Введение
Успешное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики невозможно без планирования его деятельности. Опыт развитых стран мира показывает, что планирование на уровне предприятия должно быть более жестким и детальным, нежели в условиях командно-административной экономики.
Экономический анализ, прежде всего, предназначен для ведения и использования непосредственно на предприятии и в отдельных его звеньях. Анализ изучает влияние технических, технологических и организационных показателей с отображением его воздействия на технико-экономические показатели. Кроме этого, в процессе анализа необходимо оперативно выявлять причины недостатков в работе, отыскивать резервы, помогать оперативному управлению улучшением труда.
Экономический анализ процесса производства или отдельных отраслей общественного хозяйства дает возможность выявить конкретные возможности повышения эффективности их работы при помощи определенных приемов и методов. Как наука экономический анализ является системой специальных знаний, которая предусматривает:
исследование экономических процессов во взаимосвязях, которые складываются под влиянием объективных экономических законов и показателей субъективного характера;
научное обоснование бизнес-планов, объективная оценка их выполнения;
выявление позитивных и негативных показателей и количественное измерение их влияния;
раскрытие тенденций и пропорций сельскохозяйственного развития, выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
обобщение лучшего опыта, принятие оптимальных управленческих решений.
Разобраться в особенностях хозяйственной деятельности объекта, который анализируется, означает раскрыть и понять основные причины влияния на выполнение бизнес-плана тех или других показателей, выяснить их действие и взаимодействие и в случае необходимости изменить степень их действия при помощи определенных методов и приемов экономических и математических расчетов.
Развитие и размещение отраслей агропромышленным комплексом
Значение, структура и уровень развития
Сбалансированное развитие всех звеньев АПК — необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Структура АПК России далека от совершенства: налицо серьезные структурные диспропорции. Одной из основных проблем, препятствующих нормальному, сбалансированному развитию всего АПК, является неразвитость рынка средств производства. До вступления в эпоху экономических реформ в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителями, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр.). Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России.
За годы кризиса первая сфера АПК, обеспечивающая сельское хозяйство средствами производства и производственным обслуживанием, оказалась в полном упадке, прекратили деятельность большинство предприятий. Вы пуск тракторов сократился в 12,5 раз, зерноуборочных комбайнов в 24 раза, плугов в 68 раз. Уровень использования мощностей сельскохозяйственного машиностроения — 8—12%. Обеспеченность комбайнами на единицу обрабатываемой площади в России в 4—5 раз меньше, чем в европейских странах. Износ основных фондов составляет 70%. Если в ближайшие годы положение не изменится, то только 30% земли будет обрабатываться машинным способом. Сейчас из-за дефицита удобрений ежегодно теряется 30 млн. т продукции сельского хозяйства в пересчете на зерно, при этом свыше 85% минеральных удобрений идет на экспорт. Для реанимации первой сферы АПК необходимо в первую очередь поднять платежеспособность сельхозпредприятий. Огромный диспаритет цен не позволяет сельхозпредприятиям приобретать технику, удобрения. За годы кризиса цены на промышленную продукцию выросли в 9,4 тыс. раз, а на сельхозпродукцию — в 1,7 тыс. раз. Даже, несмотря на предоставленную 40%-ю льготу при покупке удобрений сельхозпредприятия в настоящее время не в состоянии их приобрести.
Сельскохозяйственное производство — центральное звено АПК страны. Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Основными формами хозяйствования в этой сфере экономики являются сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), фермерские хозяйства.
За годы кризиса в сельском хозяйстве (из оборота) выведено более 30 млн. га сельхозугодий, на 17,5 млн. га уменьшились посевы культур, на 1,5 млн. га сократилась площадь орошаемых и осушенных земель. Производство зерна уменьшилось до уровня 1950-х годов. Производство мяса в животноводстве снизилось в 2 раза. Численность крупного рогатого скота сократилась на 28,4 млн. голов — это уровень 1949 г., свиней — на 22 млн. голов, овец и коз - на 42 млн. голов. Надои на 1 корову составляют 2 233 л в год, хотя в экономически развитых странах в ведущих хозяйствах от одной коровы получают до 12 000 л молока в год. Капитальные вложения в сельское хозяйство в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократились почти в 25 раз.
Слабым развитием характеризуется и перерабатывающее звено АПК. Несбалансированность комплекса приводит к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери составляют 30% собранного зерна, 40—45% — картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55— 60%, степень износа оборудования составляет 76%. Последние годы характеризуются разрушением связей сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими, наметилась устойчивая тенденция в сельском хозяйстве самим перерабатывать и реализовывать продукцию, что снижает эффективность АПК в целом.
Производство продукции и производительность труда в целом по АПК за годы кризиса сократились в 2 раза.
В 1999 и 2000 гг. наметились положительные тенденции - объем валовой продукции вырос соответственно на 2,4% и 3,2%. При сохранении этих тенденций по прогнозным данным возможно к 2008 г. достижение уровня 1989 г., а к 2015 г. — увеличение производства в 2 раза. Для этого необходимо реальное внедрение рыночных методов хозяйствования, нужна эффективная государственная поддержка этого важнейшего сектора экономики. В противном случае на ближайшие годы можно рассчитывать только на минимальное обеспечение внутренних потребностей, будет расти/ импорт продовольствия, возможна полная деградация материально-технической базы.
Главная цель современной аграрной политики — формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего население продовольствием, а промышленность сельскохозяйственным сырьем, повышение уровня доходов занятых агропромышленным производством, социальное развитие села, обеспечение продовольственной безопасности страны.
Развитие сельского хозяйства и основные формы собственности
Сельское хозяйство является особой сферой экономики, кардинально отличающейся от всех других сфер, так как главным средство производство в сельском хозяйстве — это земля. Она в отличие от других средств производства — не продукт труда человека. При рациональном использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет основного и самого ценного своего качества — плодородия, но может даже увеличить его, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля одновременно является и средством производства, и предметом труда. В качестве средств производства также выступают растения и животные. Другой важной особенностью сельскохозяйственного производства является сезонность, которая обусловливает неравномерность в производстве продукции, использовании рабочей силы, потреблении и использовании материальных и финансовых ресурсов в течение года.
Сельское хозяйство в отличие от других сфер очень зависимо от природных факторов. Они влияют на размещение сельскохозяйственного производства, его отраслевую структуру, обусловливают территориальные различия и нестабильность объемов производства по годам. Сельскохозяйственные культуры имеют существенные отличия в продолжительности вегетационного периода, в необходимом количестве тепла, света, влаги, предъявляют свои требования к качеству почв. Это определяет и особенности их размещения не только по регионам, но и внутри отдельных хозяйств. Природные факторы через кормовую базу влияют и на размещение животноводства. Развитие науки и техники позволяет ослабить влияние природных условий, но до определенных пределов.
Важнейшими природными факторами размещения и специализации сельского хозяйства являются следующие: качество почв; продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом); суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом); условия увлажнения, количество осадков; вероятность повторяемости неблагоприятных метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия); обеспеченность водными ресурсами; топографические условия местности и др. В большей степени природные факторы влияют на размещение отраслей растениеводства, причем в неодинаковой степени, определяя ареалы их возделывания. Для ряда культур (преимущественно теплолюбивых) эти ареалы чрезвычайно ограниченны, например, для винограда, чая, цитрусовых и др. Для других — гораздо шире (ячменя, яровой пшеницы, картофеля и др.). На размещение животноводства природные факторы оказывают менее существенное воздействие, проявляясь через кормовую базу. Наиболее зависимым от природно-климатических условий является пастбищное животноводство (некоторые направления овцеводства, скотоводства; оленеводство, коневодство и др.). Здесь можно выделить такие факторы, как наличие пастбищ, их размеры, состав растительности и продолжительность периода их использования.
Для размещения сельского хозяйства также чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, существуют региональные особенности структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства овощей, картофеля, сахарной свеклы и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование специализированных квалифицированных кадров способствует росту производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались. В ряде случаев социально-демографические факторы существенно ограничивают возможность производства, влияют на вывоз многих видов продукции, ранее определявшийся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд.
К наиболее существенным экономическим факторам размещения и специализации сельского хозяйства можно отнести местоположение хозяйств по отношению к потребителю, обеспеченность производственной и транспортной инфраструктурой, имеющийся производственный потенциал, достигнутый уровень экономической эффективности, обеспеченность средствами производства, транспортабельность продукции, развитие межрегиональных связей, уровень научно-технического прогресса.
Сельское хозяйство России характеризуется крупными масштабами производства. Объем сельскохозяйственного производства в 2000 г. составил 844,9 млн. руб. Россия занимает 2-е место в мире по производству картофеля и молока, 6-е место — по производству мяса, 7-е место — по зерновым культурам. В 2000 г. валовой сбор зерна составил 65,4 млн. т ( в весе после доработки), сахарной свеклы — 14, подсолнечника — 3,9, картофеля — 33,7, овощей -12,3 млн. т. Посевные площади составляют 88 329 тыс. га, в том числе под зерновыми — 46 555 тыс. га, под техническими культурами — 7 505 тыс. га. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 7 млн. т, молока — 31,9 млн. т, яиц — 33,9 млрд. штук. В животноводстве было израсходовано 108,2 млн. т кормов, в том числе 39,1 млн. т концентрированных.
В России очень низок уровень урожайности сельскохозяйственных культур: урожайность зерновых в 2000 г. составила 15,6 ц. с га, сахарной свеклы — 18,8, подсолнечника — 9,0, картофеля — 104, овощей — 145 ц с га. Это в 2—3 раза ниже, чем в развитых странах даже в зонах с близкими природно-климатическими условиями. По уровню производительности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает в 3—4 раза от развитых стран.
Очень остро стоят социальные проблемы села: по всем показателям уровень жизни на селе значительно уступает городскому. Мала обеспеченность учреждениями культуры, здравоохранения, народного образования, специалистами этих сфер, рацион питания более скуден и менее сбалансирован, заработная плата значительно ниже, а цены выше и т.д. Все это ведет к миграции населения из деревни в город, причем выбывает население молодых возрастов, идет процесс старения населения, и вымирания российского села. Природно-ресурсный потенциал России позволяет производить здесь практически все основные виды сельскохозяйственной продукции, лишь некоторые из них ограничены природными условиями (теплолюбивые фрукты и овощи и др.). Тем не менее, наша страна является одной из основных стран - импортеров продовольствия. Основные причины — неэффективное производство, большие потери и низкое качество продукции.
Россия относительно хорошо обеспечена сельскохозяйственными угодьями, но их размеры постоянно сокращаются, что обусловлено изъятием земель под промышленное, транспортное, жилищно-коммунальное строительство, а в последние годы и убыточностью сельскохозяйственного производства. Постепенно снижается и размер площади сельхозугодий и пашни на душу населения. Поэтому основное направление дальнейшего развития сельского хозяйства - его всемерная интенсификация. Интенсификация означает увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади с целью повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции. Она является наиболее эффективным способом развития производства. Основные направления интенсификации — комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства — осуществляются на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.
Основными отраслями сельского хозяйства являются растениеводство и животноводство, в которых выделяются под отрасли: зерновое хозяйство, кормопроизводство, производство технических культур (льноводство, свекловодство и пр.), садоводство, овощеводство, скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, кролиководство, прудовое рыбоводство, звероводство, пчеловодство и пр.
Растениеводство производит 52% всей сельскохозяйственной продукции в России. Эту отрасль можно считать основой сельского хозяйства, так как от ее развитии во многом зависит и уровень животноводства.
Зерновое хозяйство занимает ведущее место в растениеводстве: под зерновыми занято более половины пашни, на него приходится более трети стоимости валовой продукции растениеводства и почти треть всех кормов в животноводстве. Отрасль имеет и огромную социальную значимость, так как хлебопродукты формируют 40% дневной потребности рациона человека в пище. Зерно — основной источник дохода для основной части сельских товаропроизводителей. Отрасль формирует значительную часть бюджета страны.
В последние годы произошло снижение урожайности и валовых сборов зерна. Это обусловлено сокращением посевных площадей и прежде всего снижением интенсификации сельского хозяйства. Ежегодный вынос питательных веществ из почвы в 5 раз превышает его возврат с минеральными удобрениями.
В 2000 г. валовой сбор зерна составил 65,4 млн. т, урожайность — 15,6 ц с га убранной площади. Основными поставщиками зерна являются сельхозпредприятия, они производят свыше 90% всего зерна.
Основная зерновая культура в России — пшеница, озимая и яровая. Озимая пшеница — более урожайная культура по сравнению с яровой, но она более требовательна к почвам, это теплолюбивая культура. Основные районы ее производства — Северный Кавказ и Центральное Черноземье. Посевы яровой пшеницы сосредоточены в Поволжье, на Южном Урале, в Сибири, Нечерноземье.
Менее прихотливая культура — рожь, поэтому ее посевы располагаются преимущественно в районах Нечерноземной зоны России. Посевные площади ржи постоянно сокращаются.
Ячмень можно выращивать практически повсеместно, он выдерживает перепады температур в период вегетации, засухоустойчив. Основные регионы производства: Северный Кавказ, Центральное Черноземье и Поволжье; выращивается ячмень также на Урале и в Сибири.
Овес — влаголюбивая, но не требовательная к почвам культура, выращивается в лесной зоне: в Волго-Вятском регионе, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. Ячмень и овес используются для кормовых целей и в пищевой промышленности.
Кукуруза — теплолюбивое растение, на зерно она выращивается в южных районах страны: на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье, Нижнем Поволжье.
Основные крупяные культуры: просо, гречиха, рис. Просо выращивают преимущественно в степной зоне: в Центральном Черноземье, Поволжье, на Северном Кавказе, на Урале. Гречиха предъявляет повышенные требования к условиям увлажнения, плохо переносит повышенную температуру воздуха. Основные районы производства: Центральное Черноземье, Поволжье, Урал.
Рис выращивается в России на Северном Кавказе, в низовьях Волги и в Приморском крае (Дальний Восток) на орошаемых землях.
Зернобобовые (горох, фасоль, чечевица, соя и др.) имеют большое значение и как пищевые культуры, и для кормовых целей, обеспечивая потребности животных в протеине.
Масличные культуры в России являются основным источником пищевых и технических растительных масел. Основной масличной культурой является подсолнечник. На зерно его возделывают на Северном Кавказе, в Поволжье, Центральном Черноземье.
Из других масличных культур наибольшее значение имеют соя, лен-кудряш, горчица, клещевина. Конопля — важная прядильная и одновременно масличная культура. Основная часть конопли производится на Северном Кавказе и в Нечерноземье.
Ведущей технической культурой в России является лен-долгунец. Он возделывается в центральных, северных и северо-западных областях европейской части России.
Сахарная свекла используется в России для производства сахара, ботва и отходы ее переработки - ценный корм для скота. Основные свеклосеющие районы — Центральное Черноземье и Северный Кавказ.
Картофель в стране выращивается практически повсеместно, однако картофелеводство является товарной отраслью в Центре и Западной Сибири.
Основные посевы овощей находятся на Северном Кавказе, в Поволжье, в Центральном Черноземье и некоторых других регионах. В южных районах выращиваются плоды и ягоды.
Министерством сельского хозяйства РФ подготовлена программа "Зерно" на период 2001—2005 и до 2010 г. Главная цель программы — обеспечение устойчивого производства и развитие рынка зерна. На базе внедрения новых производственных систем, включающих новейшие технологии производства зерна, удобрений, средств защиты, техники, предполагается увеличение валовых сборов к 2005 г. до 90—92 млн. т, а к 2010 г. — до 120—140 млн. т. Новые производственные системы, по прогнозным данным, могут обеспечить рост урожайности зерновых до 20—24 ц с га в среднем по стране. Для достижения этих результатов необходимо совершенствование и системы налогообложения. В отрасли ежегодно для проведения модернизации должно накапливаться не менее 20 млрд. руб. Государственное регулирование должно быть направлено на легализацию зернового рынка, лицензирование деятельности элеваторов, создание системы зерновых бирж, обеспечение современной инфраструктуры для производства и сбыта зерна, регулирование сезонных колебаний цен, совершенствование оборота и учета земельных ресурсов. Программой предусматривается финансирование за счет внебюджетных источников на условиях краткосрочного и долгосрочного кредитования и бюджетных средств для перевооружения базовых хозяйств в основных зернопроизводящих районах. В 2001 г. число таких хозяйств планируется довести до 20, в 2002 г. — до 60. При успешной реализации программы Россия сможет обеспечить не только продовольственную независимость, но и выйти на внешний рынок.
Животноводство является одной из основных отраслей сельскохозяйственного производства: оно дает 48% валовой продукции, аккумулирует 75% основных производственных фондов и 70% трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Значение животноводства определяется также тем, что оно производит самую необходимую и биологически ценную продукцию в рационе питания человека.
Эффективное производство продукции животноводства невозможно без создания прочной кормовой базы. Кормовая база – это производство, хранение и расходование кормов для всех видов животных и птиц. Кормовая база животноводства зависит от природных условий и в результате оказывает влияние на специализацию животноводства (выращивание того или иного вида скота), на размещение его отдельных отраслей. Например, разведение крупного рогатого скота мясного направления и овцеводство развиваются и размещаются там, где есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, а свиноводство и птицеводство ориентируются на земледельческую кормовую базу. От природных условий и от кормовой базы также зависит продолжительность и возможность пастбищного и стойлового содержания животных, выбор рациональной структуры стада, его поголовья, технология выращивания и откорма скота, что в конечном счете отражается на эффективности производства и его целесообразности. Значимость кормовой базы также определяется тем, что удельный вес кормов в себестоимости продукции животноводства России составляет 60— 80% в зависимости от вида и района производства.
Проблема кормов в сельском хозяйстве России является одной из самых острых. Низкая продуктивность животноводства напрямую связана с низким уровнем кормления животных (например, по калорийности в год он составляет лишь 57—61% от уровня его в США). Большую часть кормов дает полевое кормопроизводство. Под кормовыми культурами занято 38% пашни, и 3/4 сбора кормов со всех кормовых площадей обеспечивается за счет этого источника. Также 2/3 валового сбора зерна используется в кормовых целях. Важным источником получения кормов служат сенокосы и пастбища, площади посевов кормовых культур постоянно растут, тем не менее, их структура нуждается в совершенствовании, так как недостаточен удельный вес зерновых и зернобобовых культур. Очень низка в России продуктивность природных сенокосов и пастбищ, дающих дешевые и необходимые грубые и зеленые корма, что связано с неудовлетворительным культур техническим состоянием природных угодий, экстенсивной системой ведения лугово-пастбищного хозяйства в стране. Большие площади нуждаются в проведении мелиоративных работ.
Положение с кормами осложняется тем, что до 30% заготовленных кормов теряют свою кормовую ценность из-за нарушений в технологии заготовления и хранения, не говоря уже о физических потерях. Значительная часть кормов из-за недостатка в количестве и неправильной технологии скармливания расходуется не на получение продукции, а на поддержание жизни животных, что отрицательно сказывается на эффективности производства и увеличивает кормо емкость продукции. По этому показателю Россия не имеет аналогов среди развитых стран, хотя хозяйства постоянно испытывают большой дефицит в кормах.
Основным направлением в решении проблемы кормов является интенсификация кормопроизводства. Она включает мероприятия по улучшению структуры кормовых площадей, повышению урожайности кормовых культур, продуктивности сенокосов и пастбищ, мелиорации и химизации кормовой базы, улучшению семеноводства кормовых культур, укреплению материально-технической базы кормопроизводства, внедрению новых форм организации труда и др.
Ведущей отраслью животноводства является скотоводство. На 1 января 2000 г. численность поголовья крупного рогатого скота в России составила 27,2 млн. голов, в том числе 12,7 млн. голов коров; 37,4% поголовья приходится на хозяйства населения. Крупным поголовьем обладают Средний и Южный Урал, Поволжье, Западная Сибирь и Северный Кавказ.
Молочное и молочно-мясное скотоводство располагается преимущественно в пригородных зонах с учетом близости к потребителю и обеспеченностью трудовыми ресурсами, так как эта отрасль очень трудоемкая. Для развития молочного скотоводства необходимо большое количество сочных кормов, основную часть которых дает полевое кормопроизводство, а также нормально увлажненные летом пастбища, что способствует росту молочной продуктивности. Традиционно молочное скотоводство тяготеет к районам интенсивного земледелия. Основные районы молочного и молочно-мясного скотоводства: лесные (Нечерноземье), лесостепные и степные районы (Среднее Поволжье, Средний Урал, Сибирь).
Мясное и мясомолочное скотоводство преимущественно экстенсивного типа развито в засушливых степных, полупустынных районах: в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, Южном Урале, на юге Сибири. Здесь на естественных кормовых угодьях при минимальных трудовых затратах можно получать самую дешевую говядину. Развитие мясного скотоводства интенсивного типа характерно для районов развитого земледелия и пригородного хозяйства. Откорм животных осуществляется на продукции полевого кормопроизводства, отходах переработки технических культур с применением промышленных технологий на крупных животноводческих комплексах. Мясным скотоводством этого типа выделяется Северный Кавказ, Сибирь.
Овцеводство и козоводство дают ценные виды продукции, а также способствуют повышению использования сельхозугодий, потому что используют не пригодные для других видов скота пастбища, содержание овец обходится дешевле других животных. Поголовье овец в России насчитывает 14,4 млн. голов, причем на хозяйства населения приходится 63,3%. Основная часть поголовья сосредоточена на Северном Кавказе, в Поволжье, Восточной Сибири и на Урале. Направления овцеводства, зависящие от кормовой базы: тонкорунное (степи Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Сибири), полутонкорунное (Центр, Среднее Поволжье), шубное (север и северо-запад Нечерноземья).
Наиболее продуктивной отраслью животноводства является свиноводство. Поголовье свиней в России составляет 16,4 млн. голов. Свиноводством занимаются во всех экономических районах страны, но наибольшее развитие оно получило в зонах зернового хозяйства и картофелеводства: на Северном Кавказе, в Поволжье, Центре. Свиноводство на интенсивной основе развивается в пригородных зонах, оно широко использует отходы пищевой промышленности и общественного питания.
Птицеводство — одна из наиболее скороспелых отраслей в животноводстве, размещается повсеместно, но в основном оно сосредоточено в южных районах крупного зернового хозяйства.
Козоводство имеет товарное значение на юго-востоке европейской части страны и в горно-степных районах Сибири.
В животноводство входят также следующие отрасли: коневодство, мараловодство, оленеводство, кролиководство, шелководство, пчеловодство и др. В перспективе предстоит наращивать производство продукции животноводства за счет углубления специализации, перевода его отраслей на интенсивный путь развития.
В современной территориальной структуре сельскохозяйственного производства особенно выделяются Центральный, Приволжский, Южный и Сибирский федеральные округа. В соответствии с прогнозом развития сельского хозяйства Российской Федерации, в Центральном федеральном округе рост производства будет обеспечен в первую очередь за счет Московской, Тульской и Белгородской областей, в Приволжском — за счет Республики Марий Эл и Кировской области. Особое место занимает Республика Татарстан, где успешно реализуется региональная программа "Развитие АПК Татарстана на 2000—2010 годы". В Самарской и Саратовской областях также прогнозируется значительное увеличение производства за счет роста урожайности в 2 раза. Ведущий на Северном Кавказе и в стране — Краснодарский край, на втором месте — Ростовская область. Высокие темпы роста намечены и в Ставропольском крае. В Приволжском округе мощным районом сельскохозяйственного производства является Республика Башкортостан, аналогичные показатели и в Оренбургской области. В Сибири крупнейший район сельскохозяйственного производства — Алтайский край. На Дальнем Востоке основные объемы сельскохозяйственного производства приходятся на Хабаровский край и Амурскую область.
Экономические проблемы агропромышленного комплекса
В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован. Ситуация в аграрной сфере осложняется кризисом финансовой системы, отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродливые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.
Все эти проблемы вызывают необходимость эффективного проведения аграрной реформы, основными направлениями которой являются:
земельная реформа;
утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности; приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса; создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе; социальное преобразование села.
Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться более эффективно. Проведение земельной реформы направлено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.
Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", а также в Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю, важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции; поэтому выработан механизм государственного регулирования этого процесса. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.
На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.
Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.
Идет создание рыночной инфраструктуры в АПК. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги, разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения, обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.
Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), т.е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, в малонаселенные регионы.
В развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве большой вклад внесло решение Правительства России с 1993 г. формировать государственные ресурсы на контрактной основе по свободным ценам, отменить обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва будет осуществляться на средства государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей — только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним договора по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотацию производителям животноводческой продукции, компенсацию стоимости горючесмазочных материалов и т.д. Договора будут заключаться на конкурсной основе. Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно до 2% общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимы долгосрочное кредитование и не менее 3—5 лет, чтобы встать на ноги.
Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризиса. Ведущую роль в этом процессе играет завершение институциональных преобразований, реформирование отношений собственности. Уже сейчас основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перерегистрирована. Доля государственного сектора сократилась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности на землю и имущество. Хотя разгосударствление проходило довольно формально, оно все же создало благоприятные условия для развития рыночных отношений в АПК и для будущего подъема производства. Изменение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: акционерных обществ открытого и закрытого типа, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. 55% их общего числа приходится на предприятия акционерного типа (акционерные общества и товарищества), 45% — предприятия кооперативного типа (колхозы, производственные кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия). Развитие кооперативных отношений — приоритетное направление аграрной реформы.
В АПК предусматривается развитие, как производственной сельскохозяйственной кооперации, кооперации крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации. Для формирования класса реальных собственников в рамках реформы будет поддержано и создание полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных) товариществ.
Большое внимание будет уделено развитию агропромышленной интеграции во всех ее формах, от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке и хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием).
За годы реформы изменились производственные отношения: вместо административных методов управления — полная хозяйственная самостоятельность, ориентация на экономическую эффективность производства.
Совершенствование отношений собственности в аграрном секторе экономики потребует формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, полной выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства создается рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования, а также разработан механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы.
Различны направления федеральной поддержки по регионам страны: в основных сельскохозяйственных базах страны — повышение эффективности производства, в районах депрессивного сельского хозяйства — создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Государственная поддержка в первую очередь будет направляться не самим производителям сельхозпродукции, а образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит быстро поднять эффективность АПК.
Финансово-лизинговая деятельность в аграрном секторе также нуждается в государственной поддержке. Она предусматривает развитие системы сельскохозяйственного кредита (банковского и в небанковского) и лизинга. Создание системы сельских кредитных кооперативов, ипотечных кредитов, коммерческих сельскохозяйственных банков намечается провести в ближайшие годы.
Государственная поддержка будет также предоставлена предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию на мировом рынке.
Социальное развитие села будет проходить в рамках целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения.
В рамках совершенствования налоговой системы, повышения ее эффективности предусматривается переход к единому земельному налогу. Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособность сельхозпредприятий, реструктурировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
Кризисную ситуацию с материально-технической базой сельского хозяйства предполагается решить за счет развития сети машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслуживания сельскохозяйственных производителей, а также за счет совершенствования производственно-технической базы через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.
Несостоятельные перерабатывающие предприятия будут продаваться отечественным инвесторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий.
Рост продукции предполагается осуществить за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы, совершенствования структуры производства продукции животноводства.
Аграрная реформа предполагает создание всероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации экономических районов, интенсификации сельскохозяйственного производства при свободном взаимодействии спроса и предложения с элементами государственного регулирования рынка.
В последние годы в сферу аграрных отношений активно внедряются рыночные методы хозяйствования: ликвидация монополии государства на землю, разгосударствление сельскохозяйственных предприятий, развитие многоукладное™, создание фермерских хозяйств, внедрение рыночных принципов распределения продукции, материально-технических ресурсов. Однако реального рыночного оборота земли и земельного рынка пока нет. До сих пор идут дебаты о продаже земли, сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения. Вопрос о земле, как и прежде, является основным вопросом экономического реформирования страны, главным камнем преткновения на пути рыночных преобразований. Фактически уже 80% земли находится в частной долевой собственности, но пока не сложилась система эффективного владения землей. Необходим механизм, позволяющий перераспределить главный экономический ресурс в сельском хозяйстве — землю — в пользу тех, кто в состоянии рационально и эффективно ее использовать, кто может внедрять новейшие производственные технологии и на их основе производить высококачественную и рентабельную продукцию, обеспечивать полностью внутренние потребности страны и экспорт. Для этого, безусловно, необходим реальный рынок земли. Государство со своей стороны должно обеспечить регулирование земельных отношений, равенство всех видов собственности в этом секторе экономики, поддержку эффективных товаропроизводителей и первое время защиту их от жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей. Оно также должно помочь переориентировать инвестиции в аграрным сектор, обеспечить социальную поддержку сельских жителей.
Заключение
Итак, мы рассмотрели агропромышленный комплекс. Из всего вышесказанного можно сделать выводы об этом Комплексе. Несмотря на имеющийся потенциал и ресурсы, присвоены проблем, которые необходимо решить для стабилизации и повышения благосостояния агропромышленной отрасли, и как следствия, благосостояния региона.
Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений: стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;
придание аграрной реформе основной целевой функции - роста производства;
осуществление протекционистской аграрной политики;
внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.
Каждая из этих проблем требует серьёзных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды средств производства. Большинство сельхозпредприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требуют серьезной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.
Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства на сельскохозяйственной, в особенности товарной, продукции.
Весьма серьезной является и задача осуществления аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя.
Кризисную ситуацию с материально-технической базой сельского хозяйства предполагается решить за счет развития сети машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслуживания сельскохозяйственных производителей, а также за счет совершенствования производственно-технической базы через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.
Как видно, при достаточно хорошо проработанной программе развития, правильном распределении государственных средств любая отрасль сможет выйти из кризисной ситуации. Это можно с уверенностью сказать и про Новосибирскую область. Видна чётко проработанная программа по агропромышленному комплексу, как в целом, так и по отраслям, что, несомненно, является хорошим заделом на будущее для отрасли.
|