ИСТОРИКО ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ   Воскресенье, 24.11.2024, 20:28



ХРОНОГРАФ                                    
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [462]


Статистика

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений


Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ
24.08.2011, 20:15
Гадание с привлечением гороскопа
На листе бумаги вверху нарисовать астрономические знаки светил: - Солнце, - Луна, - Марс, - Меркурий, - Юпитер, - Венера, - Сатурн. Можно так же изобразить астрологическую "магическую звезду".

Астрологическая магическая звезда
При этом нужно произносить заклинание:
Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец...
Сын мой! Ртуть для них отец.
И спеши, мой сын, узнать:
Сера всем - родная мать.
Потом - для пущей острастки, чтобы поверили, что вы все можете - нужно скороговоркой произнести несколько раз: семеро одного не ждут, семь бед - один ответ, семь раз отмерь - один раз отрежь, семь пятниц на одной неделе, у семи нянек - дитя без глазу... и тому подобное.
Внизу нужно нарисовать 12 символов созвездий зодиака:
В середине начертите основную часть гороскопа
Римскими цифрами обозначьте номера "домов" по числу зодиакальных созвездий, и в каждом "доме" поставьте соответствующий знак зодиака. Каждый "дом" имеет важное значение: I - дом жизни, II - благосостояния, III - родственников и близких, IV - родителей, родных мест, V-детей, VI-болезней, VII- брака и любовных дел, VIII - смерти, IX - путешествий, Х - чести, XI - друзей, надежды, XII - врагов, несчастий, затруднительных обстоятельств. В центральный квадрат нужно записать имя и фамилию того, на кого составляется гороскоп, а также любые другие сведения, например: год рождения, месяц и число, блондин или брюнет, курящий или нет, рост, вес и вообще все, что вам понравится. Кстати, если ваши предсказания не сбудутся, можно сослаться на то, что не были сообщены какие-либо сведения, например, что испытуемый - болельщик такой-то футбольной команды и т. д.
Самый ответственный момент - это правильно разместить в "домах" светила. В календаре на каждый месяц сообщены сведения о расположении планет в созвездиях. Нужно только не забывать, что в настоящее время знаки зодиака не совпадают с соответствующими созвездиями. Они сдвинуты примерно на один знак.
Нужно запомнить, на что влияет каждая "планида". Наиболее благоприятствующим считается Юпитер. Когда он в первом "доме", т. е. в знаке Овена, то приносит родившимся в это время славу, долгую жизнь, веселый характер и т. д. Родиться под знаком Юпитера - значит, родиться "под счастливой звездой". Юпитер производит судей, философов, мудрецов, служащих банков. Марс производит военных, медиков, парикмахеров, мясников, поваров и всех, кто совершает свои дела при помощи огня. Люди, управляемые Марсом, суровы, упрямы, дерзки, в состоянии переваривать много мяса, сильны, крепки, с рыжими волосами.
Венера производит прекрасных дам, аптекарей, портных, ювелиров, артистов, игроков, вольнодумцев и разбойников. Меркурий производит математиков, астрономов, лингвистов, художников. Планета благоволит торговцам и ловким мастерам - как женщинам, так и мужчинам. Они ходят в сандалиях с тростью - кадуцеем (в мифологии кадуцей - обвитый двумя змеями магический жезл, атрибут Гермеса - Меркурия) и легко прыгают.
Сатурн - наиболее зловещая планета. Родившиеся под ее знаком мстительны, жестоки, ленивы, но постоянны как в дружбе, так и в ненависти. У них - сатурновский характер.
Солнце дает силу, честь и славу. У Солнца три аспекта добрые, а четвертый - злой, и они особо влияют на людей науки и на великих деятелей в зависимости от расположения других планет в тех или иных "домах". Люди, родившиеся под знаком Солнца, осторожны, справедливы, стыдливы, светлоглазы, длинноволосы, имеют высокий лоб с небольшой лысиной, тонкий голос и стройный стан.
Луна влияет на охотников, скотоводов, рыбаков, влюбленных девственниц и домоуправов. Она благоволит тем, кто разводит кошек и прогуливает собак.
Уран производит ангелов, прыгунов, летающих при помощи чистой (летчиков) и нечистой силы, наблюдателей НЛО, а также монахов.
Нептун производит моряков, всех плавающих, скупщиков краденого, купальщиц и любвеобильных женщин. Плутон содействует кузнецам, сапожникам и всем стучащим молотком. Они черноволосы, с густыми бровями, отпускают бороду. Под влиянием планеты женщины красят губы и ногти, хотя и ленивы в любви.
Так как для определенной даты календаря положение "планид" одинаково для всех людей, вы должны отобрать нечто характерное для того, кому делается предсказание. Используйте описанное выше значение каждой планеты. Убедите своих "клиентов", что нечетные знаки "дома" больше влияют на мужчин, а четные - на женщин. Поэтому влияние планеты может усиливаться или ослабляться в зависимости от номера знака зодиака. Мало того, сообщите, что влияние планет усложняется их конфигурацией, т.е. положением относительно Солнца: соединением, противостоянием, квадратурой. Вообще соединение -явление благоприятное, квадратура - неблагоприятное, а противостояние толкуется в ту или в другую сторону. Вот теперь, зная расположение "планид", рисуйте их астрономические знаки в соответствующем "доме" гороскопа и... да поможет вам остроумие и веселая новогодняя ночь!

Святочные Духи
"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила; глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и, вместе с дымом, поднялась ведьма верхом на метле. А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели. Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно Немец (Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он Француз, или Цесарец, или Швед - все Немец): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что попадает, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком; ноги были так тонки, что если бы такие имел Яресковский голова, то он переломал бы их в первом казачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не более трубочиста, можно было догадаться, что он не Немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
Между тем, черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огня для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее". Так начинается повесть Н. В. Гоголя " Ночь перед Рождеством", а расшалились ведьма и черт в это время не случайно. Ведь именно святки (как уже говорилось) - "привилегированные дни" всяческой нечисти: колдуны, духи, мертвецы и т. д. свободно разгуливают по белу свету до самого Крещенья, и проказы их далеко не так безобидны, как у обаятельных гоголевских героев. Так кого же боялись наши предки в долгие святочные вечера и ночи?
Нет такого народа в Старом Свете, у которого не было бы своих поверий о разгуле нечистой силы не только в рождественскую, но и в "сопредельные" ночи. В России была даже своя, "календарная" нечисть - святочницы, которые могли появляться только на святках. Это безобразные на вид существа, покрытые с головы до ног волосами. Они не могут говорить, а только поют без слов и пляшут. Встречаться со святочницами очень опасно. Руки у них - с огромными, длинными ногтями, и этими ногтями они отколупывают у людей куски мяса и часто заколупывают до смерти. Есть, правда, у этих чудовищ одна слабость - кокетство. Как и все представительницы слабого пола, святочницы любят украшения. Это-то и спасло забредших однажды на пение в заброшенную баню девушек. Когда святочницы накинулись на них, одна из девиц вспомнила о страсти святочниц к бусам, сорвала их с шеи и рассыпала по полу; другие сделали то же самое. Святочницы обрадовались, бросились подбирать, а девушки тем временем успели добежать до дома и захлопнуть двери. Обитают святочницы обычно в неосвещенных избах. Там же можно встретить и Буку (помните, как пугали им в детстве?). Это "отвратительного вида урод", который пристает с каверзными вопросами и загадками со страшным условием: не найдешь ответа, не разгадаешь загадку - останешься с ним навечно. Если, к счастью, разгадка будет найдена, Бука исчезает в тот же миг. Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (девицы) и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час про кого-то: "Чтоб его (ее) леший унес, что ли!". Могут и унести. Бегай потом, ищи по лесу. Хорошо, если унесенный жив останется. Послал как-то один мужик дочку за чем -то во двор; та замешкалась, ну, и произнес он эти самые слова в сердцах. И нашли потом несчастную девицу через день в лесу между двух деревьев и неживую.
Оборотни или вещищицы тоже в святки не дремлют и могут принять вид и сороки, и любого домашнего животного или даже какого парня или девушки. Раз в святки глянула одна девица (не благословясь!) на улицу и увидела там парня, который ей нравился. Приникла к стеклу, он ее поцеловал - и враз неразумная с ума сошла. В святки вообще все надо делать благословясь: это помогает избежать козней нечистой силы, которая может принимать самые неожиданные обличья. Как-то гадали девицы в нежилой (и неосвещенной!) избе и услышали, что печь жуткие звуки издает. Бросились они бежать, а печь за ними едет, воет и страшным синеватым огнем светится. Еле успели добежать до избы и, перекрестив, закрыть окна и двери - это-то печь в дом и не пустило. В святки было принято ставить кресты на окнах и дверях и, конечно, на чердаках - излюбленном месте высадки "ночного десанта" чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом не только суеверные деревенские жители, но и горожане. А вот каверзы городской нечисти были гораздо замысловатей и изысканней, чем у их деревенских собратьев. Особенно опасны были маскарады. Увлечется какой-нибудь легкомысленный юноша прелестной маской, последует за ней, а она его приведет на кладбище к склепу; или извозчик обратит к нему лицо, и - ах! - вместо извозчика - мертвец или черт. Или вдруг на святочном балу-маскараде обнаруживается, что у всех танцующих вместо ног - копыта, а под масками - страшные бесовские рожи; или, например, с первым криком петуха танцующие превращаются в скелеты. Жуть! Впрочем, странные истории на маскарадах носят, так сказать, "интернациональный" характер, но есть еще в разных странах и своя "национальная" нечисть.
У греков это - страшные твари каликандзары: они проникают под Новый год в дома и пугают православных своим страшным видом - обезьяньей шерстью и горящими, как раскаленные угли, красными глазами. Они вскакивают человеку на спину и заставляют его плясать до упаду, да еще норовят вдобавок, извините за подробности, помочиться на огонь, чтобы погасить очаг. Каликандзар ленив, дурно воспитан, питается земноводными и членистоногими, глуповат, но неравнодушен к хорошеньким девушкам. Тут с ним надо держать ухо востро.
Бывает нечисть и пострашней. Румыны, к примеру, прятали после дня святого Андрея топоры и вилы, т. к. ими могли завладеть стригои - духи умерших грешников, которые выходили на освещенную лунным светом зимнюю дорогу, чтобы биться друг с другом или сграбастать путника, забредшего в поздний час, и высосать у него кровь. Одна управа на стригоев - чеснок. Его ели в румынских селах вдосталь, мало того - им натирали даже все тело. Чеснок считали верным средством от нечисти все европейские народы. Лечебный эффект чеснока признает и современная медицина. Вот только аромат - даже нечистая сила не выдерживает...
Австрийцы, бельгийцы, голландцы, часть западных славян, испанцы и португальцы страшились дикой охоты, которая проносится в самые темные ночи года по небу. Компания сколачивается, как на подбор: злые духи, упыри, ведьмы, черти, ожившие мертвецы. Иногда дикая охота спускалась на землю. " Не разбирая дороги, мчалась дикая охота по самой жуткой трясине, по лесу, по протокам. Не звякали удила, не звенели мечи. На конях сидели молчаливые всадники, и болотные огни катились впереди Гривы коней развевались на ветру, бежали впереди дикой охоты гепарды, спущенные со створок. И бесшумно по трясине и вереску летели они. И молчали всадники, а звуки охоты долетали откуда-то с другой стороны, и горели глаза и коней, и людей, и гепардов.". А привидения! Вот уж кому раздолье в святочные ночи! Кажется, они целый год ждут - не дождутся и набираются сил, чтобы не давать смертным в святки спать спокойно. Гремя цепями и завывая или попросту постучав костлявым пальцем по плечу, они будят среди ночи, появляясь из самых неожиданных мест - стен, каминов, печей, пола, - чтобы раскрыть роковую тайну, предсказать будущее или просто поболтать, присев на краешек кровати. Наиболее злобные могут увлечь зазевавшегося слушателя на кладбище к разверстой могиле, а доброжелательные могут, напротив, помочь раскрыть тайну клада, спрятанного в доме, разоблачить врага и т. д. Особенно назойливы бывают дамы-привидения. Их словоизвержения может остановить только петушиный крик, и они исчезают на полуслове, недоговорив, как им кажется, самое важное.
В святочные дни существовало множество суеверий и примет, указывающих на то, какой будет будущий год. Исключительно важными считались первый день после рождественской ночи, а также первый день Нового года. События каждого из них могут сказаться на всем грядущем годе. В силу "магии первого дня" знаменательна первая встреча. В Италии считалось добрым знаком встретить на улице или принять в гости старика, горбуна, плохим - ребенка, священника или монаха. В Шотландии без бутылки виски и овсяной лепешки 1 января в гости не ходили. В Венгрии в этот день умывались монетами, чтоб не переводились. Греки полагали, что нельзя в первый новогодний день кричать, что-либо терять или продавать, пить или даже молоть кофе (потому что он горький).
Но вернемся к духам святок. Несть числа проискам злых сил, но существуют еще, оказывается, и добрые духи. Они предупреждают об опасности и могут даже уберечь от козней нечисти. Так, в одной старинной быличке рассказывается о том, как добрые духи увели девушек от опасного, нечистого места, позвав их материнским голосом домой, а на этом месте потом образовалась страшная трясина.
Помогают добрые святочные духи и измениться человеку к лучшему и изменить всю жизнь, показав в святочную ночь его прошлое и ожидающее мрачное будущее в случае, если тот останется прежним. Вот что обещает скупой Скрудж (не персонаж мультфильма, а герой "Рождественской песни в прозе" Ч. Диккенса) Доброму Духу Святок:
"Я буду чтить Рождество в сердце своем и хранить память о нем весь год. Я искуплю свое Прошлое, Настоящее и Будущее. Я не забуду их памятных уроков, не затворю своего сердца для них". Так что, как ни сильны злые силы, но добро сильней. И поэтому закончим словами еще одного персонажа из "Рождественской песни в прозе": "...Но Рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует Рождество!".

Рождественские и новогодние обычаи западных стран
В последние годы кое для кого естественным стал вопрос: а хорошо ли отправляться под Рождество в другие страны? Для соблюдающих церковные предписания православных россиян основная проблема в том, что на всемирной рождественской неделе в западном мире - пост, который не предполагает никаких развлечений и возлияний.
Все остальные желающие вполне могут позволить себе праздник - по большому счету, он россиянам вовсе не чужой. Во всем мире это праздник одновременно и церковный (везде проходят торжественные богослужения), и светский (подарки друг другу дарят даже совсем нерелигиозные люди). А к гостям в целом относятся очень приветливо, и можно зайти в любой храм и послушать мессу.
Вообще же, как известно, Рождество - праздник семейный. И самый любимый и радостный. В предрождественские дни весь мир поглощен приятными хлопотами, заполнен музыкой и залит разноцветными огнями. Новый год не столь почитаем, и отмечают его часто в компании вне дома.
Важную роль в праздничном ритуале у многих народов Европы играло рождественское полено, а во многих странах обычай сохранился и поныне. Так, в Англии и Франции, Германии и Греции помнят, что жар от рождественского очага согревал сердца их предков на протяжении многих столетий. В Англию обычай "рождественского полена" пришел от викингов. На Рождество спиливали огромное дерево и оставляли на год. На следующее Рождество его вносили в дом и поджигали. Все участники очень надеялись, что оно сгорит за 24 часа; если же бревно угасало, не догорев, это считалось знаком, предвещающим несчастье. Картина, по свидетельствам, была впечатляющей.
В Италии зажигание полена было самым важным в рождественском обряде, оно должно было гореть до Нового года, а в некоторых местах - аж до Богоявления (19 января).
В сегодняшней Италии в самую праздничную ночь городская жизнь тиха и спокойна, не найти работающих магазинов и ресторанов, практически останавливается общественный транспорт.
Рождественское богослужение начинается ровно в полночь и длится полтора часа. В Ватикане мессу служит сам Папа Римский. И в каждом храме обязательно устанавливаются prezepio - миниатюрные ясли с фигуркой младенца Христа. По традиции, на мессе должна присутствовать вся семья без исключения.
Подарки каждый член семьи получает ранним утром 25 декабря. Новый год в Италии - шумный и временами прямо-таки взрывоопасный: из-за столь любимых итальянцами фейерверков.
Во Франции для полена выбиралось то дерево, плоды которого были предпочтительнее. Считалось, что спиливаемый ствол дерева обладает магическими свойствами и может воздействовать на урожай.
Дуб и бук употребляли тоже главным образом для того, чтобы заручиться урожаем их плодов, которые до конца средних веков составляли крестьянскую пищу, а затем - корм для скота. Предполагалось, что магические свойства рождественского дерева могут быть усилены, если окропить его вином. Зола, сберегаемая в белье, охраняла дом от несчастных случаев.
В некоторых провинциях во Франции было принято прятать в рождественское полено подарки для детей, особенно сладости и сухие фрукты. У французского писателя А. Франса описывается рождественское полено, полное душистых пармских фиалок, подаренное доброму старому профессору.
За несколько дней до Рождества в сегодняшней Франции во всех соборах начинаются вечерние концертные программы. Главная рождественская служба проходит, разумеется, в Notre Dame de Paris. Сияющие огнями праздничные елки в огромных количествах стоят не только в квартирах и на улицах, но и в подъездах домов.
На Новый год на Елисейских полях происходит массовое гуляние. В новогоднюю ночь там светло, как днем, от множества разноцветных лампочек, развешанных на деревьях.
В Испании и Португалии полено не жгут, а только обжигают рождественским пламенем; его хранят, веря в чудодейственную силу, и зажигают в трудных обстоятельствах.
Кроме рождественского полена, во многих местностях на Рождество и Новый год зажигают большие костры, и молодые парни прыгают через них.
Современное Рождество в Испании - очень веселое. Люди наряжаются в национальные костюмы, танцуют и поют. Безмятежное веселье сопровождается повсеместной иллюминацией, елками на каждом углу, бродячими Санта Клаусами, фокусниками и жонглерами. Перед началом рождественской мессы принято собираться у центрального входа в храм и танцевать, взявшись за руки.
В Германии выбирался довольно увесистый чурбан, который тащили к огню лошадьми; он и составлял основу нового огня и наступающего года. Золу от полена просеивали в День Трех Королей, остатки рассеивали на полях по посевам и даже добавляли в пищу скоту.
Рождество в Германии - самый главный праздник. Новый год отмечается гораздо скромнее. В последние годы вместо прежних мифологических персонажей (косматого, страшного старика Кнехта Рупрехта или младенца Христа) подарки детям раздает рождественский Дед, по внешнему виду схожий с нашим Дедом Морозом. Подарки Дед раскладывает в носки, которые развешивает по дверным ручкам (с обратной стороны).
В католических областях, особенно в Баварии, в дни святок по улицам проходят процессии ряженых, у многих из них - устрашающий вид: лица вымазаны сажей или скрыты под страшными рогатыми масками.
В Великобритании в канун Рождества везде слышны рождественские гимны, проходят церковные мессы. В канун Рождества толпы народа собираются на Трафальгарской площади, у главной елки Англии.
28 декабря повсюду в Англии отмечается День подарков.
И, наконец, в США, где ритуальное полено, очевидно, "осталось" на родинах эмигрантов, готовятся к Рождеству особенно трепетно. Многочисленные подарки складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в рождественскую ночь детям приносит подарки еще и Санта Клаус. В небольших городах Америки сохранилась милая традиция: все ходят друг к другу в гости и распевают carols - рождественские песни. Елки ставят за два дня до Рождества.
Новый год в Америке, как и в большинстве других стран, не столь наполнен праздничными волнениями.
И еще о странах с традициями ритуального полена.
В Югославии важное значение придавалось сжиганию ритуального полена-бадняка в рождественскую ночь, потому тщательно следили, чтобы огонь не погас.
В Сербии даже дарили какой-нибудь подарок тому, кто первый заметит, что бадняк перегорел; внося бадняк в дом, его поливали вином и посыпали зерном, украшали ветками сосны, лавра и других деревьев.
У албанцев в пламя подкладывали ветви вишневого и орехового дерева и виноградную лозу и, когда пламя вспыхивало, кричали: " Пусть так сгорят наши враги и те, кто не желает нам добра!".
Греки посыпали дерево фруктами, клали на него кусочки еды, поливали вином и маслом, т. е. "кормили" его.
Имеется ряд объяснений обряду зажигания рождественского полена: - огонь очага - это отражение солнца;
- в пламени горящего очага присутствуют предки;
- возжигание рождественского полена, как правило, главой семьи и "кормление " полена как гостя - культ домашнего очага;
- очистительная сила огня.
Все объяснения хороши. Ибо, когда собираются вместе члены семьи и долго глядят на огонь, как когда-то собирались и глядели предки, то очищаются помыслы, все становятся ближе друг другу и родней, и повсюду незримо присутствует и царит добрый Дух Домашнего Очага.
А может быть, Буратино был сделан из рождественского полена?

Кто такой Дед Мороз
Деда Мороза, добродушного и веселого волшебника, любят все. Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают подарки. А для взрослых Дед Мороз - это счастливое воспоминание о беззаботном детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла. Именно таким добрым чудотворцем и гонителем зла был прообраз современного Деда Мороза - Святой Николай, который родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Позднее он переселяется в город Мира (ныне Демре - небольшой городок неподалеку от Финикии). Потому и получил имя Мирликийского. Там и сейчас стоит церковь VIII в., в которой специалисты обнаружили элементы архитектуры III-IV веков. А это значит, что она вполне могла быть современницей святого Николая, ставшего в молодые годы епископом города Миры. Турки назвали этот древний памятник "Баба Ноэль Килизе", что означает - церковь Деда Мороза. (Кстати, в Турции вполне официально претендуют на то, что истинная родина Деда Мороза находится в Малой Азии, и очень гордятся тем, что эта земля - его родина).
В Мире утверждают, что испарения, которые источает гробница святого Николая, могут вернуть зрение слепым, исцелить безнадежно больных, срастить самые немыслимые переломы. Предание гласит, что в 1087 г. итальянские купцы пытались завладеть гробницей, но неудачно. При вскрытии саркофага из него потянулись такие сильные испарения мирры, что разум грабителей помутился.
Епископ Николай, по одной версии, подбросил в дом бедняка три золотых яблока, по другой - три набитых золотом кошелька. Есть вариант легенды, по которой святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмаки, оставленные сушиться у очага.
Знаменитым стал святой Николай еще потому, что он оказывал покровительство похищенным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям, вторых возвращал к жизни. Итак, епископ из Миры становится покровителем детей, но, тем не менее, надо сказать, далеко не все из них ожидали доброго святого с нетерпением, т. к. тот исполнял двойную роль, которую и не думал скрывать, - одаривал послушных и наказывал шалунов. Первым свидетельством такого рода, известным историкам, является рассказ жителя Меца, который излагает воспоминания детства своего дедушки. Он говорит о празднике святого Николая, во время которого раздавались подарки. Рассказ относится к 1589 г.
Особенным почетом пользовался святой Николай в Голландии. Вот как описывается праздник святого Николая в популярной книге М.- М. Додж "Серебряные коньки": "В день Рождества голландцы только посещают церковные службы и ходят в гости к родственникам. Зато в канун праздника святого Николаса голландская детвора просто с ума сходит от радости и ожидания. Для некоторых это - неприятное время, т. к. святой отличается большой прямотой, и если кто-нибудь из ребят в этом году вел себя плохо, он обязательно скажет им об этом. Иногда он приносит под мышкой березовую розгу и советует родителям задать детям головомойку вместо сладостей и трепку вместо игрушек Не прошло и часу, как святой появился чуть ли не во всех домах Голландии Дух веселья безраздельно царил в доме. Самое пламя - и то плясало и подпрыгивало в начищенном до блеска камине Дети взяли в руки по хорошенькой ивовой корзиночке, стали в круг и завели медленный хоровод вокруг малыша, не переставая смотреть вверх, ибо святой, к которому им сейчас предстояло обратиться, пока еще пребывал в каких-то таинственных областях. Хозяйка негромко заиграла на рояле; вскоре зазвучали голоса
"Друг святой, приди к нам в гости!
Только с розгой не ходи!
Все приветствуем мы гостя,
И восторг у всех в груди!
А за то, в чем виноваты,
Побрани своих ребяток;
Мы поем, мы поем,
Наставлений скромно ждем!
О святой, приди к нам в гости,
В наш веселый дружный круг!
Все приветствуем мы гостя,
Всех ты радуешь, наш друг!
А подарки, просят дети,
Положи в корзины эти,
Мы поем, мы поем,
Принеси нам радость в дом!".
Во время этого хора все взгляды, исполненные страха и нетерпеливого ожидания, были устремлены на полированную двустворчатую дверь. Но вот послышался громкий стук.
Круг разомкнулся в одно мгновение. Младшие дети со смешанным чувством ужаса и восторга прижались к коленям матери... Стук послышался снова.
- Войдите, - негромко сказала хозяйка.
Дверь медленно открылась, и святой Николас в полном парадном облачении предстал перед своими почитателями". Здесь святой впервые появляется в роли Деда Мороза.
Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в XVII и XVIII веках, привезли с собой предания о святом Николае. И когда появился новый Амстердам, одной из первых церквей, построенных переселенцами из Голландии, была церковь Синтер Клаас или, как ее тогда называли, Синт Николас.
Когда в Новом Свете усилилось влияние англичан, и Новый Амстердам стал Нью-Йорком, церковь получила новое название - "Санта Клаус" - одно из англосаксонских имен святого Николая.
Современный Дед Мороз, или Санта Клаус, появился сравнительно недавно в США, дата его рождения известна с точностью до дней. Произошло это великое событие незадолго до Рождества 1822 г., как раз тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая". Ее появление и считается днем рождения милого добряка Санта Клауса. Более чем в двадцати четверостишиях рассказывается о встрече одного мальчика со святым Николаем накануне Рождества. Почтенный святой принес мальчику подарки. В этой поэме святой Николай начисто лишен ореола серьезности и строгости, необходимого для епископа. У Мура это жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде и трубке, которую он курил не переставая. В результате метаморфозы святой Николай слез с ослика и обзавелся восемью оленями. Теперь у него - мешок с подарками, он никого не наказывает, и его с одинаковым нетерпением ждут взрослые и дети. Клемент Мур не упустил ни одной существенной детали, относящейся к сказочным персонажам, которые радуют детей подарками, - тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.
У разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса. Во Франции, в департаменте Сона и Луара, существовал Дед Январь, и современный Дед Мороз сменил его только в 1915 г., а в Верхней Савойе был святой Шаланд, который "сдался" только в 1925 г.
В немецких сказках встречается очень характерный господин Ниманд - Никто. Немецкие и голландские дети сваливали на него вину, когда что-нибудь ломали. Почему-то все эти обломки было принято складывать в камин. Отсюда, вероятно, и берет начало представление о таинственном посетителе, находящемся в сговоре с детьми и имеющем некоторое отношение к дымоходу.
Русский сказочный Дед Мороз (Дед Трескун) - личность не слишком приятная. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. В отличие от своих холостых собратьев, Дед Мороз женат на презлющей особе - Зиме. Впрочем, известен еще и одинокий, довольно взбалмошный Морозко. Чего стоил один его вопрос к замерзающей девушке: "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, милая?". И честный ответ - "Нет!" - почему-то его раздражает. Был ли счастлив Дед Мороз в браке или нет, неизвестно, так же, как нет и никаких сведений о его детях. А вот современному Деду Морозу, в отличие от разъезжающего в гордом одиночестве на своих оленях Санта Клауса, дали в компанию внучку Снегурочку (видимо, в силу национальной русской традиции все делать вместе).
Снегурочка - милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод, и пугает Солнце, от горячих лучей которого она тает. В отличие от других зимних сказочных персонажей - злюки Зимы, недоброго Деда Мороза и странноватого Морозко, - Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей Зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья. Поэтичный образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей и композиторов. В 1873 г. А. Н. Островский написал драму "Снегурочка. Весенняя сказка". В ней Снегурочка - холодное дитя Мороза и Весны - всей душой тянется к людям и любви, от которой она должна неизбежно погибнуть. А композитор Н. А. Римский-Корсаков пишет по этой драме в 1881 г. оперу "Снегурочка", с неизменным успехом идущую до настоящего времени на оперных сценах. Впрочем, современная Снегурочка весела и резва, и вполне соответствует своему жизнерадостному Деду.
Любовь моя, Снегурочка,
Не стоит горевать!
Ну, что ты плачешь, дурочка,
Что надо умирать?
Умри, умри, не жалуясь...
Играя и шутя,
Тебя лепило, балуясь,
Такое же дитя.
Лепило и не думало,
Что не веселый смех,
Живую душу вдунуло
Оно в холодный снег!
И что, когда откружится
Безумный этот вихрь,
Останется лишь лужица
От радостей твоих...
Сейчас святой Николай - Санта Клаус - разъезжает на оленях по всем континентам. Теперь он живет не в Малой Азии, а на северном полюсе. Впрочем, это - тоже предмет дискуссий. Однажды даже разгорелся спор между двумя скандинавскими странами о родине Деда Мороза. Туристы ведь тоже хотят побывать на подлинной дедморозовской земле.
Весьма своеобразны представления о Деде Морозе в Финляндии. Считается, что он живет на севере страны, в Рованиеми, и к нему принято под Новый год обращаться с письмами, содержащими различные просьбы. В современной Финляндии существует специальная служба для ответов от лица Деда Мороза, и это понятно, т. к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем. Впрочем, активно пишут Деду Морозу (или Санта Клаусу) не только в Финляндии. Среди часто встречающихся вопросов - каким транспортом пользуется он, навещая землю? Задают и совсем житейские вопросы: женат ли Дед Мороз? Получает ли деньги за работу и сколько? Письма, как правило, направляются в саарское местечко Санта Николаус. В России святителя Николая Чудотворца называли великим угодником Божьим.
Святой Николай всегда был одним из самых популярных и любимых святых, к чьей помощи и заступничеству прибегали во всякой беде, но особенно просили защиты его при путешествиях по водам. Николу называли "морским" и "мокрым". Рыбаки и моряки считают св. Николая своим покровителем. Он - покровитель всех "сирых и убогих". В его честь воздвигнуты монастыри и храмы. Всем известен, например, великолепный петербургский Никольский собор. В православных церквях чтут память Николая Чудотворца: 22/9 мая - Никола "вешний" - день перенесения мощей Николая в г. Бари (Италия) и 19/6 декабря - Никола "зимний", (см. далее - Когда наступит Новый год. История календаря.)
А вот на Кипре Деда Мороза зовут Василием. К нему обращаются песни-просьбы детей: "Святой Василий, где ты - приходи, Святой Василий, счастье подари, исполни все мои желанья. Да будет славно Рождество. Я жду тебя, святой Василий из Каппадокии далекой. (Опять же, Малая Азия. - Прим. сост.). С Христом и с верой, с букварем. А из него узнаю я, где, мой Василий, родина твоя". Примерно так звучит в свободном переводе с греческого одна из колядок. И независимо от места жительства, происхождения и даже имени, у всех Дедов Морозов есть два неоценимых качества - доброта и внимательность к людям. Ведь только доброта и внимание помогают сделать настоящий сказочный подарок к празднику.

НОВЫЙ ГОД
Когда наступит Новый год (История календаря)

Когда наступит Новый Год? Почему его празднуют в ночь на 1-ое января, а не 1-го сентября, как до Петра I? На эти вопросы можно ответить, проследив историю календаря.
Слово "календарь" произошло от латинского Calendae - календы, у римлян - 1-ый день месяца. Наступление нового месяца в Древнем Риме объявлялось после новолуния специальными глашатаями. Различные народы в разные времена создали три рода календарей: солнечные, лунные и лунно-солнечные.

Юлианский календарь (старый стиль)
Римляне за 700 лет до н.э. пользовались десятимесячным греческим календарем. Овидий писал, что, возможно, это связано с количеством "перстов на руках", а может быть, и с числом лунных месяцев женской беременности.
Первоначально римский календарь насчитывал 304 дня. Год начинался с 1 марта, и поэтому десятый месяц получил название по своей очередности - децембер (лат. december - десятый), так же, как и 7-й - сентябрь, 8-й - октябрь и 9-й - ноябрь. Март был назван в честь бога войны Марса, май - в честь покровительницы Рима, богини Майи (в греч. мифологии - нимфа гор. Имя ее - "матушка", "кормилица" - указывает на присущие ей функции вскармливания и воспитания. Римляне отождествляли ее с италийской богиней Майей (Майестой), покровительницей плодородной земли. Ей приносились 1 мая жертвы), июнь - в честь жены Юпитера, богини Юноны, апрель - в честь Афродиты.
Когда явно неудобная десятичная система стала утомлять римлян, они прибавили к греческому году еще два месяца - январь и февраль. Первый был назван в честь бога входов и выходов, дверей и всякого начала - Януса, имя которого происходит от ianua - двери, ворота. Февраль - фебруарий - получил название от имени этрусского бога подземного царства Фебрууса. Во второй половине февраля в Риме совершались очистительные обряды для живых и замаливались прегрешения усопших. По одной из версий, в феврале в Риме сжигалась выброшенная на улицы старая мебель и пожитки.
Позднее суеверные римляне стали считать четные числа несчастливыми, и добавили к календарному году 51 день и перетасовали число дней в остальных месяцах; в них стало либо 29, либо 31 день. Только февраль сделался "вдвойне несчастливым" - он содержал четное число дней был самым коротким и последним месяцем в году.
В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь, возможно, по совету Клеопатры, бывшей не только красавицей, но и умной, образованной женщиной, взял с собой в Рим александрийского ученого Созигена. В результате его расчетов был введен новый календарь, получивший название юлианского. К календарю - к коротким его месяцам - добавили 10 дней. В основу календаря положили годичное движение солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Первым месяцем, совершенно в духе того времени, стал январь, т. к. именно в январе римские консулы ежегодно вступали в должность. Все нечетные месяцы имели нечетное число дней, все четные - 30. И, наконец, властью, данной ему как верховному жрецу-понтифику, Юлий Цезарь возжег на капитолийском холме "юпитеров огонь, провозгласив введение нового календаря с 45 г. до н.э. Увы, до мартовских ид (лат.Idus, иды - середина месяца. В древнеримском календаре иды обозначали полнолуние и приходились на 15-й день марта, мая, июля и октября и на 13-й день остальных месяцев), когда Цезарь будет заколот заговорщиками, оставалось чуть более года;..
После торжественных похорон Цезаря его сподвижник и друг Марк Антоний предложил увековечить память Цезаря, переименовав седьмой месяц в июль, и отбыл в Египет все к той же Клеопатре, где через 14 лет был разбит Октавианом, который провозгласил себя "Августом" ("высшим"). Ставший императором Август еще раз "упорядочивает" календарь, переименовав sextilis, т. е. шестой месяц римского года, начиная с марта, в август. Чтобы в месяце императора было дней столько же, сколько в месяце Юлия Цезаря, к августу добавляется один день из февраля. В феврале стало 28 дней в обычном и 29 - в високосном. Случилось это в 14-м г. до н.э., и тем завершилось составление "юлианского календаря"

Но что же такое високосный год, и почему его так не любят и боятся? Високосный год
Средняя продолжительность юлианского календаря - 365 1/4 дня, что соответствовало известной в то время продолжительности суток. Но чтобы не начинать год в разные часы, Созиген ввел следующий порядок: в течение трех лет считать в каждом году по 365 дней, а в четвертом - 366. Условились называть високосными те годы, номера которых делятся на 4 без остатка. Слово же произошло от лат. "bisextus" - еще раз шестой; високосный - год, в который к февралю прибавляется 29-й день, накопившийся в четыре года от шестичасовых годичных остатков времени. Високосный год еще называют годом Касьяна - злопамятного, недоброжелательного, немилостивого, скупого, по словарю В. Даля. По Евангелию, Касьян - один из последователей Христа, отказался помочь землепашцу вытащить завязшую телегу, о чем просил его Христос, а сделал это шедший рядом Николай. И сказал Христос: " Благое дело ты сделал, Николай. Будут люди поминать тебя два раза в году - в мае и декабре. А тебя, Касьян, зато, что ты не помог, будут поминать только раз в четыре года". И с тех самых пор год неотзывчивого Касьяна считается несчастливым.

Григорианский календарь (новый стиль)
Вторая "великая" реформа календаря произошла в XVI в., и связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годом составляет 11 мин.14 сек.; в связи с этим юлианский календарь отставал от природы, и со временем день весеннего равноденствия (от которого, по решению Никейского собора 325 г., отсчитывался день празднования Пасхи и который был "намертво" закреплен за 21 марта) указывал на все более ранние числа календаря. К концу XVI в. эта дата "убежала" вперед на 10 дней. Это чрезвычайно затруднило расчет Пасхи. И Папа Григорий XIII решается произвести реформу, предложенную незадолго до того умершим врачом из Перуджи. Согласно реформе, дата весеннего равноденствия директивным образом опять возвращалась к 21-му марта, и, к тому же, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700 и т. д. 24 февраля 1583 г. была издана папская булла, "Календариум Грегорианум перпетуум" - "Вечный календарь Григория", по которой добрым католикам вменялось считать гражданский год обязательно состоявшим из целого числа дней. Григорианский календарь был сразу же введен в странах католической Европы, затем распространился по ее протестантской части. В XIX в. он вводится в Японии, в XX в. - в Китае, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Египте. В XX в. разница между календарями старого и нового стилей стала равной 13 суткам. Для нас это сделалось привычным. Однако это справедливо лишь для периода от 1 марта 1900 г. до 28 февраля 2100 г. До этого периода и после него разница календарных стилей иная. В I и II веках нашей эры новый стиль даже отставал от старого, на что указывают отрицательные разницы в приводимой ниже таблице. Таблицу можно использовать для перевода любых календарных дат из одного стиля в другой в пределах от 1 марта первого года до 28 февраля 3600 года.

Разница в днях между юлианским и григорианским календарями
Люди всегда были и будут тесно связаны со своим прошлым. Наши культура и прогресс развиваются далее только потому, что основаны на фундаменте знаний и опыта ушедших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно насучит и наставляет до сих пор. Как говорится, если бы не было ствола, то не выросли бы и ветви. В исторической связи времен и событий важное место занимает умение точно определять соответствие дат тому или иному календарному стилю. Приведем пример пользования таблицей. Дата открытия Америки - 12 октября 1492 г. по старому юлианскому стилю календаря. В таблице для 15 века разница составляет 9 дней - следовательно, указанная дата равнозначна 12+9=21 октября 1492 г. по новому, григорианскому стилю календаря. Известный русский ученый и писатель Андрей Болотов родился 7 октября 1738 г. по старому стилю, что соответствует 7+11=18 октября того же года по новому стилю. Умер он 4 октября 1833 г. ил и 4+12= 16 октября названного года по новому стилю.
Границей, отделяющей годы друг от друга при исчислении разницы стилей, является не 1 января, а 1 марта; поэтому, например, 14 января 1900 г. по старому стилю соответствует 14+12=26 январю 1900 г. по новому стилю, а 27 февраля 1900 г. по старому стилю соответствует 27+13=40 февраля или 40-28=12 марта того же года по новому стилю. Напомним, что в григорианском календаре число сотен не делится без остатка на 4 в годы: 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее, поэтому они считаются простыми, не високосными, в них февраль равен 28 дням.
В таблице имеются века, у которых разница в днях между старым и новым стилем одинакова, например, 4 и 5, 8 и 9, 12 и 13 и другие века. Дело в том, что не существует ни одного точного календаря, в котором продолжительность календарного года и принятого в астрономии тропического года (равного 365,2432 средних солнечных суток) удалось бы привести в соответствие друг другу целым числом суток. Юлианский календарь дает ошибку запаздывания, равную одним суткам за 135 лет, а григорианский накапливает ошибку запаздывания, равную целым суткам, за 3280 лет. Разница в таблице дается в округленных до целых суток числах. Например, в IV веке она могла бы быть 0,65 суток, и ее округлять следует до 1, а в V веке - 1,3 суток, что тоже надо бы округлить до 1 суток (числа 0,65 и 1,3 - произвольные).

Календарь в России
У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы: сечень (январь) - время вырубки леса; лютый (февраль) - лютые морозы; березол (март) - существует несколько толкований: начинает цвести береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь; цветень (апрель) - цветение садов; травень (май) - зеленеет трава; червень (июнь) - краснеют вишни; липец (июль) - цветение липы; серпень (август) - от серпа - время жатвы; вересень (сентябрь) - цветение вереска; листопад (октябрь) - опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) - от слова "груда" - мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) - студено, холодно.
Многие древнеславянские названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и удержались в некоторых современных - в украинском, белорусском и других.
Неделя. Семидневная неделя ведет свое происхождение из Вавилона. В греческих государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной неделей, каждый девятый день которой считался рыночным днем. Для всех этих систем характерно отсутствие фиксированного дня отдыха; работа прекращалась только во время некоторых религиозных праздников. Современная система семидневной недели, при которой отсчет дней недели не зависит от начала года, восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу еврейской субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. К еврейской неделе восходит обозначение дней недели по их номерам, которое через посредство Греческой Православной Церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую эпоху дали дням недели названия по семи видным невооруженным глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна). Названия дней недели в современных языках Западной Европы происходят от этой астрологической, связывающей каждый день с каким-либо светилом недели. Несмотря на упорную борьбу Христианской Церкви с традицией называния дней недели по именам языческих богов, эта традиция в романских языках сохранилась до сих пор. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими.
В Х в. с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление, применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя, но названия дней недели - седмицы - взяли свои.
Седмица начиналась с недели(с того дня, когда "нет дел"); понедельник- первый день по (после) недели; вторник - второй; среда - средний; четверг - четвертый; пятница - пятый; суббота от еврейского слова "саббат" (шаббат) - день покоя.
О днях недели существует множество родившихся в народе примет, пословиц, поговорок:
"Воскресенье - свято, понедельник - черный, вторник - повторник, среда - постница, четверток - перечит, пятница - корячится, суббота - делу почин".
"Понедельник и пятница - тяжелые дни, вторник и суббота - легкие".
"С понедельника - на всю неделю (т. е. счастье или несчастье)".
"В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы ".
"В понедельник - на могильник, во вторник - на кокорник (по В. Далю - лес, годный на кокоры. Кокора - копань, накурок, кница, бревно или брус с корневищем, дерево с корнем клюкой, с коленом, для судостроенья), в среду - на переды, в четверг - по коты (по В. Далю - женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами... И наша дура коты обула! В котах щеголяет (говорится в Сибири о всякой вещи редкой или дорогой), в пятницу - на мельницу, в субботу - на работу, в воскресенье - на веселье".
"В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли".
"Понедельник - похмелье; вторник - повторник; середа - пост; четверг - перевал; пятница - не работница; суббота - уборка; воскресенье - гулянье".
В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу.
В понедельник чихнешь - подарок на неделе.
Сухи вторники. Вторники и субботы легки.
Что бог не даст, а в среду (в пятницу) не прясть.
Не суйся, середа, наперед четверга.
Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет.
Среда да пятница четвергу не указчица.
В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай.
Не суйся, пятница, наперед четверга.
Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
Кто в пятницу прядет, святым родителям кострикой (по В. Далю - костер или костеря, костра, кострика...кострыга...правильнее - кастеря, кастрика - жесткая кора растений, годных для пряжи льна, конопли; их мнут мялицею, мельчат кору и выбивают вон трепкою и ческою) глаза запорашивает.
По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.
Только бы бог перенес через субботу (школьничья).
От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.
Задать кому субботки (школьничья).
Летоисчисление велось от сотворения мира, которое, по христианскому учению, произошло за 5506 лет до н.э. Год начинался с 1-го марта, когда приступали к сельскохозяйственным работам. Так продолжалось до 1495 г., когда, по византийским обычаям, начало года перенесли на 1-е сентября, а летоисчисление продолжали вести от сотворения мира. Слово "воскресенье" вместо "недели" стали использовать только в XVII в. Своя реформа календаря была произведена у нас, как и вообще множество реформ, Петром I.
Царский указ от 19 января 1699 г. гласил: "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира". Так, в России было введено летоисчисление от Рождества Христова. А 20 января Петр I издал следующий указ: "О праздновании нового года и в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится и зажигать огни. А людям скудным каждому, хотя бы по древцу или ветве, на вороты или над храминою своей поставить...". Добавим, что в России до 1918 г. жили по юлианскому календарю, затем декретом от 24 января 1918г. был введен григорианский, который и действует поныне.

Лунный календарь
Народы, исповедующие ислам, имеют лунный календарь, основанный на движении луны, а цель его - согласование суток и года.
Летоисчисление в лунном календаре ведут от 622 г. н.э. Мусульманская эра называется хиджра (араб. - бегство, переселение). Основатель ислама пророк Мухаммед и его приверженцы переселились из Мекки в Медину в сентябре 622 г.н.э. Халиф Омар I в 638 г. объявил год хиджры началом мусульманского летоисчисления. Исходным для него принято 1-ое число 1-го месяца (мухаррама), что соответствует 16 июля 622 г. юлианского календаря.

Лунно-солнечный календарь
Эти календари наиболее сложные, т. к. в них согласуется движение солнца со сменой лунных фаз. Лунно-солнечные календари в древности принимались в Вавилонии, Китае, Иудее, Греции, Риме и в некоторых других странах. В XX в. лунно-солнечный календарь является официальным в Израиле, где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября.
Меняется лик поколений,
И каждому - доля своя.
Двенадцать животных творений
Считают нам бег бытия.
Мы с верой готовы к поклону
Любому живому зверью,
Чтоб было нам счастье земное
По лунному календарю.
В юго-восточной Азии используют 12-летний календарь животного цикла. В его основу положен полный оборот Юпитера по небесной сфере за 12 лет. Календарь использовали кочевники, поэтому каждому году присвоено наименование животного:
1 - крыса (мышь),
2 - корова (бык, буйвол),
3 - тигр,
4 - заяц (кролик, кот),
5 - дракон,
6 - змея,
7 - лошадь,
8 - овца (коза, баран),
9 - обезьяна,
10 - курица (петух),
11 - собака,
12 - свинья (кабан).
За основу более значительного календарного цикла принято 60 лет - время примерно двух оборотов по небесной сфере Сатурна. Юпитер за это время совершает 5 оборотов.
Для китайских составителей календаря цифра 5 явилась символом 5 элементов природы с соответствующим цветом: дерево - синий, зеленый, огонь - красный, земля - желтый, металл - белый, вода - черный. Поскольку в каждом 60-летнем цикле одно и то же животное встречается 5 раз с промежутком в 12 лет, то для различия годов пользуются цветной символикой. Итак, по таблице восточного календаря по вашему году рождения вы можете установить свой знак.
Каждый очередной 12-летний цикл восточного календаря открывает Крыса. За что такая честь не самому приятному грызуну-вредителю? Неужели не нашлось более симпатичного претендента на звание первого во всей дюжине? Если верить легенде, возглавить таблицу символов могло любое животное, до слуха которого донесся призыв Будды посетить его и выразить ему свое уважение в первый день Нового года. В обмен на преданность Будда обещал вознаградить зверей редким даром: правом безраздельно обладать каким-либо одним годом, дав ему собственное имя. По неизвестным причинам, из всей многообразной звериной семьи, населяющей землю, лишь двенадцать животных навестили Будду. Самой расторопной оказалась крыса. Затем в указанной выше последовательности предстали остальные. Будда поступил по справедливости: он выполнил обещание - так сказать, в порядке живой очереди. Кстати, на Востоке бытуют не во всем совпадающие с нашими представления о пользе и вреде животных. По многим восточным повериям, крыса - на редкость удачливый и добропорядочный зверек. Синонимы знака "крысы" - богатство, преуспевание, процветание. Объясняется это довольно логично: в зажиточном доме не голодают, а там, где еда - там и крысы. "Хотите разбогатеть, пригласите крысу", - советует японская мудрость.

Категория: Мои файлы | Добавил: Nemiroff
Просмотров: 509 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

РЕКЛАМА


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz