Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
|
|
Форма входа |
|
|
|
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ
| 04.09.2011, 11:47 |
МАСЛЕНИЦА
Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны - в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с XVI в. стал называться Масленицей. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или "мясопустной" недели, но христианского переосмысления не получила. По своему содержанию обрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица в христианстве предшествует Великому предпасхальному посту и справляется за семь недель до Пасхи в период с конца января до начала марта.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ к предшествующему севу. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной.
Любили на Руси Масленицу - праздник веселый, озорной, отчаянный.
Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины. Недаром стихия масленичных гуляний оказалась столь близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому, и другим людям искусства. Помните, у Островского в пьесе "Снегурочка": "Конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на Землю", "Прощай, Масленица. Сладко, воложно (по В. Далю, воложный - жирный, масляный, сдобный, скоромный; вкусный, лакомый) нас кормила, суслом, бражкою поила. Прощай, Масленица...".
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.
В Масленичную неделю не ели мясо. Последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать мясо". Всю же неделю называли "честной, широкой, веселой, боярыней Масленицей, госпожей Масленицей". В такие дни устраивались различные забавы: катание с ледяных гор, на лошадях, уличные гулянья с песнями, круговыми плясками, ряжеными. В эту пору и родителей поминали, и молодоженов чествовали. Молодые непременно гостили у родителей жены, отсюда и пошло выражение - "ездить к теще на блины".
В Сибири на Масленицу вместо блинов готовили хворост из муки.
Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятиями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дома.
На Масленицу в Петербурге у Адмиралтейства строили высокую деревянную гору и заливали ее водой, парами и в одиночку скатывались с нее на Дворцовую площадь, где по сторонам светились огни балаганов, выступали раешники, продавались чай, блины и сладости. С конца XIX в. масленичное гуляние было перенесено на Марсово поле.
В Москве ледяные горы и балаганы сооружались на Москве-реке и Неглинке, а также на Новинском бульваре и в Сокольниках.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, поспособствовать холостой молодежи найти себе пару. Костромичи, например, "выборанивали девок" - таскали борону вдоль домов, чтобы девушкам легче было выйти замуж. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, по всей Руси было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (разумеется, если зятья приходились по душе). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечорки" - приглашали на блины.
Центральной фигурой праздника все же была сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего одевались цыганами. Иногда возили рядом с Масленицей женщину, которая за прядильным станком крутит масло.
Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:
Понедельник - встреча.
К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу - Масленицу да наряжали ее.
Вторник - заигрыши.
С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда - лакомка.
В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
Четверг - широкий четверток, разгул, перелом.
Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво и петь песни.
Пятница - тещины вечорки.
В этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.
Суббота - золовкины посиделки.
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
Воскресенье - проводы Масленицы, прощанья, целовник.
Обычаи последнего дня масленицы связаны с культом предков. Проводы Масленицы и прощание сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу - "Масленицу" - торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
В преддверии Великого Поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Прощаясь, люди говорили друг другу: "Прости меня, пожалуйста, буде в чем виноват пред тобою". Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. Произносилось такое причитание: "Пришел и Масленой конец - отдают почтенье на сырной, в воскресенье", в этот день прощаются все обиды и оскорбления.
В Польше Масленая неделя завершалась ночным факельным шествием на кладбище - прощание с предками.
Широко отмечалась Масленица и на территории Украины и Белоруссии, у славян Восточной Европы. На Востоке обряды имели много общего с русской Масленицей, на Западе праздник дополнялся, а порой заменялся карнавальными гуляньями.
Вообще, в значительной степени славянская Масленица соответствовала западноевропейскому карнавалу. В Сибири и в некоторых городах европейской России XIX в. устраивали масленичный поезд - сооружение в виде корабля, на который усаживались ряженые "фельдмаршалы" и "генералы", а сверху на шесте - шут с бутылкой и бочонком.
Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все - и стар, и млад. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с "кормчим". Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках ("козлы"), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем ("морозянки"), толстых кусках льда, вырубленных в реке. Катание сопровождалось озорными шутками и обрядовыми песнями. Песни, пляски, ряженье, хождение с "козой" были обычными на Масленичной неделе.
На Масленицу гадали: берет, к примеру, девушка первый блин, выбегает на улицу, угощает первого встречного и спрашивает его имя. Так и суженого звать будут.
Масленица - время визитов "на блины" родственников и знакомых. Особенно богато и щедро отмечалось последнее воскресенье Масленицы - заговенье. Это был последний день, когда разрешалось употреблять спиртное. К этому времени был приурочен и широко известный в Белоруссии и на Украине обычай "колодки". Замужние женщины шли в дом, с хозяевами которого были в дружеских отношениях, и привязывали взрослым, но незамужним детям к ногам "колодки" - небольшие палки в наказание за то, что они не вступили в брак накануне поста (в период "мясоеда"). А те должны были "откупиться" праздничным угощением.
Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе - холостяки.
Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. "Гордые польки", усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек. А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанным сажей лицом под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок - "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться - плати. А танцуют на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.
Но вернемся к русской Масленице. Речь пойдет о короле масленичного стола -блине. Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны, со сметаной, с медом, с припеком. Еще с языческих времен блин был символом солнца. Ритуально съедение блина - во славу Весны, плодородия земли. Блины ведут свое начало от жертвенного хлеба древних язычников. Издревле круг считался знаком .Солнца.
"А сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы - тысячелетний блин, внук Дажбога. (Даждьбог, др.-русск. Дажьбогь - в восточнославянской мифологии божество, входившее в состав так называемого Владимирского пантеона. - Прим. сост.). Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных и здоровых детей". (А. И. Куприн).
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой режим приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковороду или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр. На Масленице первый блин - за упокой. Действительно, первый блин, испекаемый на Масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских". Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Блин добро не один. Блин брюху не порча. Блин - не клин, брюха не расколет. На горах покататься, в блинах поваляться. Без блина - не Масляна, без пирога - не именинник. Пекли их и ржаные, и пшеничные, и гречневые, и яичные, и овсяные. Из кислого на дрожжах теста - блины, а из пресного, на молоке и яйцах- блинцы, блинчики, блинки, блиночки. Готовили и блинчатые пироги. С чем только блины ни ели: и с икрой, и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами; ну, и в бутылочках и графинчиках всегда было чем все это запить.
Но, как писал А. П. Чехов, "если у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними".
Так что же это такое - русский блин?
Блины. Блюдо, приготавливаемое из жидкого дрожжевого теста. Блины разного типа, разной плотности и из разной муки известны почти у всех народов. Блин на дрожжах - распространенное блюдо у славян. Известны русские блины из пшеничной, яичной, овсяной, гречневой муки и из их смеси. Чтобы испечь тонкие румяные и сочные блины, нужно пользоваться сковородами небольшого размера, непременно с толстым дном. Перед тем, как полить тесто на сковороду, необходимо ее хорошо нагреть и смазать маслом. "Первый блин комом", - говорит старая русская пословица. Действительно, первый блин чаще всего получается "комом" - бледный, толстый, неаппетитный. Но первым блином нужно установить, сколько следует наливать теста в сковороду, чтобы блины получились ровными и тонкими. Нужно следить, чтобы блин не подгорел, для этого надо своевременно его переворачивать. Можно печь блины с различными приправами, например, с мелко нарезанным зеленым луком, рублеными вареными яйцами, с сельдью, нарезанной маленькими кусочками. Разогретую сковороду следует помазать маслом, посыпать зеленым луком или рублеными яйцами, либо положить кусочки сельди, налить тесто и дальше печь, как обыкновенные блины. Вот и получился блин с припеком.
Постные блины. 4 стакана гречневой муки, 4,5 стакана молока, 25 г дрожжей, соль по вкусу.
В эмалированную кастрюлю влить полстакана молока (теплого), развести в нем дрожжи. Добавить еще полтора стакана молока. Постепенно, при непрерывном помешивании всыпать в кастрюлю с молоком 2 стакана муки, хорошо размешать, накрыть полотенцем, поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, добавить остальную муку, молоко, соль и вновь поставить в теплое место. Сковороду смазать одной чайной ложкой растительного масла и печь блины.
Сдобные блины. 2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст. ложка сахара, 30 г дрожжей, 2 ст. ложки сливочного масла, соль по вкусу.
В эмалированную кастрюлю всыпать гречневую муку, влить 2 стакана теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи. Поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, размешать его деревянной ложкой, влить остальное молоко, всыпать пшеничную муку, перемешать. Вновь поставить в теплое место. Когда подойдет второй раз, добавить яичные желтки, растерев их с растопленным сливочным маслом, сахаром, солью, перемешать. Взбить сливки, добавить яичные белки и еще раз взбить. Перемешать с тестом, поставить в теплое место на 20 минут. Выпекать обычным способом.
Блины крестьянские. 3 стакана гречневой муки, 1 стакан пшеничной муки, 2 стакана молока, 2 стакана воды, 3 ст. ложки растопленного сливочного масла, 5 яиц, 30 г дрожжей, соль по вкусу.
Гречневую муку смешать с пшеничной и, отделив половину, замесить опару на смеси воды и молока. Далее блины готовить как сдобные, но без сливок.
Блины красные. 4 стакана пшеничной, 4 стакана молока, 50 г сливочного масла, 3 яйца, 25 г дрожжей, 1 ложка сахара, соль по вкусу.
Замесить опару из половины пшеничной муки, далее блины готовить так же, как сдобные, но без сливок.
Блины праздничные. 5 стаканов пшеничной муки, 4 стакана молока, 1,5 стакана сливок, 200 г сливочного масла, 6 яиц, 50 г дрожжей, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка соли.
Приготовить опару из трех стаканов муки, трех стаканов молока и дрожжей, далее готовить, как сдобные блины.
Блины скороспелые. На 500 г муки - 3 стакана воды, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара, по 1/2 чайной ложки соли, соды и лимонной кислоты.
Яйца смешать с 3 стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать - так, чтобы тесто получилось без комков. Лимонную кислоту развести в стакане воды, влить в подготовленное тесто, размешать и немедленно печь блины.
Блины русские из безопарного. дрожжевого теста. 500 г муки, 1-2 яйца, 1/2 л молока или воды, 20 г сахара (1 чайн. ложка), 25 г сливочного маргарина, 10 г соли, 25 г дрожжей.
В теплой воде (30-35 град.) растворить сахар, соль, дрожжи, добавить муку, яйца и размешать до образования однородной массы, затем положить растопленный жир. Тесто поставить в теплое место на 2-3 ч. В процессе брожения его надо перемешивать.
Блины с яблоками. Для опары: 500 г муки, 1/2 л молока, 1 чайн. ложка сахарного песка, 20 г дрожжей.
Для теста: 1 кг яблок, 3-4 яйца, 3 чайн. ложки сахарного песка, 50 г топленого масла, 1/2 ст. ложки соли.
Испечь яблоки, очистить их от сердцевины и кожуры, протереть, смешать с опарой для блинов из дрожжевого теста, добавить соль и масло. Взбить яйца с сахаром и тоже смешать с опарой. Когда тесто подойдет, можно печь блины.
Блины картофельные. 10-15 шт. картофеля, 4 ст. ложки масла, 3 желтка, 5 яиц, 4 ст. ложки молока, 1,5 ст. ложки пшеничной муки, 1 ст. ложка сахара.
Отварить до полной мягкости картофель, протереть через сито и посолить. В небольшую кастрюлю влить 4 ложки молока, ложку масла и ложку пшеничной муки, размешать все, поставить на плиту и варить, постепенно помешивая до тех пор, пока масса не загустеет. Затем снять с плиты, взбить 3 желтка, положить их в тесто, добавить туда же протертый картофель и еще размешать 5 белков с сахаром, взбить пену, влить в тесто и окончательно размешать.
Молочные блины. 3 стакана пшеничной муки, 10 желтков, 3 стакана молока, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка сливочного масла, соль по вкусу.
Влить в кастрюлю яичные желтки и, добавив к ним соль и сахар, хорошо взбить. Затем всыпать муку, добавить масло, молоко, замесить жидкое тесто. Тесто нужно хорошо взбить. Выпекать обычным способом.
Гурьевские блины. 2 стакана пшеничной муки, 5 яиц, 2 ст. ложки сливочного масла, 2,5 стакана кефира (кислого молока), соль и сахар по вкусу.
Приготовить так же, как блины молочные.
Блины из овсяных хлопьев. 100 г овсяных хлопьев, 2 ст. ложки пшеничной муки, 3 ст. ложки тертого твердого сыра, 2 яйца, 1/2 л молока, питьевая сода на кончике ножа, 4 ст. ложки раст. масла для жаренья, соль по вкусу.
Овсяные хлопья, муку, сыр, яйца, соль, соду развести теплым молоком, тщательно перемешать и оставить в теплом месте на 20 мин. Тесто протереть через сито. Блин жарить на хорошо раскаленной сковороде, смазанной маслом.
Блины большие. На 400 г муки - 5 яиц, 1 стакан молока, 35-50 г пива, 20 г топленого масла, соль, сахар, корица по вкусу.
Муку просеять через сито в просторную миску горкой, сделать сверху углубление, вбить туда яйца, разбавить тесто молоком и пивом, добавить расплавленное топленое масло, соль. Из этого жидковатого теста выпекать на большой сковороде тонкие блины.
Блины маленькие. На 2 ст. ложки муки - 3 желтка, по 4 чайн. ложки сахара и сливок, 100 г толченых лесных орехов, соль.
Яичные белки с сахаром взбить в пену, прибавить сливки, орехи и муку, хорошенько размешать и печь блины, как обычно.
Блинцы. 3-4 ложки пшеничной муки растереть с 2-3 яйцами, влить молоко - столько, чтобы получилось совершенно жидкое тесто (приблизительно 0,6 л). Посолить по вкусу, размешать и испечь тонкие, как лист бумаги, блинцы. Сложить их вчетверо и подать с сахаром или вареньем.
Блинцы молочные. 5 яиц смешать с 1,2 л молока, добавить 1,8 стакана пшеничной муки, соли по вкусу, тщательно размешать, чтобы не было комков, и испечь тонкие блинцы. Сложить их вчетверо и подать с маслом.
Блинчики. Мука пшеничная - 50 г, сахар - 3 г, 1/5 яйца, соль, молоко 125 г. Яйца и соль хорошо размешивают, добавляют половину положенного по норме количества молока, всыпают просеянную муку (пшеничную тонкого помола) и, размешивая, добавляют остальное молоко. Тесто получается жидким, как негустая сметана.
Небольшие сковороды нагревают, смазывают жиром, наливают на них тесто и равномерно распределяют его по всей сковороде. Когда блинчик пропечется, его снимают со сковороды или переворачивают сковороду над столом и стряхивают.
Блинчики можно полить сметаной, маслом или отдельно подавать с кислым молоком.
Блинчики с начинкой. На середину блинчика кладут начинку (на обжаренную сторону), заворачивают края блинчика в виде прямоугольника и обжаривают на сковороде.
Мясная начинка: мясо 67 г, 1/3 яйца, 5 г лука, соль. Мясо пропускают через мясорубку, обжаривают, вновь пропускают через мясорубку, добавляют соль, перец, обжаренный лук, рубленое яйцо и хорошо перемешивают.
Творожная начинка: творог 60 г, масло 3 г, желток 4 г. Сливочное масло растирают с желтками и протертым творогом, добавляют соль.
Начинка из печени: печень 40 г, масло 5 г, крупа гречневая Юг, лук 5 г. Печень мелко нарезают, обжаривают лук, измельчают на мясорубке, добавляют мелкорубленный и обжаренный лук, масло, готовую рассыпчатую кашу, соль, перец и перемешивают.
Блинчики пряженые. Готовят любую начинку, кладут ее на блинчик, заворачивают в виде конверта или трубочки, смачивают в яйце, разведенном в молоке, Обваливают в молотых сухарях и жарят в растопленном жире.
Дополнительно: для панировки яйцо 5 г, молоко 5 г, сухари 5 г.
Блинница. Готовые блины 5 шт. Яйцо 1 шт.
Выпеченные пшеничные или гречневые блины складывают на сковороду стопкой, смазывая каждый блин сырыми яйцами, а затем запекают. Подавая, разрезают на части.
Блинник. Круглый пшеничный пирог, который начинен мелко сечеными гречневыми блинами, пересыпанными крутыми яйцами, луком, грибами и гречневой кашей.
Пирог блинчатый. Мясную начинку для блинчатых пирогов готовят так же, как для пирогов и пирожков. Выпекают блинчики большого размера. Берут неглубокую плоскую кастрюлю (сотейник), смазывают дно и стенки ее маслом, посыпают сухарями и обкладывают блинчиками обжаренной стороной внутрь, при этом края их должны заходить один на другой. Блинчики, уложенные на стенки сотейника, должны выступать за его борта. Места соединения отдельных блинчиков смазывают яйцом, разведенным в молоке; на блинчики кладут слой мясного фарша, затем - слой блинчиков и слой яичного фарша, снова слой блинчиков и мясного фарша и т. д. Обычно делают 4-5 слоев. Верхний слой фарша закрывают блинчиками, смазывая их яйцом с молоком, заворачивают выступающие края блинчиков, которыми были обложены стенки сотейника, и запекают в жарочном шкафу до тех пор, пока блинчики хорошо не зарумянятся.
Первый фарш: мясо (мякоть) 500 г, масло 35 г, лук 40 г, мука 2 кг, соль, перец.
Второй фарш: яйца варят, шинкуют, добавляют масло и рубленую зелень петрушки. Яйцо 5 шт., масло 30 г, зелень, соль.
Для блинчиков: мука 200 г, сахар 15 г, яйца 1,5 шт., соль 3 г, молоко 0,5 л, масло 50 г.
Для смазывания: яйцо 1/2 шт., молоко 20 г.
Для панировки - сухари 50 г.
ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ - НИКОМУ НЕ ВЕРИМ!
Смех и веселье не отделимы от природы человека. Сей постулат в научном доказательстве не нуждается. Юмор и острословие сопровождает человека повседневно, порой выручая в нелегких ситуациях. Но есть в календаре день, который отмечается розыгрышами и шутками на полном "юридическом" основании во многих странах мира, - 1 апреля.
Писатель Честертон называл 1 апреля "весной розыгрышей", хотя на его родине - Англии - это апрельский день дураков (April Fools' Day). "Попробуйте, - говорил он, - представить первоапрельские шутки в октябре. Не получится, ибо апрельские шутки воплощают три великие свойства апреля - дух ожидания, радости и обмана".
Обычай "посылать кого-то в апрель", т. е. разыграть, провести издавна существует у многих народов, и на Руси ему живется вольготно. Посылать с каким-нибудь невыполнимым поручением 1-го апреля было принято как в Западной, так и в Восточной Европе. В Польше и Литве этот день известен под названием Prima aprilis, что даже по звучанию свидетельствует о римском происхождении праздника.
Существует еще одна версия происхождения празднества. В средневековье допускались представления сцен из Священного Писания, а первоапрельская традиция якобы идет от древнего "бюрократического" действия, случившегося при допросе Иисуса Христа, который приведен был от Каиафы к Пилату, а от Пилата - к Ироду, что дало основание известной французской поговорке Renvoyer d'Herode a Pilate - посылать кого-то понапрасну.
Каково бы ни было происхождение праздника, одно упоминание о нем вызывает добрую улыбку.
Обычно сдержанные жители Альбиона резвятся в этот день вовсю. Шуточки отнюдь не всегда оригинальны: вроде зашивания рукавов свитера, подачи на завтрак яйца с тщательно выдутым через отверстие содержимым или получения посылки с веревкой для связывания ветра, но успех они имеют неизменный. С давних времен существует обычай посылать наивных простаков с какими-нибудь немыслимыми поручениями, как-то: принести пинту голубиного молока, прямой крюк, долото с мягким кончиком или полосатую краску. Посыльный снабжается запиской, прочитав которую, получатель говорит, что у него, к сожалению, нет желаемого, но он знает, у кого есть, и пересылает гонца (с запиской) дальше.
Этот день обожают газетчики, они с удовольствием придумывают первоапрельские истории, на которые попадаются простодушные читатели. Так, в 1698 г. было сообщено, что в Тауэре будут мыть львов. На объявление ринулись толпы любопытных лондонцев. Самое удивительное, что когда в I860 г. одна из газет в точности повторила это же объявление, результат был примерно такой же.
В Америке в 1835 г. нью-йоркская газета поведала о постройке телескопа, который позволяет увидеть на Луне странных животных и людей, похожих на крылатых обезьян. Поверивших в это набралось немало.
В Дувре в 30-е годы нашего столетия многочисленные владельцы собак получили по почте уведомления, что в округе свирепствует эпидемия бешенства, и животные нуждаются в прививке. Утром 1 апреля огромная толпа с лающими, дерущимися и возбужденными непривычным скоплением себе подобных боксеров, фокстерьеров и спаниелей запрудила площадь перед мэрией: хозяева привели любимцев на вакцинацию.
Апофеозом первоапрельского розыгрыша (хотя в этом деле нет предела совершенству) можно считать фильм, показанный Би-Би-Си 1 апреля 1957 г. по телевидению. В нем рассказывалось о небывалом урожае макарон в южной Швейцарии на границе с Испанией. Демонстрировались кадры, в которых трудолюбивые крестьяне собирали с кустов вареные макароны. Невозмутимый голос ведущего при этом давал комментарии о невиданном достижении - одинаковой длине снимаемых макаронин, что является плодом неустанной работы многих поколений селекционеров-макароновыращивателей.
После передачи последовали отклики телезрителей. Одни выражали благодарность за интересный и познавательный фильм, другие просили выслать рассаду макарон. Особо пытливые выражали удивление, что макароны растут вертикально, а не горизонтально. Нашлись и недоумевающие: что же, значит, мы заблуждались, считая, что макароны изготовляются из муки?
В Испании 1 апреля называется "Днем болвана", в Шотландии - "Днем кукушки". В Австралии день 1 апреля начинается со смеха в буквальном смысле слова: утренние радиопередачи открывает крик птицы кукабарры, напоминающий демонический хохот человека. Австралийцы величают кукабарру смеющимся ослом.
В России первоапрельские розыгрыши известны с петровских времен и привнесены, очевидно, немцами. В 1700 г. содержатель труппы немецких комедиантов в Москве объявил, что на представлении влезет в обыкновенную бутылку. В означенный день на сцене появилась бутылка с надпись "Первое Апреля".
Первоапрельские шутки распространились сперва среди знати, потом и в других слоях общества, но менее всего известны были среди крестьян.
Шутки разыгрывались и при царских дворах императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Несерьезному отношению к первому апреля способствовала и сама природа -переменчивая в эту пору, одним словом - апрельская.
Возможностей "сохохотать" с участниками первоапрельских одесских юморин или Золотого Остапа в Санкт-Петербурге у нас предостаточно. Смейтесь шуткам и шутите сами. Смех, как говорил В. Гюго, прогоняет зиму с человеческого лица. А по свидетельству ученых, одна минута смеха заменяет 45 минут специальных релаксационных упражнений.
ПЕРВОМАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Мы привыкли считать Первомай общественно-политическим праздником с демонстрациями, флагами, транспарантами - и только. Впервые Рабочий праздник, День Международной солидарности трудящихся отмечался в Европе в 1890 г. (В Российской империи: в Варшаве - в 1890 г., в Петербурге - в 1891 г.). Резолюция о праздновании Первомая была принята I конгрессом 2-го Интернационала, собравшимся в Париже в день столетия Французской революции 14 июля 1889 г. Однако существовал значительно раньше и "другой" Первомай.
В романе И. А. Гончарова "Обломов" (1859 г.) читаем: "Пришли разные праздники. Троица, Семик, первое мая - все это ознаменовалось березками, ветками; в роще пили чай". О чем же это рассказывает писатель?
"Первомайский праздник у городских жителей есть первое весеннее гулянье за городом и в роще... Первого мая бывали и школьные праздники в западной, южной и отчасти северо-восточной России", - сообщает знаток русских обрядов и обычаев И. М. Снегирев в книге 1837 г. А дело в том, что обычай отмечать 1 мая как праздник весны и возрождения природы возник еще при Петре I. В самые юные годы царь-реформатор с удовольствием проводил время в Немецкой слободе Москвы, где уже с XVI в. селились иноземцы.
Слобода была центром поселения людей разных национальностей и занятий. Жили там и немцы, и англичане, и французы. Это был совершенно особый, непохожий на Москву мир. "Озаренные закатом, медленно приближались черепичные кровли, острые шпили, верхушки подстриженных деревьев, мельницы с флюгерами. С Кукуя доносилась странная музыка, будто наяву виделся город из тридевятого царства, тридесятого государства, про который Петру еще в колыбели бормотали няньки". (А. Толстой. "Петр I".) Царь, повзрослев, сразу же и бесповоротно принял этот западный новый мир со всеми его традициями, праздниками и обычаями, которые оторванные от родных мест слобожане соблюдали с достойным уважения тщанием. Отсюда и пришли на Русь рождественская елка и первомайское гулянье. Последнее проходило, по обыкновению, в Сокольниках. Петр самолично присутствовал на этом "гульбище", где устраивали свои столы и пировали чужеземцы. А популярны маевки стали уже после его смерти - в конце XVIII и начале XIX веков.
Отмечать же майские праздники начали еще в Древнем Риме. В вечном городе существовало празднество майюма в честь богини Майи (отсюда и название месяца); начиналось оно в конце апреля и заканчивалось в начале мая. В этот праздник римляне обливали друг друга водой и купались в Тибре, куда весталки бросали тростниковые чучела в честь Сатурна. Первого мая с утра римляне - мужчины и женщины - выходили с музыкальными инструментами в поля и собирали под веселые звуки музыки зеленые ветки, которыми украшали двери жилищ своих родственников и друзей. У греков Первое мая (просто майя) отмечали в рощах и садах. Двери домов украшались цветами и зелеными ветками деревьев. В Фессалии существовал такой обычай: двое юношей в венках ходили в этот день по домам.
В Европе в древности год делился не на четыре, а на два сезона: лето и зима. Начало лета приурочивалось к концу апреля или к началу мая, начало зимы - к концу октября или началу ноября. У кельтских народов Британских островов это деление сохранилось в еще более четком виде: праздник Бельтан - 1 мая и праздник Самхей - 1 ноября. И у всех европейских народов Первое мая - это любимый праздник весны, зелени и цветов. В этот день повсюду проводились веселые гулянья, горожане "выезжали на природу". Центральное ритуальное действо заключалось в обряжании "майского дерева", которое устанавливалось на центральной площади. В украшении его принимала участие вся деревня. "Дерево" - окоренный ствол сосны или березы с поперечиной на вершине. По концам такого шеста подвешивались гирлянды из зелени и цветов. Вершина дерева иногда украшалась чучелом петуха. Если жители соседних деревень враждовали, то считалось, что достаточно украсть у недругов петуха - и неурожай им обеспечен. В наши дни вершины такого дерева стали украшаться национальными флагами страны. Как только его устанавливали, являлись музыканты, и начинались танцы. У некоторых народов (венгров, австрийцев, западных и южных славян) до сих пор жив обычай ставить перед домом любимой девушки украшенное "майское" деревце в любое время года. Общие майские игры и танцы были также одной из форм предварительного знакомства и сближения молодежи. Шуточные "аукционы девушек" и выборы майских короля и королевы часто заканчивались формальным сватовством. Впрочем, заключать браки в мае не рекомендовалось, и по этому поводу существовало множество мрачных прогнозов.
"В мае выходят замуж только зловредные и распутные", - сурово объявлял Овидий. "Время сие неблагоприятно ни вдовам, ни девицам, вступающим в брак; недолговечна бывала та, которая выходила замуж, - вторит Плутарх и добавляет: - Римляне не женятся в мае, но ожидают июня". Связано это было, видимо, с тем, что 9, 11 и 13 мая у римлян были особые празднества, на которых пытались задобрить или изгнать лимуров - злобных призраков мертвецов, преследующих людей. Впрочем, у нашего народа также существуют поговорки о неблагоприятных майских союзах: В мае жениться (родиться) - весь век маяться! В мае добрые люди не женятся. Рад бы жениться, да май не велит! В старые годы вообще все сватовства заканчивались с последним днем апреля.
Крестьянские свадьбы чаще всего игрались осенью. Май полагался неподходящим для свадеб месяцем, очевидно, из-за того, что после мая для женщин - подлинных помощниц мужьям - начинаются самые трудные работы: возка и разбивка назема, сенокос, жнитво - и все это при весьма ограниченном пропитании.
"Майские свадьбы - смертельные свадьбы", - говорят французы и, видимо, имеют для этого основания, т. к. у древних франков в мае наказывали мужей, дававших излишнюю волю своим женам.
Кроме первомайских торжеств, в Европе, в частности, во Франции существовал еще и прелестный "Праздник ландышей", который справлялся в первое воскресенье мая. Жители нескольких деревень, молодые и старые, отправлялись в ближайший лес за ландышами и возвращались к ночи. На другой день ландышами украшались окна домов, камины и столы. Затем столы накрывали, и начинался праздник, на котором ландышу было суждено играть довольно серьезную роль. Все девушки имели при себе букетики ландышей, обмен которыми служил знаком согласия весь вечер танцевать с одним из юношей. А много лет назад букетики имели более глубокое значение: они выражали согласие вступить в брак, сам же праздник обычно заканчивался объявлением, кто за кого выходит замуж.
В языческие времена у древних германцев ландыши посвящали богине восходящего солнца, зари и провозвестнице весны. В честь нее зажигали костры и устраивали празднество, на котором молодежь украшала себя ландышами - цветами счастья и любви. Праздник длился, пока цветы не увядали, после чего их бросали в костер. С распространением христианства языческую богиню заменила Пресвятая Дева Мария. Легенда гласит, что ландыш возник из слез, пролитых Девой Марией, когда она стояла у креста распятого сына. Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда все на земле объято глубоким сном, Царица Небесная, окруженная венцом из блестящих, как серебро, ландышей, является тем счастливцам, которым готовит нечаянную радость. Кстати, в России в начале века ландыш был одним из самых любимых цветов. И поздней весной было принято ходить в лес собирать букеты изящных хрупких цветов, источающих нежный аромат; увы, теперь исчезающие ландыши - в "Красной книге".
Как же праздновали Первое мая в России? С. П. Жихарев в "Записках современника" рассказывает, как выглядело гулянье 1 мая 1805 г. "Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами... Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах...".
Позднее гулянья проводились и под селом Новинским, и в Марьиной роще, и на Девичьем поле. Собравшиеся пили, ели, плясали, устраивали веселые розыгрыши.
А в Петербурге на Марсовом поле с начала XIX в. 1 мая происходил высочайший смотр и парад гвардейских полков перед выступлением их в летние лагеря. По этому поводу весь день в городе шло гулянье с песнями, плясками и выездами на пикники.
Целая стена обычаев, примет и поверий обступала на Руси сельчанина в зеленые майские дни. Куда ни ступишь, на приметы да на советы натолкнешься, и все связано с погодой да с севом. С Еремея-запрягальника (1 мая, старый стиль) запрягай коня в соху, выезжай в поле, подымай сетево (лукошко с семенами)! На первую майскую росу (утреннюю) бросай первую горсть яровины на полосу! Благочестивая старина советует молиться в этот день святому пророку Иеремии: Овес сея, проси Еремея! Ведро на Еремеев день - хороша хлебная уборка, ненастье - всю зиму будешь его помнить да маяться!
Второе мая - соловьиный день; с него в средней полосе России соловьи запевают. Поют соловьи перед Маврой (накануне 3 мая) - и весна зацветет дружно.
5 мая - "Арины-рассадницы": с этого дня пора высаживать на огородные грядки капустную рассаду. Еще накануне вечером, на Пелагею (4 мая), опытные огородницы справляют завещанный на этот случай старыми людьми обычай: выносят на огороды надтреснутый горшок, кладут в него выдернутую поблизости с корнем крапиву и ставят горшок вверх дном на самую середину средней гряды. Это делается в ограждение огорода от нападений вражьей "завидущей" силы, чтобы ела она - проклятая - одну крапиву жгучую, чтобы не прикасалась ни к чему взращенному трудом праведным. Высаживая рассаду, сведущие люди причитают: "Рассадушка-рассада, не будь голеняста, а будь пузата; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь велика!".
6 мая - "Денис-горошник". На Дениса - сеять бел горох не ленися! 8 мая - на Арсентьев день - засев пшеницы в степных губерниях. В старину на Арсентия-пшеничника пекли добрые люди пшеничные пироги, угощая ими не только званых гостей, но и каждого прохожего человека, твердо памятуя, что "прохожий - человек Божий".
9 мая - "Вешний Никола". С Николы-вешнего сади картофель. Пришел бы Никола, а тепло будет! С Николы (вешнего) крепись, хоть разорвись, с Николы (зимнего) живи - не тужи! В великом почете на Руси св. угодник Божий Николай Чудотворец, слывущий за Николу-Милостивого. 10 мая, за Николою - Симон Зилот. Кто досевает пшеницу на Зилота - выйдет как золото! Мокро на Мокея (11 мая) - жди лета еще мокрее. На Епифана (12 мая) - "утро в красном кафтане " (т. е. ясная утренняя заря) - к пожарному лету. 13 мая - "Лукерья-комарница": в этот день, по примете, вместе с теплым ветром налетают комары с мошкарой. На следующий, Сидоров день, когда прекращаются, по народным наблюдениям, до самой осени холодные ветры, прилетают на старые гнезда последние перелетные птицы из-за синих морей - стрижи быстрокрылые. Пойдут Сидоры, отойдут сиверы, и ты, стриж, домой летишь. Придет Федор (18 мая) - последний дубовый листок развернет.
20 мая - на Филиппа да на Фалалея доставай огурцы скорее. Старинная примета советует огородникам делать посадку огурцов скрытно ото всех соседей и даже домашних. Особенно должно скрывать от любопытного глаза первую засаженную гряду, а тем более - первый выросший на ней огурец. 21 мая - Еленин день. Пора сеять лен. Длинные льны - Еленины косы. На Ферапонта (25 мая) - первые худые росы. В этот день советуют "глядеть рябину": много цвету - будут и овсы хороши; малое цветенье - жди худа, не будет с овсами толка. 26 мая - на Карпа опытные рыбаки старались не пропустить этого дня: карпы хорошо ловятся. На Федору (27 мая) не выноси из избы copy. Если на Евтихия (28 мая) день тихий - ждет пахарь хорошего урожая. 29 число - "Федосьи-колосяницы": рожь принимается выметывать колос. На Федосью, по примете, хорошо прикармливать скотину хлебом печеным: плодовитее будет. За Федосьями - Исакий. В этот день выползает из нор всякий гад. "Идут поездом в этот день змеи ползучие на свадьбы змеиные, - гласит старинное сказание, - укусит человека гадина, не заговорить никакому колдуну-знахарю". По обычаю, в этот день бобы сажают. Приходит конец веселому, да тяжелому май-месяцу. Не за дальними горами и купальские песни.
Лихо-бегло проехали мы с вами по майскому месяцу, пытаясь показать на примере его, сколь примечен-разучен был на Руси каждый денек в году, и какое богатство обычаев жило в народе.
Проследив историю майских праздников, каждый может провести "главный" день - Первое мая - соответственно своим убеждениям и вкусам. Одни пойдут на демонстрацию (коль будет таковая...), другие поставят на стол букет ландышей и отправятся на загородный пикник, а третьи станут усердно трудиться на своих "угодьях". Так что, как говорится в популярной телепередаче, делайте свой выбор! Но помните, что 1 мая - день царства ландыша: эмблемы нежности, безмолвного излияния сердец влюбленных.
РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
"Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притворяться незнающими, никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в данную минуту". (Л. Толстой. "Война и мир".)
Рождение человека - огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Еще задолго от разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца. Древние гречанки взывали к богине родов Илифии, к Гере и Артемиде, римлянки - к богине-покровительнице брака Луцине и Юноне. В России покровительницами рожениц считались святая Анастасия Узоразрешительница и святая Анна, в день памяти которой (22 декабря) беременным полагалось поститься и запрещалось заниматься какой-либо работой.
Люди верили, что облегчение родильнице могла принести такая молитва: "Господь со мною, Господь оберегает меня, рабу твою (имярек), во дни и в нощи и на всякий час! Прошу и молю тя, Господи, через муку Твою святую, которую претерпел нас ради грешных, и кровь святую праведную юже излиял! Святой Пророче Предтече Господень Иоанн и все святые! Молите о мне, грешной, милостивого Бога дати ми дитя породить".
По внешнему виду беременной старались определить пол младенца. Такие бытовали приметы-наблюдения: если первые три месяца беременности легки - родится мальчик, тяжелы - девочка; плод - на правой стороне, если мать, сидя, протягивает ногу; коли хорошо ест всякую пищу - родится мальчик; если же охотно слушает песни, выставляет левую ногу, плод в левом боку и причуд много - девочка. Мать левой ногой выступает - мальчик родится, правой - девочка.
В старину считали также, что беременной следует избегать всего неприятного и безобразного. Не рекомендовалось глядеть на животных или уродов, которых она часто видела или пугалась. Это убеждение существовало и во времена Плиния (24-79 г.н.э.; погиб во время извержения Везувия, рим. госуд. деятель, историк, писатель) и Галена (129-199 гг.н.э.; греч. врач). Вот, что рассказывает Гален:
"Я знал одного некрасивого мужчину, горбатого и довольно похожего на Эзопа. Боясь быть родоначальником такого же уродливого потомства, он приказал написать красивого, хорошо сложенного мальчика, и такую картину повесил в углублении кровати так, чтобы жена в известных случаях могла иметь ее перед глазами. Ожидание супруга увенчалось полным успехом: жена родила красивого мальчика, совершенно похожего на портрет, на который она смотрела в известных случаях".
В гельветических хрониках Семпта рассказывается, как одна римлянка, находившаяся в связи с папой Мартином IV, родила сына мохнатого, как волчонок, с длинными, как у хищного зверя, когтями. Объясняла она это тем, что у папы было много картин, изображавших различных животных. Во Франции существовала своя версия воздействия на плод: беременным женщинам рекомендовалось посещать Французский институт и смотреть на того ученого, чье поприще она желает избрать будущему дитя. Если она хочет, чтобы ребенок был геометром - пусть смотрит на бюст Паскаля (1623-62 гг., фр. философ, математик, физик), историком - на Сен-Реаля и т. д.
У русских рекомендовалось смотреть на месяц, а не на звезды, и уж как-нибудь постараться, чтобы ребенок не родился в день архангела Гавриила (8 апреля по н.с.), иначе будет уродлив. А уж зачатие в Пост... Можно смеяться над всеми суевериями, но смотреть на цветы, произведения искусства, слушать классику и читать книги, создающие хорошее настроение, будущим мамам явно не помешает.
Женщинам "в положении" не рекомендовалось также глядеть на огонь - у ребенка будет родимое пятно; находиться на кладбище и перекрестке; выходить из дома после захода солнца; подходить к строящемуся дому; расчесывать волосы по пятницам; сидеть на пороге дома, на полене и переступать через полено. Нельзя есть тайком - ребенок будет вором, есть на ходу - вырастет плаксивым, угощаться заячьим мясом - быть чаду пугливым. А чтобы не родилась двойня - нельзя вкушать сдвоенные плоды.
Для защиты от нечистой силы носили обереги - красные шерстные нитки, лоскутки и пучки разноцветной пряжи, которые завязывали вокруг пальца, руки, шеи, пояса.
"Если беременная полнеет или на вопрос, кого она ждет, конфузится, и ее живот во время беременности не изменяет своей округлой формы, то родится девочка. Наоборот, если она не смущается, когда ее спрашивают, кого она родит, и живот ее принимает острую форму "тычком", то ожидали мальчика".
По наступлении родов женщина прощалась с домочадцами и оставалась только с бабкой-повитухой. Для облегчения страданий развязывали все узлы на одежде и расплетали косу, отпирали в доме все замки и ящики. Если женщина сильно и долго мучилась, зажигали венчальные свечи перед образами (у Л. Толстого - во время родов маленькой княгини няня зажигает их перед иконой угодника), трижды водили вокруг стола, а мужа заставляли песок боронить. Иногда, чтобы ускорить разрешение от бремени, домашние неожиданно пугали роженицу, крича под окном "Горим! Пожар!". Если женщина мучилась родами двое-трое суток, просили священника отслужить молебен. После благополучного окончания родов повивальная бабка обрезала и завязывала пуповину у ребенка и обмывала его. Когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем.
При рождении девочки воду после первого купанья часто выливали в малинник, т. к. малина у славян символизировала красоту. До сих пор сохранилось в языке выражение: "Не девка - малина!". После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог - на счастье. Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как бы прилюдно признавал своим детищем. В зажиточных семьях устраивались родильные столы, а крестьяне приготовляли особое пиво. Родильнице преподносили гости подарки, обычно деньгами, при этом приговаривали: "Калач на сосок, да мыла кусок". Почетное место на празднестве по праву принадлежало бабке-повитухе. Бабка походит, всему делу пособит. Бог - с милостью, а бабка - с руками.
У повивальных бабок был даже свой особый праздник "Бабьи каши", отмечаемый 8 января (в православном календаре это праздник "Собора Пресвятой Богородицы";
Пресвятая Богородица стала Матерью Бога, и тем самым получила право быть заступницей рода человеческого). В этот день благодарные отцы и матери приходили к повивальной бабке, неся пироги, водку и всяческую снедь, угощали ее и угощались сами.
Закончим рассказ о родах в старину пословицами: Деток родить - не веток ломить. Горьки родины, да забывчивы.
В наше время сложились новые традиции приветствовать появление на свет человечка. Узнав о рождении малыша, новоиспеченный отец посылает в больницу записку с благодарностью, фрукты, а разрешат - и цветы. Кстати, в старые годы, когда свято соблюдались все обычаи, детское приданое готовили заранее и обстоятельно; как свидетельствует литературное прошлое, будущие мамы старательно обшивали кружевами крошечные чепчики. Тем непонятнее суета и хлопоты, которые создают себе нынешние бабушки и молодые папы, покупая все необходимое за несколько дней перед выпиской мамы с ребенком. В день выписки отец в назначенный час непременно ждет - вот сейчас он получит из рук медсестры туго перевязанный розовой (девочка) или голубой (мальчик) лентой сверточек. Маме дарят ее любимые цветы. Следует помнить, что в комнату, где находятся мама и ребенок, цветы с резким запахом лучше не ставить. При рождении девочки принято дарить розовые и красные цветы (например, душистый горошек, полураскрытые сортовые и полиантовые розы, фрезии и др.). При рождении мальчика - синие или фиолетовые цветы (фиалки, анемоны), а при рождении близнецов - два одинаковых букета. Букетики должны быть круглые, коротко подрезанные, перевязанные белыми лентами с ниспадающими концами.
На смотрины гостей обычно приглашают через месяц, дав маме и новорожденному некоторое время окрепнуть. Гости несут с собой подарки малышу. Это может быть коляска (к примеру, купленная в складчину), одежка, игрушки. Прекрасный подарок - хорошая справочная книга, советы которой помогут вырастить и воспитать ребенка. На смотрины дарят цветы изящной формы и нежной расцветки. Здесь подойдут все мелкие цветы пастельных тонов, а также мелкоцветные пестрые, цветущие ветки яблони и вишни. Можно последовать примеру французов, которые преподносят в таких случаях цветочные горшочки с цикламенами, обернутые в серебряную бумагу, и букетики гвоздик.
Существует также добрый обычай приглашать гостей еще раз - "на зубок" - и дарить малышу серебряную ложку.
Советуем сразу же выделить "летописца", который станет отражать в семейной хронике все события жизни новорожденного. Чаще всего им становится дедушка, с удовольствием манипулирующий фотоаппаратом или видеокамерой, если таковые имеются. Начать лучше всего с фотоальбома "Наш ребенок". В него заносятся все сведения о ребенке: вес, рост при рождении, и фиксируются сперва крошечные этапы жизни маленького человека. Первая улыбка... первые шаги... первый праздник в детском саду... и первая партнерша (кавалер) по танцу, сосредоточенная, серьезная от ответственности пятилетняя девчушка... Школа, первый класс... Как приятно позже смотреть эти фотографии!
Дети, по словам народной мудрости, - "благодать Божья". Какое без них семейное счастье! "У кого детей много, тот не забыт от Бога!" - так говорили на Руси. Старые люди подавали молодоженам, лишенным детей, добрый совет: взять чужого ребенка-сироту "в дети", чтобы Бог простил, своих деток зародил. Счастлив отец в сыновьях, а мать - в дочерях. Но тут же и такое: Детки - деткам рознь.
Добрый сын - на старость печальник, на покой души поминщик. Но вот: Детки хороши - отцу-матери венец, худы - отцу-матери конец. От опечаленных детьми отцов-матерей пошли ходить по Руси такие поговорки, как: У кого детки-у того и бедки. Маленькие детки - маленькие бедки, а вырастут велики - большие беды будут. Но откуда они - плохие-то? Тут народная мудрость дает четкий ответ: Каковы батьки-матки - таковы и дитятки. Яблочко от яблони недалеко падает. Отец - рыбак, и дети в воду смотрят. Каков уродился, таков и пригодился. От одной матки, да не одни ребятки. Знать ворону по полету, скажется птица посвистом. Пуд мыла изведешь, а родинки не смоешь. Волком родился, лисой (овцой) не бывать. Не устанешь детей рожаючи, устанешь, на место сажаючи. Детушек воспитать - не курочек пересчитать. Дитятко, что тесто - как замесил, так и выросло. Или вот вещее: Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Однако:
Глупому сыну и умный отец разума не пришьет. Или: В худом сыне и отец не волен: его крести, а он- пусти!
Родятся дети, по образному меткому народному слову - как грибы ("от сырости"), растут - как "пшеничное тесто на опаре". Хоть и беден-беден иной отец, а все на тесноту от ребят редкий станет жаловаться, - словно памятуя заветное словцо дедов-прадедов, сказавших, что много детей бывает, а лишних никому Бог не пошлет. Худы ли, хороши ли - все свои дети. "Который палец не укуси - все больно!" - применяется к этому понятию наш детолюбивый народ. "И змея своих змеят не ест!", "Огонь - горячо, дитя - болячо!", "У княгини - княжата, у кошки - котята!", "Свое дитя - и горбато, да мило", - так писал писатель-этнограф А. Коринфский чуть ли не век назад. ("Народная Русь").
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Nemiroff
|
Просмотров: 542 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Поиск по сайту |
|
|
РЕКЛАМА |
|
|
|