мм; для теплоизоляции применено керамическое волокно (фиброкерамика); теплозащитный экран выполнен из многослойного стеклопластика, парашютный отсек - из бериллия толщиной 5.5 мм; иллюминатор трапецевидной формы сделан из кварцевого стекла.
СА имеет два люка: штатный, трапецевидной формы, в боковой поверхности, и аварийный, круглый, в переднем днище (выход через парашютный отсек, при этом отодвигается правая часть приборной доски, демонтируется передняя стенка кабины, выталкивается парашютный контейнер и раскрывается спасательный плот).
Блок РДТТ САС закреплен на специальной ферме перед парашютным отсеком и сбрасывается перед выходом на ОЗО; парашютный отсек - цилиндр диаметром 660(по другим данным - 813) мм размещен на малом днище усеченного конуса с углом раствора 55 град. - кабины астронавта; на переднем днище парашютного отсека под обтекателем в форме усеченного конуса размещены антенны и два датчика горизонта.
Двигательная установка включает 3 тормозных РДТТ тягой 4500 Н и 18 двигателей ориентации тягой от 4.5 до 110 Н (в том числе 6 - ручного и 12 - автоматического управления), работающих на перекиси водорода.
Энергопитание обеспечивают аккумуляторные батареи, 3 по 3 квт/ч. и 2 по 1.5 квт/ч.
Система ориентации и навигации инерциальная, кроме того, используются ИК-датчики горизонта. Возможна визуальная ориентация по линии горизонта при выдаче тормозного импульса, по маркерам на иллюминаторе фиксируются отклонения по тангажу на 34 град. и крену.
Охлаждение атмосферы кабины при помощи хладагента в газожидкостном теплообменнике. Охлаждение скафандра прокачкой кислорода. В кабине поддерживается чисто-кислородная атмосфера с давлением 38 кПа, температура в кабине - 10-27 (по другим данным - 27-38) град.C. Запас кислорода на 28 часов (3.6 кг) хранится под давлением 51 МПа.
Система связи работает в метровом и дециметровом диапазонах. В командной радиолинии применены УКВ-передатчики FRW-2. Система посадки включает ленточный тормозной парашют диаметром 1.8 м (вводится на высоте 6300 м) и основной парашют диаметром 19.2 м (вводится на высоте 3000 м). Вертикальная скорость в момент касания - 9 м/с, посадка на воду.
Для аварийной посадки на грунт предусмотрен деформируемый амортизатор (цилиндр высотой 1220 мм и диаметром 1780 мм из стеклоткани толщиной 1.016 мм с гибким стальным каркасом). Для облегчения поисков СА после посадки в океане применяется ультразвуковая акустическая сигнальная бомба SOFAR. При полетах по суборбитальной траектории запуск "М." осуществлялся РН "Redstone", при космических полетах - "Atlas-D".

КОСМИЧЕСКИЕ СТРУНЫ - сверхтонкие трубки (проволочки) из симметричного высокоэнергетического вакуума. Первая работа о них была написана в 1976 году Т.Кибблом из Имперского колледжа науки и техники в Лондоне. Позже советский академик Я.Зельдович из Института Физических проблем использовал теорию космических струн для объяснения неравномерности распределения вещество во Вселенной. Толщина космических струн ничтожна (примерно 10 в минус тридцатой степени сантиметра), а вес одного сантиметра огромен (около 10 в шестнадцатой степени тонн). Если такая струна пересечет человека в поясе, его голова и ноги схлопнутся со скоростью 6 километров в секунду. По счастью ближайшая струна, вероятнее всего, находится на расстоянии 300 миллионов световых лет от Земли.

КОСМИЧЕСКИЕ СУЕВЕРИЯ - большое количество предрассудков и поверий, существующих среди космонавтов, ракетчиков и космических специалистов, возникновение которых связано не столько с идеалистическими настроениями, сколько с малопредсказуемым поведением сложнейшей космической техники. В СССР наиболее известны суеверные привычки команды С.П.Королева, причины которых малоизвестны, но возможно связаны с биографией самого Главного конструктора.
Созданные на базе знаменитой "семерки" космические носители "Спутник", "Восток", "Молния" и "Восход" при жизни Сергея Павловича стартовали с космодрома Байконур 119 раз. Пусками 79-ти ракет-носителей руководил сам Главный конструктор. На семи пусках, требовавших его руководства, он просто присутствовал, остальные 33 ракеты, которые научил летать Королев, были запущены службами космодрома самостоятельно. Главный конструктор "на людях" не был суеверным человеком, однако не любил запусков по понедельникам. Первые три года космической эры это правило соблюдалось неукоснительно: ни один пуск, а их было за это время 16 не был произведен в понедельник.
Первый запуск в этот роковой день состоялся 10 октября 1960 года. Новая ракета-носитель "Молния" должна была вывести к Марсу автоматическую станцию. Понедельник сыграл свою зловещую роль - носитель взорвался...
После этого более года избегали назначение даты старта на понедельник, но первая попытка запуска фоторазведчика "Зенит" была предпринята 11 декабря 1961 года. Понедельник, взрыв ракеты...
Снова более года понедельник был "нестартовым" днем. Однако восьмой "Зенит" стартовал в понедельник, на сей раз - успешно. Было 22 апреля 1963 года. Спутник объявили как "Космос-15".
Через полгода запускали очередную станцию к Венере. Понедельник, 11 ноября 1963 года. На околоземную орбиту станция была доставлена успешно, но стартовать оттуда к Венере не смогла - не сработал разгонный блок. Станцию назвали "Космос-21".
20 апреля 1964 года была предпринята пятая попытка запустить станцию, предназначенную для мягкой посадки на Луну. Взорвалась ракета-носитель. Пятая подряд неудача могла быть "объяснена" тем, что пуск пришелся на понедельник.
Похоже, что только наши фоторазведчики получили "иммунитет" на понедельники - очередной пуск (18 апреля 1964 года) "Космос-30" прошел успешно. Приближался запуск на орбиту первого в мире трехместного корабля "Восход", как и фоторазведчики созданного на базе гагаринского "Востока". Чтобы поместить в "шарике" трех человек, пришлось отказаться от катапультируемых кресел. Системы аварийного спасения не было. В случае аварии ракеты-носителя в течение первых 40 секунд полета спасти экипаж было невозможно. Однако старт назначили на понедельник, 12 октября 1964 года. К счастью, опасения оказались напрасными и полет прошел успешно.
30 октября 1964 года при запуске одной из очередных станций к Марсу разгонный блок сработал. На межпланетную траекторию был выведен "Зонд-2". Исследования Марса ему провести не удалось...
Следующая ракета-носитель, пуск которой был назначен на понедельник, вновь предназначался для "Зенита". 11 января 1965 года начал свою успешную вахту "Космос-52". Фоторазведчикам нипочем понедельники!
22 февраля 1965 года был запущен беспилотный "Восход-2" (под именем "Космос-57"). Полет начался успешно, корабль вышел на орбиту, но из-за ошибки оператора уже на первом витке взорвался...
Последний, при жизни С.П.Королева пуск "семерки" пришедшийся на понедельник, был произведен 4 октября 1965 года - точно в день 8-ой годовщины запуска знаменитого "ПС". На борту - десятая уже (!) станция, которая должна была впервые мягко опуститься на Луну. Но и эта попытка, естественно, стала неудачной - станция "Луна-7" разбилась при посадке.
Как видим, только четыре пуска из 11 (корабль "Восход" и 3 "Зенита"), произведенные по понедельникам закончились успешно. 65% говорят сами за себя... Печальная традиция понедельничных отказов продолжается на станции "Мир", у которой в 1997 году произошло сразу несколько довольно серьезных аварий. Все три аварийных отключения бортового компьютера произошли, конечно-же, по понедельникам...
Помимо "несчастливых дней недели" есть и "несчастливые даты", запускать в которые космические корабли опасно для жизни. Для Байконура это день 24 октября. Именно в этот день в 1960 году Байконуре произошел взрыв ракетоносителя МБР Р-16, унесшего жизни большого числа человек... С тех пор по этим дням на Байконуре не проводится никаких стартов и значимых работ на стартовых площадках. Тем более, что спустя ровно 3 года на этом космодроме вновь произошла катастрофа - 24 октября 1963 года во время подготовки к пуску учебной ракеты Р-9А по неосторожности пролилось горючее. При замене перегоревшей электролампочки из-за искры произошла вспышка; в пожаре погибло 8 ракетчиков-испытателей...
Ракетчики - люди конечно же материалисты по натуре. Но происходящие на практике более чем странные совпадения убеждают их лучше всякой теории.

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ "КОСМОС-2133" - искусственный спутник Земли советского производства, вокруг которого разгорелись споры среди независимых исследователей по поводу его возможного использования в уфологических целях. В конце 1990-х годов украинские контактеры стали утверждать, что истинное назначение суперсекретного аппарата - не просто наблюдать за околоземным пространством, а фиксировать появление НЛО. Возможно даже - предупреждать россиян о возможном вторжении из космоса инопланетных армад. Что же официально известно о таинственном аппарате? Выведен на орбиту 14 февраля 1991 года ракетоносителем "Протон-Д". Спутник "Космос-2133" в международных реестрах проходит под официальным N 1991-01-ОА. Масса спутника 2150 кг. Параметры практически круговой геостационарной орбиты таковы: апогей=35795 км, перигей=35777 км, наклонение=0,5 градусов, период обращения P=1436,1 мин (24 часа). Официальное назначение спутника значится как "изучение космического пространства", однако, специалисты считают, что спутник на самом деле предназначен для предупреждения о ракетном нападении на Россию со стороны вероятного противника, прежде всего стран из блока НАТО.

КОСМИЧЕСКИЙ АРТЕФАКТ - объект попавший на землю из космоса и имеющий признаки искусственного происхождения. Среди подобных загадок известен Канадский метеорит весом 150 килограммов, обнаруженный в 1960 году. Он представляет собой неизвестный науке металлический сплав с высоким содержанием магния. Находку не удалось связать ни с военной, ни с космической техникой земного происхождения, так как поверхность метеорита имеет следы длительного пребывания в космосе. В 1964 году в Чехословакии на глазах у очевидцев с неба упал 200-граммовый метеорит из сплава, не встречающегося в природе в естественном виде. Не смотря на легкое оплавление поверхности, она сохранила явственные следы механической обработки. В 1981 году над Тунисом прошел метеоритный "дождь" где среди прочих упавших камней был найден идеальный каменный куб с длиной ребра 20 сантиметров... Об истинной природе этих и других космических артефактов сегодня можно только догадываться.

КОСМИЧЕСКИЙ ВАТЕРГЕЙТ - преступное утаивание правительствами фактов, подтверждающих существование НЛО и посещения Земли пришельцами. Впервые это выражение применительно к правительству США использовал физик-ядерщик Стэнтон ФРИДМАН сразу же после как стал известен скандал Ватергейт (факт вторжения республиканцев в штаб Демократической партии в Ватергейтском комплексе города Вашингтон) и слово Ватергейт стало нарицательным. В настоящее время факт сокрытия вещественных доказательств и обломков НЛО доказан американскими уфологами в суде.

КОСМИЧЕСКИЙ ЗЛОЙ РОК "МИРА" - странная череда аварий и серьезных происшествий, случившихся на космической станции "Мир" в 1997 году. В 1986 году в космос ушла новая станция "Салют-8". Название это помнят лишь те, кто проектировал и строил эту космический дом нового поколения, так как едва только станция вышла на орбиту, весь мир узнал ее как "Мир". Скорая перемена имени "Салюта" - вовсе не только политический перестроечный шаг (якобы приписывают эту инициативу Горбачеву), на самом деле имя космического аппарата во многом определяло судьбу не только полета, но и экипажа. Хорошо, почти без поломок отработали корабли с именами "Луна", "Венера", "Вега", в то-же время не один аппарат с именами "Н", "Марс", "Фобос" не выполнил до конца своей программы. В 1994 предлагали переименовать аппарат "Марс-9" в какой-либо другой, но предложенное имя "Марс-94", затем измененное из-за задержки старта в "Марс-96", не оказалось спасительным - в ноябре 1996-го "Марс-96" благополучно утонул в Тихом океане. Что касается имени "Салют", то злой рок с небольшими перерывами преследовал эти станции с самого начала, самая массовая в советской истории гибель космонавтов (экипаж Добровольского, Волкова, Пацаева) произошла сразу при возвращении первой экспедиции с первого "Салюта". Станция "Мир" ("Салют-8") была усовершенствованным вариантом всех гражданских вариантов "Салюта" (в том числе и погибшего "Салюта-2"), но судьба ее коренным образом отличалась от предыдущих. С именем "Миру" повезло. В том смысле, что приключений и злоключений на "Мире" было больше, чем за всю предыдущую историю космонавтики, но все они закончились мирно.
В 1987 году на апрельский день космонавтики впервые в истории удалось состыковать корабли в буквальном смысле руками: космонавтам пришлось вытаскивать посторонний мешок из стыковочного узла, для чего понадобилось просовывать руку в 20-сантиметровую щель, рискуя быть зажатыми между двумя 20-тонными громадами. Так с огромным трудом удалось присоединить к "Миру" модуль-З "Квант". Как оказалось, имя "Квант" также относилось к разряду не очень удачливых, спустя короткое время модуль-Д "Квант-2" также испытывает те-же трудности при сближении с базовым блоком, и опять героизм космонавтов спасает модуль от предложения ЦУПа затопить непокорный модуль в океане.
Когда готовился для старта третий модуль, в весьма нервной атмосфере ожидания кто-то вовремя предложил избавиться от скомпрометированного названия и модуль-Т "Квант-3" подлетел для стыковки уже будучи известным всему миру как "Кристалл". Стыковка прошла великолепно! Но старое "девичье" название все же дало о себе знать.
В январе 1994 года экипаж "Союза ТМ-17" облетая станцию для визуального осмотра и находясь вблизи того самого модуля "Кристалл", неожиданно почувствовал, как их корабль стал закручиваться по углу тангажа. Почему автоматическое управление дало сбой и почему это произошло именно в такой наиболее опасный момент - установить до сих пор не удалось. Возможно, техника вышла из-под контроля и какую-то оплошность допустил космонавт Василий ЦИБЛИЕВ, во всяком случае достоянием гласности стала сделанная в тот момент запись переговоров между ним и сидящем за лазерным дальномером Александром СЕРЕБРОВЫМ. В момент аварии служебный диалог изобилует русскими непечатными выражениями и сводится в общем-то к одному вопросу: "...Куда ... ты, ..., рулишь...?" Но тогда рассуждать было некогда и экипаж едва только смог, перешел на ручное управление. Конечно же, мгновение было потеряно и "Союз" все-же ударился о "Кристалл" самой уязвимой своей частью - спускаемым аппаратом. Задержись космонавт еще на мгновение - и удар был бы сильнее. А дальше - либо произошла бы разгерметизация (правда, космонавты уже были наготове в скафандрах), либо повредилась бы теплоизоляционная обшивка СА, которая безусловно не выдержала бы тогда огненного спуска в атмосфере и превратила бы обоих членов экипажа в горстку пепла. Это происшествие навсегда вошло в историю как первое в мире столкновение в космосе двух аппаратов. Лиха беда начало.
Первый в мире серьезный пожар в космосе произошел на "Мире" спустя 3 года, в феврале 1997-го. Точнее, горел не центральный блок "Мира", а все тот-же злополучный первый "Квант". И на это раз русские парни в космосе не растерялись и пустили (впервые!) в дело огнетушители. Задымление было не слишком большим, но из-за того, что воздух на станции находится в замкнутом объеме, пришлось целый день ходить (т.е. летать) в респираторах, а запах гари держался даже спустя несколько недель. Космонавты - люди благодарные, и они безусловно помянули добрым словом покойного конструктора Королева, который является полноправным их спасителем. Когда-то на заре космонавтики, когда только прорисовывались основные контуры пилотируемых кораблей, Сергей Павлович категорически выступал за усложнение системы жизнеобеспечения, хотя был большой соблазн создавать в кабинах всех аппаратов кислородную атмосферу - и проще, и по массе легче, и в эксплуатации надежнее, и давление в кабине позволяло снизить до минимума. Американцы выбрали именно такую, хотя прекрасно знали единственный минус такого решения - в чистом кислороде пожар мог возникнуть от любой искры. Он и возник при первом удобном случае, унеся жизни трех членов экипажа "Аполлона" (астронавты не успели даже дотянуться до бесполезных огнетушителей). Чуть позже возгорание было и на "Салюте", космонавты в панике хотели покинуть станцию, но академик Мишин тогда правильно настоял - вернулись, устранили аварию и продолжили работать. Если бы на "Мире" была не кислородо-азотная "земная" смесь газов, а чистый кислород, то станция мгновенно превратилась бы в первый в мире крематорий на орбите, затушить пожар на котором невозможно в принципе. Разве что путем разгерметизации...
И первая в мире разгерметизация обитаемого отсека произошла тоже на "Мире". Во второй половине дня 25 июня 1997 года случилось второе в мире столкновение в космосе, второй раз за штурвалом корабля-тарана находился один и тот же космонавт - Василий ЦИБЛИЕВ. Случай вдвойне редкий - из сотен русских пилотов-таранов лишь единицы пережили 2 тарана, из сотен японских камикадзе - вообще никто, а здесь - 2 тарана в вакууме - и отделаться только легкими испугами, выговорами и временным отстранением от работы!.. Но началась авария задолго до этого - она была запланирована тогда, когда стали рушиться союзные связи между Россией и самостийной Украиной, где ранее производились некоторые детали системы "Курс" - той самой, которая обеспечивала до сих пор сближение и стыковку кораблей в космосе. "Первый звонок" прозвучал 4 марта, когда не удалась повторная стыковка "Прогресса М-33". Привезший припасы с Земли "Прогресс" отстыковали и отвели от станции, чтобы временно освободить стыковочный узел для "Союза ТМ-25", но вернуть с двух попыток обратно грузовик не смогли, помучившись с ним вдоволь, просто утопили его в океане вместе со столь нужными для космонавтов запасами свежей воды...
Причину неудач с тридцать третьим "Прогрессом" решили найти с помощью тридцать четвертого "Прогресса" и ...вновь неудачно! Грузовик отвели от станции, выдержали в отдалении полутора сотен метров и вновь разогнали в сторону комплекса. Думали, что разгоняют на экспериментально-тренировочную стыковку, а оказалось - разгоняли на таран! Задача состояла в том, чтобы попасть стыковочной штангой "Прогресса" в стыковочную воронку диаметром менее метра, на таких скоростях - задача ювелирная, но многократно повторявшаяся на практике. На несколько сот случаев успешных стыковок было всего несколько промахов, но всегда электроника заранее предупреждала об ошибке, и корабли успевали затормозить до того, как врубиться в боковую стенку или торец стыковочного узла. Пилотировавший грузовик дистанционно Циблиев понял, что промахивается и отдал команду на торможение... Однако, понял он это чуть позже, чем если бы это смогла бы понять стоявшая на "Прогрессах" система "Курс". "Тридцать четвертый" мог тормозить еще около 30 метров, но ...не сделал этого... возможно потому, что антенна, на которую передавалась команда с "Мира" к торможению была в тот момент возможно уже экранирована корпусом самого "Мира". "Прогресс М-34" врезался в модуль "Спектр" (бывший "Квант-4") на относительно малой скорости. Антенна грузовика задела за кремниевые элементы СБ, грузовик отлетел в сторону, ударил радиатор охлаждения, вновь задел солнечную батарею и только затем отфутболился в сторону. Американский член экипажа "Мира" Майкл ФОЭЛ даже не почувствовал толчка (по его словам). Однако, удар пришелся на одно из самых уязвимых мест - на ферму солнечных батарей, потянув за которую словно за большой мощный рычаг, можно было вывернуть все что угодно "с мясом". Влекомая массой корабля-тарана панель солнечных батарей выворотила из обечайки корпуса модуля свой собственный узел крепления. Пробоина!!! В образовавшуюся трещину площадью не более 4 кв.см немедленно хлынул воздух, Циблиев и Лазуткин услышали свист (за шумом вентиляторов это было непросто) и бросились к отсеку! Требовались самые срочные действия, счет шел на секунды. Так как заткнуть дыру не представлялось возможным в жертву космосу был принесен целый отсек - один из 6 модулей орбитального комплекса. Захлопнуть герметический люк быстро на старой станции почти невозможно (через люки проходят накинутые поверх временные провода и шланги), но оба российских члена команды действовали слаженно - и закрыли люк вовремя, потому как еще не успели они до конца загерметизироваться, как в отделенном модуле была уже космический холод и вакуум. Отдышавшись, космонавты поплелись докладывать на Землю о произошедшем. Помимо потери 1/6 объема станции, она разом потеряла и треть или даже половину всей энергии - кабели от СБ "Спектра" в спешке отключили при задраивании люка...
...Несмотря на старый корпус (местами - тоньше картона) и всем случайностям вопреки "Мир" продолжает вахту. Все больше и больше времени требуется на поддержание его в рабочем состоянии. Космонавты вынуждены управлять станцией вручную по причине периодических (строго по-понедельникам) поломок бортового компьютера, пролезать ужом в самые мелкие щели, ликвидируя течи в системе терморегулирования блока "Квант", а пока они это до конца не сделали, температура все в том же "Кванте" остается как в бане. Только не с водяным паром, а со спиртовым - из пробоин СТР в атмосферу станции улетучивается не что иное, как технический спирт. Проводить ремонт в такой дурманящей и сбивающей с ног горячей и одновременно горячительной атмосфере может только русская часть экипажа...

Категория: Мои файлы | Добавил: Nemiroff
Просмотров: 692 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

РЕКЛАМА


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz