ИСТОРИКО ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ   Воскресенье, 24.11.2024, 21:40



ХРОНОГРАФ                                    
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [462]


Статистика

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений


Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ
01.09.2011, 14:23
Троицкие хороводы
Хороводы на Руси вообще занимали совершенно особое место в молодежном досуге и представляли собой сложное действо из движения (танца), песни, музыки и умения представить ту или иную работу. Каждому участнику долженствовало не только владеть достаточно этими искусствами, но и знать последовательность пения и танцевальных движений в хороводе. Хоровод воспитывал и вкус. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных своими руками (ленты, вышивки, бисер и т. д.). Существовал даже негласный конкурс на лучший наряд, а в качестве "жюри" выступали многочисленные зрители со всей деревни, а то и округи. А поскольку среди них вполне могли оказаться будущие женихи и свекрови, то в наряд вкладывали всю душу.
Обычно местом проведения хоровода служила сельская улица, зеленый пригорок близ церкви, луг за околицей села, а на Троицу - так и роща. Участниками чаще всего были молодые девушки и парни (в некоторых местностях парни только со стороны глядели), а на Троицу в хороводах участвовали исключительно девушки и молодые женщины.
Хороводы возглавляла и направляла ведущая "хороводница", обычно наиболее бойкая, умелая и бедовая, как правило, замужняя женщина. Она вела хоровод и одновременно обучала молодежь хороводить. Танцевальный рисунок хоровода был очень разнообразен - шли "репьем" (т.е. гуськом), "змейкой", "вили верву" (т. е. веревку), "сновали основу", образовывали полукрест, крест , круг и т. д.
" Шелестят тяжелые пышные шелка. Плавно волнуются сборчатые сарафаны. Расцветают диковинные узоры, серебряные цветы на парчовых "коротеньках" - сборчатых безрукавках до пояса, надетых поверх сарафанов. Колышутся пышные цветы штофных, затканных шелковыми цветами "шалюшек". Громадные шелковые платки отливают множеством нежных оттенков - бледно-палевых, розовых, темно-синих...
Пышная золотисто-алая гирлянда девушек и молодок медленно плывет по улице, останавливается, низко кланяется, расходится, сплетается в цепи и круги; вот она движется не спеша навстречу кавалерам в праздничных рубашках. "Да вы, бояра, вы куда пошли? да молодые, вы куда пошли?" - поют девушки. "Да мы, княгини, мы невест смотреть, Да молодые, из хороших выбирать", - отвечают парни". (Н. П. Колпакова. "Лирическая песня в Палащелье на Мезени и на Печоре"). Порадуемся же сочным и задиристым, веселым и красивым, порою грустным Троицким хороводным песням.
Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни - замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что, в общем-то, редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа или Духов День, с которого, по народным приметам, и.наступало настоящее теплое лето. Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям прочищать".
Троицу отмечает весь христианский мир, и повсюду этот День сопровождается праздничными шествиями, танцами, хороводами, обрядами благословения полей, скота и растений. Так же, как и в России, это праздник зелени и прихода лета. Зеленью украшаются улицы, церкви, дома и дворы.
Немцы знаменуют Духов День первым торжественным выгоном скота на пастбище, а финны гадают (чем бы вы думали?)... березовыми банными вениками. Веники забрасывают на крышу знаменитой финской бани и следят - свалится или нет, загадывая при этом желание. Очень распространены обряды, связанные с водой: шутливое обливание водой друг друга, катания на лодках, украшенных зеленью и цветами, паломничество к священным источникам. Обычай освящения воды известен во Франции, Нидерландах и скандинавских странах, при этом троицкой воде, как и пасхальной, приписываются целебные свойства, ею окропляют посевы, орошают сады и виноградники во имя будущего урожая. В Германии и Австрии изготовляют из соломы чучело "водяной птицы", способное, по поверью, вызывать дождь. Чучело торжественно носят вокруг деревни и поливают водой. У многих народов Троица - это популярный молодежный праздник с танцами, песнями, веселыми шествиями и выборами Троицкой королевы или Троицкой невесты, вариант "короля и королевы, жениха и невесты" .Троицкая королева во главе праздничной процессии совершает обход деревни или городка, иногда участвует в обряде освящения полей или источников.
В Польше в субботу накануне Троицы юноши и девушки водят хороводы вокруг "субботних костров", прыгают через них - в этих играх угадывается распространенный когда-то ритуал очищения огнем, связанный с культами земли и предков. Это в деревнях. А горожане во многих странах, в том числе в Англии, Франции и США, устраивают в этот день выезды за город, пикники и детские праздники.
В честь Троицы были названы многие церкви, соборы и монастыри, а потом уже это имя получили села и городки, в которых они были построены. Первый же храм этого имени был возведен по приказу княгини Ольги во Пскове (так гласит предание), и псковичи называли свой город "домом Святой Троицы", а идя в бой, говорили: "Постоим за Святую Троицу". Неоценимую роль в политической и культурной жизни России играла Троице-Сергиева лавра, основанная на Троицу, 3 июня 1341 г., Сергием Радонежским. Монастырь поддерживал объединительную политику великих московских князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом (именно из его стен вышли на Куликово поле иноки Александр Пересвет, Андрей Ослябя), с польской интервенцией, выдержав длительную осаду войск Лжедмитрия II. Монастырь способствовал организации народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Троице-Сергиева Лавра располагала одной из крупнейших в России библиотек. Здесь жили и работали писатели Максим Грек, Авраамий Палицын и многие другие, художники Андрей Рублев и Даниил Черный. Выходцы из Лавры - ученики преподобного Сергия, а впоследствии ученики его учеников основывали новые монастыри, которые становились центрами освоения земель на Русском Севере.

И наконец - о троицких караваях.
Каравай (бабка) из ржаного теста. Желтки растирают с сахаром, добавляют размягченное сливочное масло, молотые ржаные сухари, толченые орехи, изюм и молотую корицу - все хорошо размешивают. Белки тщательно взбивают, добавляют в эту массу, осторожно перемешивают. Формочку смазывают маслом, посыпают сухарями, укладывают в нее подготовленную массу и выпекают в жарочном шкафу. Оставшиеся орехи толкут, добавляют в разогретый мед. Каравай выкладывают на тарелку, поливают медом с орехами. Вместо меда можно обливать каравай вареньем. Сухари - 100 г, яйцо - 1 шт., сахар - 35 г, масло -Юг, орехи - 30 г, мед - 40 г, изюм - 5 г, корица молотая - 0,2г.
Каравай сладкий. Варят вязкую кашу, охлаждают до 60-70° С, добавляют взбитые белки. Массу кладут в высокие формы, смазанные маслом и обсыпанные сухарями, заполняя их до 3/4 высоты, смазывают сметаной и выпекают, обливают вареньем. Пшено - 50 г, молоко - 100 г, вода - 40 г, сахар - 5 г, яйцо - 1/2 шт., масло сливочное -Юг, изюм -Юг, сухари - 10 г, сметана - 5 г, варенье - 50 г. А может, выучим, наконец, тропарь (то бишь краткую похвальную песнь в честь праздника) Троицы: "Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе". И Величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Святаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим".

АГРАФЕНА-КУПАЛЬНИЦА (6 июля/23 июня)
Это удивительно "душистый" день. Дома украшались цветами и травами. А в банях, которые начинали топиться с утра, дух стоял дивный от травы, устилавшей пол, и веников - очень сложных букетов из богородицкой травы, папоротника, Ивана-да-Марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты. Парились утренней порой. Считалось, что Аграфена-Купальница блюдет здоровье и телесную чистоту. Больных стариков и хворых вносили в баню на крапиве и парили целебными травами. Матери носили детей умываться к родникам и бросали в источник медные деньги, а с полдня начиналось купанье в реках, которое продолжалось до позднего вечера. Купанье было шумное, под песни. Пока одни купались, другие стояли на берегу и пели, поэтому песни не смолкали.
Меж купаньем веселье не смолкало. Устраивались игры и пиршества. А, кроме того, днем отправлялись в лес заготавливать веники на целый год. Сломленные в этот день, они считались чудодейственными, только в них непременно должно быть по ветке от березы, ольхи, рябины, черемухи, смородины, ивы, липы и по разному цветку. Ко дню Аграфены - лютые травы и коренья в соку (по В. Далю - несколько видов ядовитых растений носят это название - лютик: борец, царь-зелье, прострел..лютый-цвет, лютик, горчица, горькуха... черно-зелье и т. д.), (второе название праздника - Аграфена-лютые коренья) и сила нечистая на гулянья ночные собирается - портить людей и скотину, тешиться над девками и парнями, водить их по лугам, к болотистому голубцу, к дурман-траве клонить. К окнам летит и прижимается любопытным носом нетопырь, и лесовик из чащобы выбирается - поглядеть на житье-бытье человеческое. В двери стучит болотная нечисть, засов отодвигает, жутко гукает и хохочет.
Чтобы предохранить себя от порчи и бед и избавиться от несчастий на будущее, бабы подрезали шиповник, рвали крапиву, чертополох и складывали большую кучу посреди деревни. Заставляли сперва прыгать через нее детишек, а после прогоняли скотину. Однако ж нечистая сила в эти дни только "разминалась" перед волшебной Ивано-Купальской ночью.

ИВАНОВ ДЕНЬ (7 июля/24 июня)
7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи. Евангелие от Луки повествует о чудесном рождении мальчика у пожилой бездетной пары - священника Захария и его жены Елизаветы. "И многие о рождении его возрадуются, ибо явился пророк и Предтеча пришествия Христова". Это он возложит в Иордане руку на Того, о Котором пророки предрекали. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос. Рождество Христа - зимний солнцеворот, а Рождество Иоанна - летний. Под знаком Иисуса Христа Солнце начинает "возрастать", а под знаком Иоанна Крестителя - "умаляться"; как и говорил последний: "Ему должно расти, а мне умаляться".
Христианский праздник слился с народным древним праздником в честь дня солнцеворота. С поры введения христианства в канву купального праздника постепенно включились те или иные элементы христианского богослужения: молебны, крестные ходы по берегам рек и водоемов, а все остальное, присущее Купале, шло своим чередом. Имя славянского божества -Купало или Купала- вызывает споры, но, как бы то ни было, в народной традиции оно связано с обрядом массового купания в реке или росистой траве. Таких купальных дней в русском народном календаре два: Аграфена-купальница да Иван Купала. Оба дня почитаются особыми, волшебными и опасными.
Но главные чудеса совершаются в ночь на святого Ивана - самую короткую в году. По поверьям, в эту ночь нельзя спать, потому как нечисть совершенно распоясывается. Ведьмы, колдуны, оборотни и русалки вредят во всю мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший "шалит" в лесу - пугает и заводит в чащобу. Водяные, чьи именины приходятся именно на этот день, стремятся затащить человека в воду, называя тому причиной, будто ему, видите ли, в именины мешают (т. е. несчастный купается и мутит воду). Слепая злая медянка получает зрение на целые сутки, и потому делается очень опасной, бросаясь на человека стрелой, и может пробить его насквозь. И именно 7-го июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Местом сбора избирают они Лысую гору близ Киева, Lize Gora под Сандомиром в Польше, и на Броккене в Германии (правда, немецкие ведьмы собираются в Вальпургиеву ночь - на 1-е мая). Надо думать, им есть что сказать друг другу, ибо козней супротив человека - не счесть, и время они проводят шумно, с истинно бесовским весельем. "На самой верхушке горы было гладкое место, черное, как уголь, и голое, как безволосая голова старого деда. От этого и гора прозвана была Лысою. Посреди площадки стояли подмостки о семи ступенях, покрытые черным сукном. На них сидел пребольшой медведь с двойною обезьяньей мордой, козлиными рогами, змеиным хвостом, ягневой щетиной по всему телу, с руками остова и кошачьими когтями на пальцах. Вокруг него, поодаль от площадки, кипел целый базар ведьм, колдунов, упырей, оборотней, леших, водяных, домовых и всяких чуд невиданных и неслыханных... Инде целая ватага чертенят, один другого гнуснее и неуклюжее, стучала в котлы, барабанила в бочонки, била в железные тарелки и горланила во весь рот. Тут вереница старых, сморщенных, как гриб, ведьм водила журавля (малороссийская пляска. - Прим. сост.), приплясывая, стуча гоцки (гоканье ногой об ногу. - Прим. сост.) сухими своми ногами, так, что звон от костей раздавался кругом, и припевая таким образом, что хоть уши затьми. Далее долговязые лешии пускались вприсядку с карликами-домовыми. В ином месте беззубые, дряхлые ведьмы верхом на метлах, лопатах и ухватах чинно и важно, как знатные паньи, танцевали польку с седыми безобразными колдунами... Молодые ведьмы с безумным неистовым смехом и взвизгиваньем, как пьяные бабы на веселье (веселье - свадьба, свадебный пир. - Прим. сост.). плясали горлицу и метелицу с косматыми водяными... Крик, гам, топот, возня, пронзительный скрып и свисты адских гудков и сопелок, пенье и визг чертенят и ведьм - все это было буйно, дико, бешено; со всем тем видно было, что сия страшная сволочь от души веселилась". (О. М. Сомов. "Киевские ведьмы".) Средством передвижения для ведьм, как водится, служит метла.
Вот уж поистине обрядовый маскарад! Как писал В. Даль, "увеселительное сборище... в необычных одеждах и личинах". Куца тут современным -"цивилизованным" - балам!
В Британии в Иванову ночь на зеленых склонах холмов резвятся феи и эльфы, и многочисленные духи бродят повсюду. В странах Западной Европы существует поверье, что в эту ночь души всех людей покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь подойти к паперти, то можно увидеть души тех, кто умрет в приходе в текущем году. В зачарованную купальную ночь животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев, вода превращается в вино, и звонят затонувшие колокола.
Для оберега от нечистой силы на подоконники кладут жгучую крапиву (на Украине - липу, в Румынии - мирру), у дверей хлевов ставят вырванную с корнем осину или прибивают убитую сороку.
Главная же роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам - купанию в воде и возжиганию ритуальных костров, которые, по старинным представлениям, предохраняли человека и его богатство от всяческого зла, колдовства и недобрых глаз. Костры разжигались в этот день у большинства народов Европы. Пылали купальные огни на Карпатах и Судетах, видные за несколько километров - зрелище необычайно торжественное и эффектное. В Париже костры зажигались во всех кварталах, а на центральной площади первым подносил факел сам король, обязательно присутствовавший на церемонии. Во Флоренции костер горел на площади Синьории, а в итальянских деревнях юноши спускали с холмов огненные колеса. В Голландии ко всем обычаям прибавлялся еще один: на двери домов людей, носящих имя Ян, вешались венки из цветов и трав. В Пиренеях издавна существовал обычай ежегодно в Иванов день приносить срезанные в громадном количестве лилии в церковь и ставить их в больших изящных вазах для освящения. Здесь они остаются в продолжении всей обедни и окропляются святой водой, а затем из освященных таким образом лилий делают букеты и, расположив их крест-на-крест, прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты считается уже как бы под охраной Иоанна Крестителя. Тут букеты эти остаются до следующего Иванова дня. (В католических странах лилия почитается особо. В венках из лилий идут здесь девушки в первый раз к Св. Причастию - в память того, что будто в таких венках в первые времена христианства все девушки принимали святое причастие).
В древнегерманских легендах рассказывается, что в прудах и озерах, среди кувшинок и тростников, живут постоянно нимфы-никсы. Верхняя часть тела водяных красавиц представляет собой прекрасно сложенных чарующих женщин с всегда улыбающимся приветливым лицом, а нижняя часть - безобразный рыбий хвост. Они завлекают людей в воду и тащат их на дно, во влажную преждевременную могилу.
О наших русалках один известный собиратель сказаний говорит так: "Русалки - это водяные красавицы; они бледны, но черты их выразительны, стан волшебный, коса - ниже колен. Ночью при луне они выходят на берега озер, рек и ручьев, нагие, в венках из осоки и древесных ветвей".
Выйдя на берег, русалки садятся на траву, расчесывают свои косы или водят хороводы. Иногда они скрываются в кустах, в траве.
В России еще в XIX в. в 12 верстах от Петербурга, в так называемой беседке Петра Великого (старая липа, ветки которой, перекрестившись с ветвями других деревьев, как бы образовывали шатер, и где, по преданию, отдыхал царь), собирались накануне Иванова дня ижорки. Там проводили они всю ночь с громкими, похожими на вопли заклинаниями и песнями вокруг огня, на котором сжигался под утро олицетворявший его белый с красным гребнем петух (по представлениям древних скандинавов, красный гребень - это огонь).
В Старой Ладоге при реке, впадающей в Волхов, купальные огни ежегодно зажигались на горе Городище. Огонь этот в Новгородской губернии был известен под именем живого, лесного или царь-огня. Огонь добывали непременно трением, только тогда он считался чудодейственным. Празднества носили массовый характер, на игрища шел весь народ, причудливо, чисто по-летнему принаряженный, в перевязях из цветов и венками на головах. Водили хороводы и пели песни. Но главные чудеса совершались в ночь на Купалу, самую короткую в году. В полночь будто бы на короткое время раскрывалась земля, и люди получали доступ к сокрытым кладам, тогда же расцветает и волшебный, небывалый папоротник... В эту ночь сияет его цвет огненным пламенем и освещает все вокруг; если сорвать его и бежать, не оглядываясь, домой, что бы ни кричали и как бы ни бесновались позади представители нечистой силы, дает этот цветок возможность открыть клады и обрести богатство. "Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила - сорвать хоть один! Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось. Петро хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам - где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов - все чудных, все невиданных; тут же - и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумьи стал перед ними, подпершись обеими руками в боки.
- Что ж тут за невидальщина? Десять раз на день, случается, видишь это зелье, - какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться?
Глядь - краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало - и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". (Н. В. Гоголь. "Вечер накануне Ивана Купала").
Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, от того, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, которое "не пускает цвету". Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит, ночью; когда цветет все, - накануне Ивана Купала. А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячок, который дает фосфоресцирующий цвет, тем более что он даже носит имя Иванове. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальной ночью представляется на редкость романтическим. И прежде всего - обряд опускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу - суженый разлюбит. У кого венок дальше всех поплывет - будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит - проживет самую долгую жизнь.
Представьте, как прекрасна и поэтична была эта картина: по реке в темноте плывет множество огней, а по берегам застыли в тревожном молчании люди.
Этот обычай возродился в наше время в иных символах: венки с горящими огнями опускаются в воду и плывут по рекам, как знак памяти о погибших на морях. Опускаются венки и на месте гибели кораблей.
А у костров длится веселье. Иногда в середину костра ставили шест с укрепленным на нем огненным колесом - символом солнца, и всю ночь прыгали через костры юноши и девушки, а те, кто думал пожениться, держались за руки крепче, ибо, по примете, если руки не разожмутся - быть свадьбе. Старались прыгнуть повыше: кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году. В огне матери сжигали сорочки, снятые с больных детей, считая, что от этого пройдут все болезни; старики сидели поодаль, переговаривались, попивая хмельную брагу и пиво и вспоминая свои прошлые лихие купальные ночи; молодежь продолжала веселиться, а самые смелые шли собирать заветные травы: сорванные в этот день, они обладали особой силой.
Из цветов в это время собирают купаленку (желтоголов), медвежьи ушки, богатенку и Иван-да-Марью. С последним связано стародавнее предание о купавшихся в дождевых потоках языческих Перуне-громовнике и богине Заре, звучащее громким откликом в белорусской купальской песне
Собранными растениями окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы (чтобы отвести от дома молнию), употребляют для присушки и отсушки (отсушить парня от девки или, напротив, присушить). Когда собирают - приговаривают: "Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне - мати". Собранный под корнем чернобыльника земляной уголь использовали от падучей болезни и черной несмоги, а цветы Ивана-да-Марьи, разложенные по углам дома, полагались отличным средством от воров (брат с сестрой будут переговариваться, а воры подумают, что это хозяева). Девушки собирают двенадцать трав, в число которых должны обязательно входить папоротник и чертополох, и кладут их под подушку, приговаривая: "Суженый, ряженый, приходи в мой сад гулять!".
В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их утром под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов растений, то замуж идти в этом году.
Утренняя роса считалась наилучшим "косметическим" средством. Собирать ее выходили на луг - "черпать росу". Бралась чистая скатерть, которая водилась по росе, затем выжимали скатерть в сосуд. Росой этой умывались. От Ивановой росы исчезают прыщи и угри, и кожа делается нежнее лепестка. Впрочем, росу использовали и для более прозаических целей - опрыскивали кровати от клопов. Иногда по росе катались.
В Германии (Тюрингия) существовал несколько рискованный обряд: в lohannenstag (эквивалент Ивана Купала) девушки выходили за пределы города и нагими катались по полю для улучшения урожая льна.
В полночь на Иванов день шли. купаться в реки и озера. А днем обливали всех и всякого, причем не только водой, но и грязью. Тут-то и начиналась настоящая свалка, хохот, крики, а потом все снова бежали купаться. Одной из особенностей Иванова дня была относительная свобода интимных отношений, и родителям девушек приходилось не дремать. В день Ивана Купалы к общему веселью примешиваются и погребальные мотивы. Когда-то одним из ритуалов праздника были символические похороны самого божества Купалы, позднее хоронить стали соломенную куклу либо купальскую березку: на рассвете, по окончании гулянья, ее топили в реке, сжигали или разрывали на части и разбрасывали по огородам. Сжигали также и стоящие с Троицы у домов березки. Купальное дерево называлось Морана или Мара; оно олицетворяло смерть, зиму, и его потопляли вместе с Купалой, как бы прощаясь с летом, с Ярилой - Солнцем. Это были магические ритуалы вызывания дождя для дозревания хлеба и плодов. Участники обряда приговаривали:
"Плыви, Купало, за водою". Веточки с купального дерева бросали в огород, чтобы созревали овощи, вносили в избы и оставляли до следующего года. Другое толкование печальным погребальным обрядам можно найти в легенде о Купале и Костроме.
В день летнего солнцестояния Огненный бог, бог Луны и огня, огненных жертвоприношений и домашнего очага Семарг встречает на берегу Ра-реки (Волги) богиню ночи - Купальницу. У них родятся дети - Купала и Кострома. Судьба разлучает брата и сестру, младенца Купалу уносят за тридевять земель гуси-лебеди, но им вновь суждено встретиться. Как-то, через много лет, гуляла прекрасная Кострома по берегу реки, плела венок и хвалилась, что никто и никогда венок этот не сорвет (стало быть, вовек не выйдет она замуж). Боги разгневались на девицу за самонадеянность и решили покарать ее. Резкий порыв ветра сорвал венок с головы и бросил в воду, а там его подобрал проплывавший на лодке Купала. Разлученные в младенчестве брат и сестра не узнали друг друга, а обычай повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а затем несчастные Кострома и Купала узнали, что они - родные брат и сестра, и решили покончить с собой: утопиться. Кострома стала русалкой или, по-русски, - Мавкой. Жестокие боги смилостивились и превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (современное название- Иван-да-Марья).
Отсюда, вероятно, и обычай париться на Ивана Купалу вениками, вплетая в них цветы Иван-да-Марьи. (Нелишне, кстати, при выходе из бани, как в старину водилось, поблагодарить банного - особая порода домовых - словами: "Спасибо те, байнушко, на парной байнечке").
Бытовало множество примет, связанных с этим днем. Сильная роса на Ивана -к урожаю огурцов. На Иванову ночь зведно - много губ будет. (По В. Далю, губа - гриб, особ. съедомый...; в этом значении губы противополагаются поганкам), Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке. Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана", - говорит пчела. После Ивана не надо жупана. Верши: Ивановские дожди лучше золотой горы. Просили: "Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, умолим". До Иванова дня - дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня - дождь из засека. Во время дождя сену плохо, зерну хорошо. Интересно, что в некоторых более теплых странах - Болгарии, Румынии, Греции - таким чудодейственным днем считается другой - день святого Георгия (наш Юрьев день), который наступает на два месяца раньше. Именно к нему приурочивается первое в году купание, прыжки через костер, поиски таинственных кладов - все точь-в-точь, как у нас на Ивана Купала.

ПЕТРОВ ДЕНЬ (Петровки) (12 июля/29 июня)

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (первоверховные апостолы считаются более всех совершившими в проповеди христианства). Апостол Петр (греч. Petros - камень, скала) 65 г. н.э. - имя, данное Иисусом Христом его ближайшему ученику Симону, который первым провозгласил Иисуса Мессией (Христом). После воскресения Христа возглавил Иерусалимскую христианскую общину, стал первым римским епископом. Апостол Павел (67 г. н.э.), нареченный Савлом, долгое время был гонителем христианства, но божественным явлением света и голоса Божьего, по дороге в Дамаск, преображен в Павла. Проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Апостолы Петр и Павел были преданы мученической смерти. Петр был распят на кресте головой вниз, Павел обезглавлен. Петр Великий сделал этих первоверховных апостолов покровителями Санкт-Петербурга, назвав в честь первого город, а в честь обоих - Петропавловский собор. Этот день в народе называют Петровки, Петров день, Петрово говейно, Петры-Павлы, день Петра-рыболова, Петр-золотые ключи. Последний был олицетворением солнца, как, к примеру, Илья-Пророк - грома. Связывается этот день с солнечной символикой. Считалось, что в Петровки солнце играет, переливается разными цветами так ярко, что больно смотреть. Так "играет" солнце лишь дважды в году: в день прихода Ярилы - на Пасху, да в день отхода его - на Петровки.
С вечера отправлялись в поле караулить солнце. У молодежи эта ночь называлась "хмелевой". Веселились всю ночь напролет, водили хороводы, пели, а когда гасли звезды и небо светлело, заводили песнь, призывающую светило. По старинным преданьям, олицетвореньем солнца - Ярилы, его оком был златорогий олень.
И, наконец, когда солнце поднималось, все шли по домам.
С Петровок в деревнях начиналась кипучая деятельность: косили сено, вывозили на поля навоз, готовились к озимому севу. О Петровках говорили: С Петрова дня - красное лето, зеленый покос. С Петрова дня зарница хлеб зорит. До Петрова вспахать, до Ильина - заборонить, до Спаса - посеять. Пахать да боронить - денечка не обронить. Женское лето - по Петров день. Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (об уборке сена).
Многие певчие птицы умолкали к Петрову дню. Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня, так как ячменным колосом подавилась. Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой). Недалече кукушечке до Петрова дня. Далеко кулику до Петрова дня.
Становились короче дни. К Петрову дню вода в реках умеженится (межень воды - средний уровень, какой устанавливается после половодья /по ст.стилю - в июне/, до чрезмерной засухи). Придет Петрок, сорвет листок.
Петров день торговлей знатен. В этот день или чуть раньше устраивались знаменитые петровские ярмарки. Также на Руси Петров день был сроком суда, днем взимания пошлин, платежа оброков и податей, днем уплаты у крестьян. Утром в Петровки хозяйки в одних рубахах выходили в огороды и высматривали первые золотистые цветочки на огурцах; увидев, обвязывали нежный, еще совсем крошечный цветок красной ниткой, выдернутой из пояса, приговаривая: "Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались мои огурцы". Молились при этом царю Константину и матери его Олене (равноапост. св. Константин и св. Елена). Соблюдался в этот день и еще один интереснейший и захватывающий (для тайно присутствовавшей "публики") обряд: в эту пору начиналась девичья работа - пропалывание огородов. Собирались ночью девицы и, раздевшись донага, обегали гряды. От этого, верили, минует огород любая напасть - вредители, солнцепек и пр. Время проведения обряда держалось в строгом секрете, но... каким-то неведомым образом парни узнавали о нем и с вечера залегали в засаду. А потом на гулянье могли небрежно бросить девице о родинке в потаенном месте или еще нечто подобное, от чего бедную скромницу жар охватывал, а тот еще и свидетелей призовет, чтоб подтвердить: да, мол, видели все трое, и на том самом месте... Ну что тут поделаешь! Обряд есть обряд.
Петров день - конец Петровского поста, который идет, по церковному календарю, вслед за Троицей, начинается в Первый понедельник после Духова дня и кончается 11 июля - накануне дня апостолов Петра и Павла. Говорили: Петров пост - бабий копеж (копление, сбережение. - Прим. сост.) - полагается в эту пору копить масло, яйца, творог и молоко. По поверью, этот пост бабы выпросили у бога, чтобы можно было скопить масло. Спасовка -лакомка, а петровка - голодовка. Голодным Петровский пост считали, потому что нет еще ни овощей, ни грибов, а соленые уже подошли к концу. В Петров день кумы дарили крестникам пшеничные пироги. Сваты со стороны жены угощали сватов жениха ужином, а тещи на второй год бракосочетания приносили зятьям печеный сыр.
"Накануне Петрова дня по селам возня, по деревням суетня. Конец Петровке-голодовке - моленого барашка в лоб! (Моленый или обреченный баран - обыкновенно назначается на петровскую братчину. - Прим. сост.) Давай, бабы, творогу, сметаны, простокваши, топленого молока!.. ... Жарь, пеки, да вари, пойдет у нас пир на весь божий мир!.. Пост провалил, до зеленого покосу напразднуемся... Не жалей на брагу хлеба, солоду - зажелтели поля, колосья клонятся, нового богатья недолго ждать. (Новый хлеб; по В. И. Далю - животы, имение, имущество, достаток. -Прим. сост.) Таков на Петров день бабам дается приказ от отцов да от свекров, и накануне праздника зачинается вкруг печей возня-суетня. Дела по горло, а иной хозяюшке - вдвое того: есть зять молодой - готовь ему, теща, петровский сыр, есть детки богоданные - пеки тоболки (пресные пироги с творогом. - Прим. авт.), неси их крестникам на розговенье, отплачивай за пряники, что приносили тебе на поклон в прощено воскресенье вечером". (П. И. Мельников/ Андрей Печерский/ "В лесах").
В Москве в понедельник Петрова поста ходили на Наливки, где происходило народное гулянье, которого особо ждали представительницы прекрасного пола. Именно в Петровки (еще в боярские времена) им дозволялось, наконец, покинуть терема, откуда они выходили только в церковь, да изредка в гости к родным, и вдоволь повеселиться - гулять вместе со всеми, водить хороводы, качаться на качелях и пользоваться всякими иными забавами. (Особенно этому изумлялись иностранцы; описывая русский быт, они сочувствовали затворничеству женщин).
А в деревнях устраивалась веселая братчина. Ставились широкие столы, раскладывались угощенья: жареная баранина, пироги с начинкой из бараньего сердца, почек, мозгов, языка и пр., ватрушки. Подавалось купленное на общие деньги вино, с которого братчина и начиналась. Каждый пьющий приговаривал: "Батюшка Петр-Павел! Заткни в небе дыру, заткни тучи-облака, не лей дождем! Подай, господи, зеленый покос убрать подобру-поздорову!".
Существовало предание, будто в этот праздник каждый год выбегал олень из лесу и сам давался людям на разговенье, и народ, принимая его за Божий дар, закалывал и приготовлял себе обед. Когда олень перестал приходить, то вместо него стали убивать быка или барана. Петров день - проводы весны, торжественное и немного печальное прощание с ней. По селам с песнями носят Весну, т. е. куклу из соломы, а затем бросают ее в реку. Происходит и нечто похожее на ночной маскарад, во время которого молодые парни совсем закрывали лица, а девушки - наполовину. Петры-и-Павлы считаются праздником рыбаков, поскольку апостол Петр (рыбак по промыслу) известен как покровитель рыболовства. Ему молились и служили обедню рыбаки. Существовал и обычай ежегодно собирать на "мирскую свечу", которая ставится в храме к иконе Петра.
Имена Петра и Павла носит ставшая символом Петербурга Петропавловская крепость и Петропавловский собор, который являлся усыпальницей российских императоров, начиная с Петра I, и членов царской семьи, умерших до 1917 г., а отныне - почивших и в наши дни.

ИЛЬИН ДЕНЬ (2 августа/20 июля)
Обычно в этот день в небе раздаются громовые раскаты. "Илья-пророк едет", - говорили в старые времена, с опаской поглядывая на небо.
Пророк Илья - один из важнейших библейских пророков, занимает прочное место в пантеоне православных святых. Его почитают наравне с Николаем Угодником и Святым Георгием, но и боятся, пожалуй, более всех других обитателей небес. Св. Илья перенял многие черты языческого Перуна-громовержца, держателя молний, возможно, еще более древнего бога славян Велеса или Волоса - покровителя скота и бога "небесных стад" облаков. У древних германцев был аналогичный Перуну бог грома Top - рыжебородый великан, вооруженный железным молотом, покровитель хлебопашцев. Илья - святой грозный, карающий, но, в то же время, щедрый и наделяющий. В его ведении и самые страшные, и самые благодатные силы природы - гром, молнии и дожди, от него зависит плодородие земли. Илья развозит по небу воду для святых, а если расплещет, то она обращается в дождь. Гром же происходит от стука его небесной колесницы по небесной мостовой, молнии - стрелы, которыми он поражает нечистую силу. Последняя, отчаянно сопротивляясь, превращалась в различных зверей - лисиц, черных кошек, собак (неповинных домашних животных в этот день в дом не пускают), волков (в этот день открывались волчьи норы). А некоторые представители нечисти - вероятно, от бессильной злобы и страха перед грядущей карой - гадили человеку из последних сил. Так, неделя перед праздником Ильи-пророка считалась еще более опасной для купанья, чем русальная. Водяной в это время ищет себе жертв, и только самый отчаянный решится купаться в ильинскую неделю!
К св. Илье относятся с уважением и боязнью, с оттенком подобострастия. Этот святой, по народному восприятию, чрезмерно строго подходит к соблюдению всех религиозных заветов. В этот день стараются ни в чем не согрешить. А чтобы не прогневить грозного пророка (безгрешных, увы, немного), избегают выходить в поле, носить и убирать сено. (Впрочем, сенокос пытались к Ильину дню завершить, поскольку обычно после 2-го августа начиналась пора дождей).
Боялись не только грозы, но и змей, которым в этот день дана воля (по некоторым сведениям, бог Велес был еще и повелителем змей). А чтобы защититься от молний, прибегали к методам, предписанным народной традицией: "А грозы, и правда, куда как часто в старину сбирались. Да и грозы-то великие. Как, бывалыча, дело после обеда, так и почнет орать иволга, и пойдут из-за саду тучки... потемнеет в доме, зашуршит бурьян да глухая крапива, попрячутся индюшки с индюшатами под балкон... А они, батюшка, вздыхают, крестятся, лезут свечку восковую у образов зажигать, полотенце заветное с покойника прадедушки вешать, - боялась я того полотенца до смерти! - али ножницы за окошко выкидывают. Это уж первое дело-с, ножницы-то: очень хорошо против грозы..." (И. Бунин. "Суходол").
Чтоб умилостивить грозного громовержца, дарителя дождя и хлеба, совершалось множество обрядов.
В некоторых местах России собирались две-три деревни, приводили быка или теленка и закалывали, варили и съедали всем обществом в честь святого. На Илью - баранью голову на стол. В Пермской губернии в часовни, посвященные Илье-пророку, приносили жареные или печеные козьи или бараньи головы с горохом, служили святому молебен и испрашивали у него защиты козам, баранам, гороху, и под видом его - всему растущему на полях и огородах. В этот день пекли хлеб из новой ржи и приносили для благословения в церковь. Без благословения священника до хлеба не дотрагивались и говорили: То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб. У мужика та обнова на Ильин день, что с новиной хлеб. Знать бабу по наряду, что на Ильин день - с пирогом.
В Ильин день в деревнях выпекали первые колобки и пышки из зерна нового урожая, приносили с поля сноп и ставили в красный угол. (Вернее всего, колобок из известной и любимой сказки был испечен в Ильин день!). Устраивали себе постель из новой соломы. Ильинская соломка - деревенская перинка. А ильинский дождь считался действенным средством против сглазу, и им умывались или "купались" под струями.
Много значил Ильин день для крестьян. Не счесть связанных с ним примет о дожде и погоде. Этот день и поныне - важный календарный ориентир, известный не только людям, извечно землю пашущим, но и дачникам-садоводам. По наблюдениям, с Ильина дня подступает осень, появляются холодные утренники, вода в реках и озерах становится прохладной. До Ильина дня мужик купается. Илья-пророк камень в реку бросает. На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна. На Илью камень утром прозябает. До Ильина дня - тучки по ветру идут, после Ильина дня против. До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет. На Ильин день зима с летом борются. Придет Илья принесет гнилья. Но сам дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год. Дождь в Ильин день, а также на Маковея (14 августа, 1 августа ст. стиль) и на Воздвиженье (27 сентября, 14 сентября ст. стиль) - к обильному урожаю на следующий год. Начиналась дождливая пора. До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома. До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит. На Ильин день дождь, будет мало пожаров; ведро - много. Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице. Илья словом дождь держит и низводит. Илья грозы держит.
На Ильин день перегоняли пчел и подчищали ульи, подрезывали первые соты. Богат, как ильинский сот. Но знали, что ильинский рой - не в корысть, потому как он поздний, не успевает запастись пищей. С Ильина дня перестают кусаться комары и мухи. Муха кусает до Ильина дня, питается, после Ильина-запасается. Ночи становятся темнее и длиннее. Придет Петрок, отщипнет листок, а придет Илья - отщипнет и два. Первый Спас час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три уволок. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
А горожане спешили в Ильин день в соборы и церкви, носящие имя этого святого. "Он /Обломов/ бродил по саду. ... С начала лета в доме стали поговаривать о двух больших предстоящих праздниках: Иванове дне, именинах братца, и об Ильине дне - именинах Обломова: это были две важные эпохи в виду...
Поговаривали об Ильинской пятнице и о совершаемой ежегодно на Пороховые Заводы прогулке пешком, о празднике на Смоленском кладбище в Колпине.
- Вот намедни, в Ильинскую пятницу, на Пороховые Заводы ходили. - Что ж, там много бывает? - спросил Обломов...- Нет, нынешний год немного было; с утра дождь шел, а после разгулялось. А то много бывает". (И. А. Гончаров. "Обломов"). Празднование на Пороховых было чрезвычайно популярно среди жителей Петербурга. К концу XIX столетия к церкви Ильи-Пророка в Ильинскую пятницу и Ильин день, случалось, туда съезжались до ста тысяч человек. Церковь эта впервые была построена еще в петровское время, чтобы защитить Пороховые Заводы от взрывов и огня, что, к сожалению, не очень помогло: взрывы были частыми, а сама церковь сильно пострадала от пожара в советское время. (К слову, в одном из старинных русских городов - Ярославле, -самая красивая и знаменитая церковь Ильи-Пророка.) Завершим рассказ наблюдением Гончарова: "Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества".

Категория: Мои файлы | Добавил: Nemiroff
Просмотров: 525 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

РЕКЛАМА


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz