ИСТОРИКО ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ   Воскресенье, 24.11.2024, 20:47



ХРОНОГРАФ                                    
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [462]


Статистика

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений


Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
21.08.2011, 19:37

УАРАС - аномальная зона, район в Западных Кольдильерах (Перу), где согласно данным перуанских уфологов, очень часто наблюдаются появления НЛО. Так например, летом 1996 года ужасную панику среди перуанских пастухов вызвало появление и приземление с ужасным грохотом и резким похолоданием окружающего воздуха сразу 2 тарелкообразных аппарата, из одного из которых вышло 2 большеголовых человекоподобных существа, которые брали пробы в местном ручье. [Сообщение ИТАР-ТАСС от 24.08.1996]. Полее поздние сообщения о проявлениях АЯ в этом районе были не столь подробны.

УАЦАМОНГА (Нартамонга, Амонга, "Указательница") - в старых осетинских нартских легендах волшебная четырехугольная чаша-"индикатор", присутствующая обычно на пирах, неиссякаемая и постоянно наполняющаяся вкуснейшими напитками. Чаша "Указательница" хранилась в доме Алагата, где обычно совершаются пиры нартов, и использовалась для проверки правдивости воинов: если кто-либо из пирующих говорил правду о своих ратных подвигах, волшебная чаша сама поднималась к его губам, если хвастался - оставалась на месте. На одном из пиров Уацамонга поднялась лишь ко рту Батрадза, после того как он рассказал о сражении с небесными силами, в котором убил 7 дауагов, ээдов, а также сына владыки хлебов Хоралдара Бурхор-али. Затем по велению Батрадза чаша с хлебной брагой, поднялась к губам Хамыца, но когда он захотел хлебнуть, на поверхность всплыли и устремились в его рот ящерицы, змеи и лягушки.
Согласно балкарскому варианту древней легенды, на послевоенных пирах уже перед каждым нартом стоял бочонок, наполовину наполненным хмелем. Если подвиги, которыми похвалялся очередной нарт, были верны, близлежащий бочонок трижды переливался через край.
У древних скифов свойствами Уацамонги обладал волшебный золотой кубок, упавший с неба, Из него могли пить только те, кто в праведном бою убил врага.

УБАР - легендарный и удивительный по своей истории затерянный город, погибший от неведомой катастрофы. Упоминавшийся поначалу только анонимными авторами "Сказок 1001 ночи", Убар всегда считался литературной выдумкой, но в 1990 году археологи из США обнаружили в песках Омана странные развалины многочисленных башен, построенных 4500 лет назад. Снимки из космоса, на которых в песках видны древние караванные пути, показали, что все они сходятся к этому месту. Ученые предполагают, что это и есть легендарный Убар. Древний город действительно погиб во время природного катаклизма. Оказывается, что скорей всего он был построен над огромной карстовой пустотой, которая однажды провалилась.

УГЛЕРОДНАЯ ЖИЗНЬ - гипотетическая форма существования высокоорганизованной материи, основой которой является способность атомов углерода образовывать полимерные молекулярные цепочки. Образовывающиеся на основе углеродных (углеводных) полимеров сложные химические комплексы (включающие также азот, водород, серу), называемые белковыми молекулами, приобретают ряд новых свойств, в частности, способны сохранять свою сложную внутреннюю структуру при внешних воздействиях. Энергетической основой углеродной жизни являются реакции окисления углерода и углеводных соединений кислородом. Химическая активность белковых молекул возможна только в водных растворах, что ограничивает внешние физические условия углеродной жизни условиями существования жидкой воды.

УЗЗА (Ал-Узза, "Всемогущая") - в древнеарабских мифах могущественная богиня планеты Венера, одна из дочерей Аллаха и Аллат.

УИЦРАОР - согласно описаниям философа Даниила АНДРЕЕВА, якобы существующий демон великодержавной государственности, могущественное, разумное и в тоже время хищное существо, обитающее в одном из иноматериальных слоев планетарного космоса. Это неведомое нам пока существо играет двойственную роль, как плохую (великодержавие), так и хорошую (подъем национального сознания). Поведение Уицраора описано в книге Д.Андреева "Роза мира".

"УЛИСС" - автоматический космический аппарат, зонд, пролетевший над южным полюсом Солнца. Данные, которые передал этот аппарат на Землю, озадачили ученых. Во-первых, выяснилось, что Солнечная система мчится через галактику со скоростью 95 тысяч километров в час - это много быстрее, чем считалось ранее. Во-вторых, оказалось, что магнитное поле вблизи полюса Солнца ведет себя не так, как предписывает теория. Согласно ей магнитные линии там должны быть параллельны, а они, как оказалось, завинчиваются по спирали. Эти странности не нашли пока объяснения.

УИТБИ, Whitby - возможное аномальное место, английское аббатство, известное большим количеством наблюдавшихся очевидцами привидений. Именно здесь находится замок, печально знаменитый тем, что его мрачные стены вдохновили писателя Брэма СТОКЕРА на написание книги "Лорл Дракула". Появление в замке привидений отмечается и по сей день, в чем, например, уверен управляющий аббатством Лэсли СТЭИНТОРП, который однажды утром лично видел в просвете окна в замке силуэт полупрозрачного привидения. Местные жители также в один голос утверждают, что помимо замка призраки также облюбовали местное кладбище, а также монастырь, в стену которого когда-то замуровали нарушившую обет монахиню, которая имела неосторожность полюбить заезжего рыцаря.

УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ - "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины "Джоконда (Мона Лиза)" носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном - взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего - объяснения пока нет.
Итак, если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр - в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте зайти в зал, где выставлена, наверное, самая знаменитая картина мира - шедевр великого флорентийца, титана Возрождения Леонардо да Винчи. Только было бы неплохо, если вы с "Джокондой" не были бы наедине. Был случай, когда у картины надолго задержалась русская туристка вечером, когда музей закрывался. Посетителей в зале не было - можно без помех попытаться проникнуть в замысел автора. Через минуту ей стало не по себе, а затем и вообще возникла тоска и стало страшно. По-видимому у нее начиналось проявление синдрома Стендаля, когда люди внезапно падают в обморок перед некоторыми произведениями искусства, особенно перед творениями великих флорентийцев. Впервые такое случилось с самим Стендалем, а к настоящему времени подобных случаев зарегистрировано несколько сотен. Туристку избавило от обморока то, что она прервала контакт с картиной и поспешила на выход. Только на улице успокоилась, но тяжелое впечатление сохранялось долго...
Леонардо да Винчи, хотя ему исполнился 61 год, был полон физических и творческих сил, когда его призвал в Рим Джулиано Медичи - брат и ближайший соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной синьоры Пачифики Брандано. Пачифика - вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито.
В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи - и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. Пачифика на картине была как живая, что изумляло зрителей. Правда у некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь морская сирена, а то и еще что-нибудь похуже. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с изображением.
Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом свидетельствует картина его учителя Вероккио "Товия с рыбой", при написании которой моделью архангела Михаила послужил Леонардо. Да и в статуе Давида учитель несомненно воспроизвел облик своего ученика с его характерным насмешливым выражением лица.
Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что моделью для "Джоконды" явился сам автор, т.е. картина - его автопортрет в женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом красным карандашом, хранящимся в Турине, не опровергло это предположение. Определенное сходство действительно имеется, но этого совершенно недостаточно для каких-то дальнейших выводов. Кстати, Леонардо говорил, что многие живописцы, кого бы ни изображали, портретируют самих себя. Хотя это утверждение было укором другим, но оно вполне могло в определенной мере коснуться и его самого. Некоторые собственные черты живописца могли объединиться с чертами модели, тем более, что он заканчивал работу над портретом в ее отсутствие. Скорее всего именно это и заметил компьютер.
Непростой сложилась судьба Пачифики. Ее брак с испанским дворянином был недолгим - муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Да и здоровье самого Леонардо за время работы над портретом пришло в полное расстройство. Судьба людей, приближающихся к Пачифике, оказалась трагической, подобно бабочке, летящей к огню. Видно она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы, забирать их энергию и жизнь. Вполне возможно, что ее прозвище было Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их судьбами. Но игра с таким хрупким предметом всегда кончается одинаково - предмет разбивается. И гениальность автора знаменитого портрета заключалась не только в точном воспроизведении физического облика своей модели, но в необыкновенной по достоверности передаче ее роковой сущности.
Джулиано Медичи, желавший укрепить связь с французским королевским семейством, женился на принцессе Филиберте Савойской. Но в составе свиты вместо Леонардо в Савойю отправился его ученик Чезаре да Сесто. Для того, чтобы не огорчать невесту изображением недавней возлюбленной, Леонардо был оставлен в Риме, продолжая вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя являющейся совершенно законченной. Но какая-то сила заставляет его продолжать работу, хотя на него нередко накатывается усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая рука его трясется все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней. Кстати, особенностью Леонардо был особый вид его письма - справа налево, причем буквы писались зеркально отраженными. То ли так ему было удобно писать левой рукой, то ли свои записи он таким образом укрывал от чужого взгляда. Мог он писать и обычным способом, применяя его иногда среди своего текста для окончательного запутывания любопытных.
Леонардо часто развлекался причудливыми забавами. Когда однажды садовник поймал ящерицу странного вида, Леонардо на нее нацепил сделанные из кожи других ящериц крылья, наполненные ртутью, а также рога и бороду. Когда ящерица двигалась, то крылья ее трепетали. Это вызывало ужас у зрителей, которые пускались наутек. В молодости, получив заказ на роспись щита, в одной из комнат Леонардо сотворил жуткое чудище, составленное из множества хамелионов, ящериц, змей, летучих мышей и прочих тварей. Чудище, как живое, выползало из расселины скалы, устроенной в комнате, брызжа ядом из пасти, огнем из глаз, дымом из ноздрей. Выбрав нужный ракурс, он изобразил это чудище на щите. Нужно было иметь очень крепкие нервы, чтобы остаться неподвижным около щита.
Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных гостей к стенам.
Другое чудище Леонардо - механический лев. На встрече французского короля Франциска I с папой римским Львом Х в знак примирения папа передал королю драгоценный подарок - самого Леонардо. Гениальность мастера была скоро продемонстрирована. Лев, переступающий лапами и издающий рыканье, подошел к королю. Грудь льва раскрылась и оттуда выпали белые лилии - символ королевской власти. Это представление вызвало безмерное восхищение короля и всех присутствующих.
Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою идею - целью произведения искусства является способность поразить зрителя, заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу - к "Джоконде"...
Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано оставил портрет Пачифики художнику, продавшего в конце концов портрет французскому королю за крупную сумму. Может быть Джулиано чувствовал страшную силу картины, а может быть он хотел скомпенсировать Леонардо утрату здоровья и старческое разрушение, настигшее его неожиданно, подобно тому, как погибали сами Медичи. "Медичи меня создали и разрушили" - заметил в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем - ее живописное воплощение, произведенное Леонардо...
На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества, новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный, Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости. Еще недавно он писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: "Скорее лишиться движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося пользу. Все труды неспособны утомить меня." Неправда ли, очень похоже на современную аутогенную тренировку? Теперь его состояние близко к тому, что в наше время характеризуется синдромом хронической усталости. Он неделями не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться. Такое состояние не могло продолжаться долго и в возрасте 67 лет титан Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера, архитектора и художника...
Гоголь в повести "Портрет" упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду знаменитую "Джоконду", хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи? Напомню, что действие повести начинается с того, что молодой бедный художник Чартков на последние деньги покупает выбранный им из старья портрет старика в азиатском костюме, глаза которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства. Именно в это время он вспоминает о "Джоконде", как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.
Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под впечатлением портрета старика: "Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство... Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца." И еще о пугающем портрете: "Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы." Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Ему казалось, что старик выходит из картины, садится к нему на постель и считает золотые монеты, и вдруг... на следующий день мечта Чарткова разбогатеть материализовалась - из рамы портрета старика выпал сверток монет, тот самый, что привиделся ему во сне. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. Вдохновение уже не казалось ему необходимым условием творчества, гораздо важнее представлялась ему аккуратность. Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге - к потере богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.
После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Оказалось, что замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом портрете. Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Глаза портрета "вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую." Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, "что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет, и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти".
Может быть Гоголь разгадал роковую сущность "Джоконды" и свою догадку закодировал повестью "Портрет", боясь быть непонятым современниками? Теперь можно сказать, что ростовщик Гоголя и Пачифика Леонардо в определенном смысле одно лицо.
Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре, считался изображением 25-летней Лизы - жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. До сих пор во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название - "Джоконда. Мона Лиза." Но это ошибка и в ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари, составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов Возрождения. Именно авторитет Вазари затмил вдовью траурную вуаль на голове изображенной женщины (Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), да и не дал возможность поставить вопрос: если это мона Лиза, то почему при живом заказчике портрет остался у живописца? И только ХХ век прекратил этот гипноз. А.Вентури в 1925 году предположил, что на портрете изображена герцогиня Констанца д'Авалос - вдова Федериго дель Бальцо, другая любовница Джулиано Медичи. Основанием этой гипотезы является сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Других подтверждений у этой версии нет.
И наконец в 1957 году К.Педретти выдвинул версию Пачифики Брандано. Именно эта версия вызвала новый прилив в исследованиях наследия великого флорентийца. Именно эта версия мне представляется самой верной, так как она подтверждается не только документами, но и сутью дополнительных обстоятельств, о которых говорилось выше.
Проницательный читатель может спросить: а что же мона Лиза, был ли написан ее портрет и, если да, то где находится сейчас? Ее портрет действительно был написан и по версиям М.Гуковского и Н.Нариньяни находится сейчас в Петербурге в "Эрмитаже". Картина "Коломбина" с изображением молодой и красивой женщины в костюме Флоры вполне соответствует описанию Вазари. И ничего рокового в этой картине не наблюдается. По-видимому именно она единственная имеет все основания называться "Джоконда. Мона Лиза".
ХХ век - век огромных достижений в области парапсихологии. Известный нейропсихиатр Ш.Карагулла в результате многих и надежных исследований в США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителем жизненной энергии своих близких, вызывая их недомогания. Сейчас такие люди часто называются энергетическими вампирами. Это явление подтверждено и другими исследователями. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья. Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей - энергетическим вампиром или, как сказал бы Гоголь, излучала мертвенный свет. Именно поэтому ее необычайно реалистический портрет, подобно живой Пачифике, поглощает жизнь, излучает зло и не исцеляет, а повреждает душу зрителей до сих пор. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном - синдрома хронической усталости.
Здесь, в этой картине сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое "сфумато" - рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. И, наконец, самое главное - верная передача нематериальной, точнее - тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.
Луврская "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то может быть нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Думаю, что это бы явилось актом преступления против человечества. Тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.
В повести Гоголя злополучный портрет исчез таинственным образом тогда, когда его тайна была публично раскрыта. Не удивляйтесь, если узнаете, что в скором времени и "Джоконда" непостижимо исчезнет из Лувра. Она уже исчезала оттуда в 1911 году, будучи похищенной, но тогда была найдена и вновь возвращена на место.

"УПАНИШАДЫ" - древнеиндийские тексты комментариев к четырем священным книгам. До сих пор расшифровка и трактовка "Упанишад" не закончена, но уже сейчас можно говорить, что древние летописи описывали существование в прошлом на Земле могущественной цивилизации.

УПРАВЛЕНИЕ НАСЕКОМЫМИ - комплексный способ воздействия на поведение насекомых, пока не реализованный на практике. Эта безумная, на первый взгляд, идея выдвигалась различными фантастами, а в 1990-х годах пришла в голову доценту Токийского университета Исао СИМОЯМЕ. Сколотив вокруг себя группу единомышленников, он начал экспериментировать с обыкновенными тараканами, которых в Японии не меньше, чем В России. Через микроскопические платиновые электроды, японские "левши" пытались воздействовать на чувствительные органы таракана с помощью слабых электрических импульсов. По результатам сотен опытов удалось сконструировать и прикрепить к спине таракана сверхлегкую электронную "подковку", которая включала в себя 8-битный микропроцессор, датчик инфракрасного излучения и еще один датчик, заставлявший насекомое ползти прямо по начертанной черной линии. ["Труд" 13.03.1997]. Японские ученые утверждают, что добиться полного контроля, видимо невозможно, но не оставляют надежд на то, что созданная ими технология когда-нибудь найдет практические применение: тараканов с миникамерами на спине можно было бы запускать для инспекции изнутри состояния сточных труб. А можно также попытаться управлять полетом роя пчел или даже саранчи, грозящей уничтожить урожай.

УПЫРЬ - в старых народных сказках и легендах страшный кровососущий мертвец, вурдалак, вампир. Многочисленные свидетельства людей о случайных наблюдениях упырей не подтверждены никакими научными доказательствами.

УРАН - в древнегреческой мифологии низвергнутый бог неба, муж богини Земли Геи. Обладая большой плодовитостью, Уран-небо произвел на свет множество детей, однако из ненависти к ним, прятал детей в утробе Геи-земли, очень от этого страдавшей. В конце концов, Уран был изгнал собственным сыном, богом времени Кроносом в Тартар, а Гея впоследствии неоднократно вступала в другие браки.

УОТТЭН ПРАЙРИ, Watton Priory ("Обиталище призраков") - возможная аномальная зона, английское местечко, в котором очевидцами начиная со средних веков и до сих пор наблюдается большое количество привидений. Большинство местных жителей, в числе которых все многочисленное семейство Тони и Джейн ЧЕРРИ, лично видели призраков (чаще это бывает "Встревоженный рыцарь в сером") вблизи известного монастыря XVII века, однако, нередко привидения навещают здесь людей и в их собственных домах. Многие, как например, Эдит КИРЛИ, видели неизвестных существ, гуляющих возле огородов и на окраине поселка, и описывали их как "вполне осязаемого маленького черного человечка очень маленького роста". Местные жители все как один верят в существование это "черного человечка", приезжие скептики винят во всем "неизвестного мальчика-шутника", однако... так они смеются обычно лишь до первой ночи, проведенной на свежем воздухе.
Уфологи, приезжавшие в Уоттэн Прайри, утверждают, что просматривается определенная связь между описанием "маленького черного призрака" и классическим портретом низкорослого (0,9-1,2м) пришельца, обычно одетого в серый или черный облегающий комбинезон.

УРАН
1) седьмая планета Солнечной системы. Характерной особенностью является огромное наклонение ее оси вращения, которая, практически, лежит в плоскости эклиптики (см. - "Планета Уран").
2) тяжелый радиоактивный элемент, природное ядерное топливо, один из изотопов которого - 235-й - является основой земной ядерной энергетики.

УРВИ ("Широкая") - в древнеиндийской философии одно из названий Земли людей. Всего в древних источниках насчитывается три Земли.

УРДХВАЛОКА ("Великий мир") - в древних мифах джайнов один из 3-х миров Вселенной, Верхний мир, который находится в небесах выше Срединного мира.

УСТЮРТ - см."Плато Устюрт".

УТГАРД - в старых скандинавских мифах край земли, окраинная зона, где живут демоны и великаны. В своих исследованиях современные ученные сопоставляют это место с Етунхеймом.

УТКИНО - небольшая деревня на севере Калужской области рядом с которым, возможно, находится одно из небольших аномальных мест. О происходящих рядом с ней появлениях АЯ несколько раз в 1990-х годах сообщали в Москву местные жители, однако, в 1998 году исследователи из Калуги, после обследования района пришли к выводу, что сообщения скорей всего не соответствовали истине.

УРИИЛ ("Божий свет") - в старых христианских и иудаистких преданиях один из старших ангелов, проводник и учитель Еноха, которого во время посещения "небесной колесницы" обучал вселенским тайнам. Перед полетом в космос он предлагал Еноху "взвесить тяжесть огня" и "измерить дуновение ветра". Согласно записям в "Книге Еноха", Уриил поднимал Еноха на своем корабле и возил к какому-то космическому объекту. В Средние века имя Уриила встречалось на церковных и колдовских амулетах. В конце ХХ века все, что было описано Енохом многие историки стали именовать как "типичный случай контакта 3-го рода", а главного ангела Уриила - "предводителем, капитаном инопланетного корабля". Встречаются и мнения, что все описанное Енохом - "чистой воды вымысел или галюциногенное видение", однако, многие подробности, например, описание наблюдения Земли из космоса, дает некоторые основания считать описанный случай полета и уроки Уриила реальностью.

УРОВЕНЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - совокупность количественных и, в первую очередь, качественных объективных и субъективных параметров, достаточно достоверно характеризующая степень научно-технического развития цивилизации и очень приближенно - ее социальное развитие. В истории Человечества Земли разными специалистами выделяются различные уровни, однако в целом их можно свести к следующему: использование простых орудий и собственной мускульной силы для собирательства и охоты; использование мускульной силы животных, энергии ветра и воды для выращивания продуктов питания; использование химической энергии и машинное производство; использование электрической энергии для привода машин и передачи информации. Говорить о качественном влиянии на жизнь человека выхода в космос и использования внутриядерной энергии пока преждевременно.
Различные мнения существуют и относительно уровней дальнейшего развития Человечества Земли, а тем более - внеземных (нечеловеческих) цивилизаций. Наиболее известная классификация Кардашева - по уровню энергопотребления - с момента своего появления вызывает обоснованную критику. Ее развитием является классификация Ю.Гуца по степени концентрации энергии. В целом вопрос нуждается в дальнейшей разработке.

УРОЧИЩЕ МОГИЛА ДЬЯВОЛА - см."Могила дьявола (Шайтан-Мазар)".

УРОЧИЩЕ ИКС - условное название аномальной зоны в Ярославской области. Местный исследователь Валерий КУКУШКИН с середины 1990-х годов занимается поиском странного "круглого образования". По его словам, началось все с рассказов местных жителей о время от времени выходящих из земли технических объектах - лизондах и планетоходах. Вскоре после войны колхозники, копая для каких-то надобностей яму, откопали нечто похожее на трубопровод. Явно не земной, ибо когда один из деревенских мужиков захотел раскурочить "ерундовину" с помощью ломика, труба загудела и втянулась в стенку котлована, а человек потерял сознание. Все же шар он своротил, лет двадцать она валялась у него на чердаке, потом ее выбросили. Ярославцы надеются в с помощью металлоискателя разыскать инопланетный шар - если он металлический. Об этой аномальной зоне написана и опубликована книга "Химеры урочища Икс".

УРОЧИЩЕ СИНЯЯ ГОРА - лес с расположенными в нем несколькими аномальными зонами в районе Медведицкой гряды в Поволжье.

У ФАН ШЭНЬ ("Духи пяти сторон") - в древнекитайских мифах духи 5-ти главных географических направлений: Чжужун (восток), Сюаньмин (запад), Гоуман (юг), Жушоу (север), Хэбо (центр). Наличие пятого направления (в центр?) представляет и по сей день предмет для спора. Возможно, здесь в завуалированной форме подразумеваются понятия какого-то под- или надпространства или техника "ухода в себя". Согласно же общепринятой версии, пятое направление означает - "вниз к земле" (символом Хэбо является земля).

УФОЛОГИЯ - научное направление, изучающее генезис и воздействие на биотехносферу Земли и на другие пространства Вселенной неизвестных форм разумной жизни, обнаруживающих себя в НЛО и связанных с ними антропоморфных и других феноменах. Объектом исследования здесь выступают "генезис и воздействие". По мнению В.Г.Ажажи, главным аспектом уфологии является изучение уфосферы (среды, откуда поступает информация об уфологической ситуации). Цель уфологии - выявление закономерностей и формулирование законов влияния уфосферы на развитие биотехносферы и, в частности, на устойчивость развития общества. Под уфологической ситуацией понимается появление сообщений с мест наблюдений или воздействий на людей, технику, аппаратуру и природу НЛО и связанных с ними феноменов. Сегодня сенсором информации в уфологии является, в основном, человек, (визуальная информация), но постепенно все больше и больше происходит переход от субъектиных к объективным, приборным методам...

УФОЛОГИЯ И НАУКА - комплекс сложных взаимоотношений между уфологией и "официальной наукой", выражающийся в последовательном признании факта сществования НЛО. Сегодня трудно отстаивать тезис о том, что проблема НЛО является научной. Более того, вернее полагать, что это пока ненаучная проблема, точнее - еще не достигшая статуса научной. Но "ненаучная" вовсе не означает " антинаучная"! Просто каждая новая проблема, прежде чем она приобретет статус научной, проходит некоторую предварительную стадию становления. Вот такой становящейся и является сегодня проблема НЛО.
Вопрос о науке и уфологии время от времени поднимается на страницах печати. Характерная особенность подобных дискуссий состоит в том, что (независимо от научного ранга) - ведут спор с позиций обыденного сознания. Рассуждения обычно основаны на нестрогих, часто весьма субъективных представлениях о том, что такое наука, научный метод критерий научности и т.д. Таким образом, налицо своего рода парадокс: сама постановка и обсуждение вопроса о научности проблемы НЛО - пример ненаучного, некорректного обсуждения. Между тем, в настоящее время феномен науки стал предметом глубокого и серьезного научного изучения. Наука о науке (науковедение) достигла значительного развития, и мы можем опираться на ее достижения.
Надо иметь в виду, что наука - не застывший свод знаний, а живой, развивающийся организм, основной функцией которого является деятельность по добыванию нового знания. Существуют разные способы описания процесса развития науки. Каждый из них имеет, естественно, свои достоинства и недостатки, но мы не будем останавливаться на подобного рода тонкостях. Вместо этого попытаемся дать, может быть, несколько грубую, приближенную, но достаточно яркую картину, которая помогла бы нам разобраться в интересующем нас вопросе. При этом воспользуемся популярным и удобным для нашей цели науковедческим понятием парадигма. Что такое парадигма? Это, в первую очередь, господствующая, вообще принятая в данном научном обществе система взглядов, знаний, своего, рода картина мира. Парадигма - это также система оценок ценностей и психологических установок, принятая научным сообществом.
В процессе развития науки одна парадигма сменяется другой. Большей частью это происходит под влиянием новых фактов, которые не укладываются в старую парадигму. В период расцвета последней отдельные противоречащие ей факты не принимаются во внимание. Однако течением времени количество таких фактов-аномалий и их значимость возрастают. В конце концов это приводит к кризисной ситуации в науке, которая разрешается научной революцией, вводящей в оборот новую парадигму. Она, в свою очередь, достигает расцвета, какое-то время направляет исследовательскую деятельность, затем вновь наступает кризисная ситуация, и весь цикл повторяется снова.
Существенно, что при смене парадигм происходит не просто замена одного знания другим, а расширение знания, ибо ядро старой парадигмы, как правило, включается в новую парадигму. Таким образом, в процессе развития науки имеет место приемственность. Если речь идет о фундаментальных теориях и представлениях, то новое знание не отбрасывает их полностью, а указывает лишь область их применимости. (Частные теории и представления могут оказаться ошибочными, и тогда они полностью отбрасываются.) Расширение знания приводит к расширению его горизонта - границы, где оно соприкасается с неопознанным. Здесь, вблизи этой границы, возникают новые факты, формируются новые идеи, гипотезы, теории. Поэтому с расширением знания поток новых проблем не иссякает, а напротив - усиливается.
Рассмотрим парадигму в относительно устойчивом состоянии, соответствующем стадии "нормальной науки". При этом можно выделить достаточно стабильное "ядро" и "пограничный слой", в которых и проявляются новые факты, формируются новые теории. Здесь, на переднем фронте науки, происходит острая борьба конкурирующих теорий, исследовательских программ, направлений. Однако новые факты и идеи возникают не только в "пограничном слое", но и за пределами самой парадигмы. При этом, если в пределах парадигмы допускаются сколь угодно смелые, "сумасшедшие" идеи, то любые представления, возникающие вне парадигмы, третируются, рассматриваются как ненаучные, вредные и активно подавляются.
Хорошо это или плохо? Видимо ставить вопрос таким образом бессмысленно. Это просто самозащита, оборона парадигмы от потока напирающих на нее "непарадигмальных" феноменов. Всякая относительно стабильная система вынуждена вырабатывать соответствующие защитные механизмы, иначе она не может сохраниться. Этот процесс носит объективный характер, поэтому он не может быть ни плохим, ни хорошим.
При всем этом следует иметь ввиду, что большинство так называемых внепарадигмальных явлений относится к шуму, к ложному фону. Здесь генерируются всякого рода необоснованные гипотезы, теории и проекты - вроде "перпетуум-мобиле" и тому подобных. Они содержат элементарные ошибки, нестроги и необоснованны, наконец, часто это просто проявления невежества. И чем менее обоснованны подобные представления, тем большим апломбом они выдвигаются. Конечно, парадигма должна защищаться от такого напора, иначе никакая наука не могла бы существовать.
Однако среди всего этого ложного фона находятся и истинные жемчужины - зародыши нового знания. Парадигма не отличает их от шума и подавляет (иногда даже более активно). Изменить это, по-видимому, невозможно. Но в идеале, от которого мы еще очень далеки, этот процесс, вероятно, можно сделать менее болезненным. Хотя сам процесс является объективным, носителями защитных функций выступают отдельные люди. К сожалению, многие склонны впадать в крайности, это служит источником многих неприятностей. При оценке внепарадигмальных явлений следует избегать таких крайностей. Научная строгость и доказательность непременно должны сочетаться с терпимостью, широтой взглядов, иначе нам грозит опасность впасть в нетерпимость, узость, фанатизм. С другой стороны, широта взглядов непременно должна сочетаться с научной строгостью, иначе можно попасть в болото легковерия и бездоказательности. Сказанное выше характеризует научность проблемы с точки зрения ее принадлежности к парадигме. Но научность проблемы означает также, что она поставлена (и решается) в соответствии с научным методом.
В дискуссиях по проблеме НЛО часто указывается, что наука имеет дело с воспроизводимыми явлениями. Кроме того, в науке свойственно кспериментировать с изучаемыми объектами. Это, конечно, справедливо, но оба эти условия не обязательны. Действительно, во многих областях исследований мы постоянно сталкиваемся со случайными, спорадическими, невоспроизводимыми явлениями. Таковы вспышки сверхновых звезд, падение метеоритов, редкие атмосферные события, землетрясения и т.д. Каждое из этих явлений в отдельности случайно, непредсказуемо, невоспроизводимо. Поэтому изучать их закономерности можно лишь статистически. Но такой же метод применим и при исследованиях НЛО. Экспериментирование в науке также не всегда возможно, например, нельзя экспериментировать при изучении истории. На этом основании мы не отказываем ей в статусе науки! Также нельзя проводить эксперименты с астрономическими объектами и геофизическими явлениями. Здесь ее заменяют наблюдения. Аналогичная ситуация имеет место и в случае с НЛО.
Наряду с перечисленными характеристиками, важными, по-видимому, компонентами научного метода являются:
1) исходное допущение о принципиальной возможности совершенствования, развития любого достигнутого знания (антидогматичеекая установка);
2) критический подход, требующий проверки любых фактов и заключений;
3) добросовестность и тщательность анализа данных;
4) грамотное применение методов анализа;
5) обоснованность выводов.
Эти требования должны выполняться не только внутри парадигм, но и за ее пределами. Иными словами, внепарадигмальные явления (вроде НЛО) также необходимо изучать научными методами. Более того, здесь эти требования должны соблюдаться строже. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с самим статусом внепарадигмальной проблемы.
Там, где все ясно, где все хорошо отработано, можно позволить себе некоторую нестрогость в обосновании, поскольку есть надежные критерии проверки окончательных выводов. Но там, где много неясного, сомнительного, нужна особая строгость.
Второе обстоятельство связано с тем, что в изучение внепарадигмальных явлений вовлекаются коллективы людей из различных научных сфер, не имеющих опыта исследовательской работы и не знакомых с научными методами. И чтобы не произошло полного размывания этих методов, требования к ним должны выполняться особенно строго.
Резюмируя, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проблема НЛО сегодня является внепарадигмальной. Следовательно, она еще не достигла статуса научной. Но это не должно нас смущать, мы обязаны способствовать изменению ее статуса, то есть расширению парадигмы и включению проблемы НЛО в новую, асширенную парадигму.

УФОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА - взаимоотношения между исследователями АЯ и политиками, а также реакция официальных органов отдельных стран и мирового сообщества на информацию о наблюдениях НЛО представляет любимую тему конспирологических исследований (и инсинуаций) в области уфологии, и вместе с тем может служить уникальным источником сведений о подлинной деятельности властных структур - правда, только в глазах тех, кто понимает, что видит.
Позиция глухого замалчивания и упорного отрицания, в сочетании с секретными исследовательскими программами, с так называемых "общечеловеческих" позиций весьма уязвима для критики. Но лихие критики официальных властей ни на минуту не задумываются над вопросом, а что, собственно, официальные власти должны делать?
В самом деле: полеты НЛО просто-напросто создают в воздухе аварийно-опанстную обстановку, вызываемые действием их двигателей отказы в энергосистемах имеют катастрофические последствия. Существуют тысячи свидетельств жестокого обращения "НЛОнавтов" с людьми. Даже если 99% их - бред, оставшийся процент все равно попадает под весьма жесткие статьи уголовного кодекса любой страны... Наконец, богатый опыт Человечества не дает оснований априори исключать агрессивные стремления инопланетян, даже возможность того, что мы представляем для них чисто-гастрономический интерес. Это часть проблемы, лежащая на поверхности. Совершенно очевидно, что любое уважающее себя государство просто обязано принять здесь вполне определенные меры.
Но даже в том случае, если интересы "НЛОнавтов" кристалльно чисты, если они руководствуются исключительно принципами высшего гуманизма в земном понимании, открытый контакт может привести к фатальным для Земли последствиям. Неоднократно отмечалось колоссальное значение психологического воздействия на людей различных научно-технических достижений. Осознание факта "мы можем", "мы первые" значительно повышает стимулы к работе. Вместе с тем очевидно, что цивилизация, способная совершать межзвездные полеты опережает нашу по крайней мере на стадию, а опыт подобных контактов на Земле накоплен немалый и однозначно-негативный для отстающей стороны. Да, немалая роль в истреблении американских индейцев или австралийских аборигенов принадлежит оружию колонизаторов и ранее неведомым болезням. Но главной причиной их вымирания является невозможность интеграции этих народов в господствующую на Земле цивилизацию.
В рассматриваемом же случае ситуация будет еще хуже, ибо наше технологическое общество - сложная высокоинтегрированная система, существование которой зависит от множества элементов и связей между ними. Последствия же распада таких связей мы уже несколько лет "чувствуем кожей". Принимая все это во внимание желание официальных властей оградить население от контактов с НЛО до выяснения сущности и целей последних вполне объяснимо.

Категория: Мои файлы | Добавил: Nemiroff
Просмотров: 696 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

РЕКЛАМА


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz