ИСТОРИКО ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ   Воскресенье, 24.11.2024, 22:59



ХРОНОГРАФ                                    
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [462]


Статистика

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений


Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ
06.09.2011, 17:34
Современная сельская свадьба
Во многих деревнях и сегодня помнят прекрасные обычаи свадьбы на Руси и играют их по-дедовски.
Обычно вечером в дом невесты идут сваты. Подойдя к дому, они стучат в окно или в дверь и просят впустить их. Как и раньше, сваты приходят в дом под видом заблудившихся странников или охотников, или купцов, прознавших о продаже в этом доме "телочки", или просто, входя в дом, говорят: "Мы сваты не сваты, а добрые люди, а вы примите от (имярек) хлеб-соль". В начале разговора жених остается за дверью, и только позднее входит в дом. Соблюдая старинный ритуал, сваты прежде всего спрашивают согласие у родителей девушки, а те, в свою очередь - у дочери. В знак согласия невеста разрезает принесенный сватами хлеб пополам или на четыре части - вдоль и поперек, после чего жених с невестой уходят в другую комнату. (У В. Даля - Хлеб-соль берем, а вас пировать зовем. Хлеб-соль примаем, а вас под образа сажаем. От добрых людей хлеб-соль примаем, а молодца на придачу и т. п.). А ежели не люб или по чему другому отказ, то: Спасибо на любви, сват; а ныне отдавать девки не хотим. Молода: хлебом-солью отца мать не объела. Рано, девка-то молода еще: не из кута, в кут (угол крестьянской избы) глядит. У нас товар не продажный, не поспел. Не по купцу товар, не по товару купец. Хлеб-соль берем, а запорученье (зарученье, обрученье, сговор и пропой невесты) на суд добрым людям отдаем. Просим не прогневаться; ищите лучше нас. Не рука вам товар наш, по себе найдете. Не порогом мы поперек вас стали: есть лучше нас.
Сваты тем временем начинают деловой разговор - о дне свадьбы, о том, сколько гостей будет со стороны жениха и невесты. Во время сватовства или сразу же после него определяются руководители (распределители): дружка, его помощник - полудружка, две свахи. Главным на свадьбе является дружка. Он избирается из числа женатых мужчин, хорошо знающих свадебные обычаи, и должен быть человеком живым, расторопным, способным управлять торжеством. От его способностей и поведения зависит весь ход свадьбы. Он угощает гостей, следит, чтобы все были довольны.
Свахи выбираются родителями жениха и невесты из числа замужних родственниц или соседок. Это речистые, сметливые женщины, хорошо знающие свое дело. Свахи одевают невесту в день свадебного пира, отвозят ее приданое в дом жениха ("Купите четыре угла, дайте четыре рубля, пятый на середку", - говорила сваха, привезшая приданое), угощают гостей, принимают подарки. Из подруг невесты избирается старшая дружка. Она находится с невестой во время всех свадебных церемоний: ходит с ней приглашать гостей, помогает ее одевать в день свадьбы. Подобную роль при женихе играет дружка, избираемый из среды его неженатых друзей.
(О разноликой роли дружки говорят многие пословицы, приводимые В. Далем: Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал /женихов поезд не впускается в избу невесты, доколе не разгадают всех предложенных подругами загадок. Пожалуйте мне невесту, уступите место! Что говорено, то и привезено /дружка привез невесте одежду/. Пейка-попей-ка, на дне-то копейка, а еще попьешь, и грош найдешь /дружка выкупает невесту/. Народ крещеный /православный/, благословите нашего князя с княгиней ко кресту и венцу /дружка говорит всем гостям/. Умели чадо свое вспоить, вскормить, умейте в люди выводить /говорит дружка о невесте/. Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без княгини на место не садится /дружка жениху/. Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась /говорит дружка о молодых/. Шуба тепла и мохната - жить вам тепло и богато /сажая молодых за стол на шубу/.
Повар, повар-батюшка, повариха-матушка, встань на куньи лапки, на собольи пятки и пр. /приговаривает дружка на свадебном пиру/. Сад загорожен, и зверь сбережен /говорит дружка родителям молодой, по исправной свадьбе/ и т. п.)
Приглашение гостей на свадьбу сопровождается специальными обрядами. По обычаю, невеста отправляется приглашать гостей в свадебном наряде, при этом она кланяется всем прохожим, а гостям, которых приглашает, кланяется три раза. Вечером накануне свадьбы в доме невесты обычно собираются подруги невесты на девишник, который сопровождается песнями, шутливыми частушками. Парни собираются в доме жениха, там ужинают и потом вместе с женихом идут к невесте. Они приносят с собой сласти и угощают девушек. Наряду с современными песнями девушки поют старинные обрядовые песни и обязательно "обыгрывают", т. е. величают сначала жениха и невесту, а потом уже - всех остальных.
Рано утром в день свадьбы к невесте опять сходятся подруги. Сваха и старшая дружка или специально приглашенная женщина наряжают невесту. До самого приезда жениха девушки стоят около невесты и поют песни. А в это время в доме жениха идут последние приготовления к поездке за невестой. К жениху приходят его друзья, которые вместе с дружкой и свахой составляют свадебный поезд. Обычно за невестой едут на автомашинах, украшенных лентами, цветами, а на бортах машины на полотнищах написаны фамилии молодых.
Во дворе невесты свадебный поезд встречают подростки (родственники и соседи невесты), вооруженные метлами, палками, ведрами. Они охраняют закрытые ворота, чтобы не пустить жениха к невесте без выкупа. Ворота открывают только после того, как дружка даст выкуп. Как правило, выкуп у ворот превращается в веселую церемонию, сопровождаемую прибаутками. (Дружка стегает кнутом вкресть по воротам - отгоняет девичью негу). Получив выкуп, охрана открывает ворота и пропускает во двор свадебный поезд жениха. Дружка идет в дом, чтобы "выкупить" стол и косу невесты. Стол "продает" старшая дружка, она долго торгуется, хотя сумма известна заранее; косу "продает" мальчик - родственник невесты, он получает конфеты и пряники. После "выкупа" стола и косы свадебный поезд следует в дом сельской власти, где состоится торжественный ритуал бракосочетания. Затем приглашенные направляются в дом невесты, и веселье продолжается. Важный момент свадебного пира - одаривание молодых. (Просят вас князь со княгиней рюмкой винца да стаканчиком пивца: рюмочку примите, а молодых наделите. Сыр-каравай примите, золоту гривну положите. На шильце, на мыльце, на кривое веретенце). Неотъемлемой частью свадебной обрядности является перевоз приданого невесты к жениху. По приезде в дом жениха свадебный пир возобновляется.
Современная сельская свадьба (начало ее, как правило, приурочено к субботе) обычно длится два, реже - три дня.
Курник - свадебный пирог
Выпекают курник из сдобного пресного теста. Пироги из такого теста, вероятно, более древнего происхождения, чем из дрожжевого, поэтому они часто связаны с обрядовыми традициями и особенно тщательно украшаются. Курник готовят в виде купола или четырех-восьмигранной шапки и украшают стилизованными фигурками людей, животных, цветов и т. п. Из пресного сдобного теста раскатывают круглую лепешку диаметром примерно 25 см и толщиной полсантиметра. На нее кладут выпеченный блинчик, на него - слой мякоти курицы, снова блинчик, слой обжаренных свежих грибов (зимой сваренных и нашинкованных сухих), закрывают блинчиком, наконец, сверху кладут слой риса, все эти фарши укладывают горкой и обкладывают ее блинчиками. Затем раскатывают вторую лепешку пресного сдобного теста диаметром 35-40 см, делают 4 радиальных надреза и ею покрывают горку из фарша и блинчиков. Край верхней и нижней лепешки защипывают вокруг основания курника "елочкой". На поверхности курника защипывают грани по линиям радиальных разрезов. Курник смазывают яйцом, накладывают на него украшения, делают несколько проколов и выпекают при 200-210 град.
Первый фарш. Варят рассыпчатую рисовую кашу, добавляют рубленые вареные яйца, зелень петрушки, масло и перемешивают. Второй фарш. Варят курицу, снимают мякоть, нарезают ее кусочками; муку прогревают с маслом, разводят бульоном, кипятят, и этим соусом заливают курицу.
Курица (мякоть) 450 г, масло 20 г, мука 5 г.
Третий фарш. Белые свежие грибы обжаривают на масле и заправляют таким же соусом, как курицу. Если грибы сухие, то их варят, шинкуют, обжаривают и заправляют грибным соусом.
Грибы свежие 150 г или сухие 50 г, масло 10 г. Для теста пресного сдобного: мука пшеничная 350 г, масло 20 г, яйцо 1 шт., сметана 30 г, сахар 15 г, соль 4 г, сода 3 г, вода или молоко 75 г.
Для блинчиков - мука 40 г, яйца 10 г, жир 2 г, молоко 100 г, соль 1 г.
Для смазывания курника - пол-яйца.
Понадобится: для теста - мука 4 стакана, масло сливочное 250 г, сметана 250 г, 2 яйца.;
для начинки - курица 1 шт., белые грибы 300 г, 5 яиц, рис 1 стакан, рубленая зелень петрушки 1 ст. ложка;
для соуса - сливочное масло 2 ст. ложки, мука 1 ст. ложка, крепкий куриный бульон 2 стакана, сливки 1/2 стакана, 2 желтка, 200 г шампанского.
Приготовить сдобное тесто из указанных компонентов, отварить курицу до готовности, снять мясо с костей, нарезать ломтиками, заправить белым соусом. Рис отварить и полученную рассыпчатую рисовую кашу заправить маслом, добавить в него рубленые яйца и зелень. Свежие белые грибы потушить в масле и заправить тем же соусом.
Из подготовленного теста и начинок сформовать пирог. Для этого отделить четвертую часть теста для поверхности пирога, а из оставшегося теста раскатать круглую лепешку толщиной 1-1,5 см, положить ее в смазанную маслом форму или сковороду так, чтобы края формы были прикрыты слоем теста, на нее положить начинки слоями: рис, нарезанные кусочками яйца, нарезанную ломтиками курицу, грибы и снова рис и т.д. При этом необходимо придавать пирогу форму купола. Затем из оставшегося теста раскатать и "крышку" пирога, покрыть ею куполообразующую поверхность пирога и сделать из теста различные украшения; поверхность пирога смазать яйцом. В середине крышки сделать фигурное отверстие, чтобы во время выпечки удалялся пар. Выпекать пирог при температуре 220° С. Когда корочка зарумянится - пирог готов.
К курнику подавался соус.
Приготовление соуса. Одну ст. ложку масла растереть с мукой, разбавить бульоном, добавить сливки, проварить смесь на пару до сметанообразной консистенции, снять с огня и при непрерывном помешивании заправить желтками, растертыми с одной столовой ложкой масла. Чтобы желтки не свернулись, подогревать соус не рекомендуется.
Из белковой массы, приготовленной по основной рецептуре, испечь два-три коржа и несколько мелких меренг. После охлаждения коржи положить один на другой, прослоив их брусничным или клюквенным вареньем.
На поверхность торта нанести тонкий ровный слой сливочного крема. Края торта оформить мелкими меренгами. С помощью кондитерского мешка с трубочкой "магнолия" на лист пергамента отжать цветки из крема, поместить их в холодильник. Когда цветки застынут, кончиком ножа перенести их на торт, торт поставить на 2 ч. в холодильник.
Приготовление меренг включает три стадии: взбивание белковой массы, ее формование и выпечку изделий.
Взбивание белков. Основная рецептура меренг: 4 яичных белка, 1 стакан сахара. Аккуратно отделить белки от желтков, наличие даже следов желтка препятствует ценообразованию. Посуда, в которой взбиваются белки, должна быть безупречно чистой, без следов жира. Перед взбиванием необходимо охладить белки до 2° С (сахар также желательно охладить). При взбивании белки увеличиваются в объеме в 7 раз, что необходимо учитывать при выборе посуды.
Сначала белки взбивают без сахара до получения крепкой стойкой пены. Затем, не прекращая взбивания, постепенно, тонкой струйкой в них вводят сахар. Взбивание белков с сахаром не следует производить слишком долго. При долгом взбивании масса станет глянцевитой, плотной и может осесть. Продолжительность взбивания массы различна и зависит от количества белка и сахара. Обычно взбивание четырех белков с помощью миксера занимает 9-10 мин.
Формование белковой массы. Взбитую белковую массу с помощью кондитерского мешка с гладкой или резной трубочкой отсаживают в виде круглых лепешек или ракушек на смазанный маслом лист и сразу же выпекают, иначе масса может осесть. Чтобы получить корж, взбитую массу выкладывают на лист, застланный бумагой, разравнивают по всему листу и выпекают. В процессе выпечки коржи необходимо наколоть вилкой или кончиком ножа по всей их площади с тем, чтобы предохранить их от разламывания. Бумага легко отойдет от изделий, если под нее на 2-3 мин. положить чуть влажную салфетку.
Выпечка меренг. При изготовлении меренг необходимо строго соблюдать температурный режим. Лист с отформованными меренгами следует ставить в только что зажженную духовку и медленно (в течение 1,5-2 ч.) при температуре 100*С выпекать - сушить изделия. Выпечка при более высокой температуре приводит к быстрому затвердеванию поверхности изделий, при этом середина получается влажной, тягучей. После выпечки такие меренги мгновенно "садятся", уменьшаются в объеме и становятся плоскими, расплывчатыми. Духовку во время выпечки меренг можно открывать, меренги можно снимать с листа постепенно, по мере их готовности. Готовые изделия легко отходят от листа.

ОСВЯЩЕНИЕ ЖИЛИЩА
В прежние времена считалось обязательным освящать всякое строение. Освящались избы и дворцы, магазины и фабрики, благотворительные и учебные заведения. В сельской местности освящали новые колодцы и скот перед выгоном в поле. Мед, яблоки и злаки освящали в Спасы, хлеб из новой ржи - в Ильин день. В бой шли со знаменами, которые каждый год 1 августа заново освящались полковыми священниками во всех войсковых соединениях российской армии. К счастью, теперь эти, забытые на долгие годы, традиции оживают.
Как это происходило? Глава семьи обращается к приходскому священнику с просьбой о благословении нового дома. Священник приходит один или с диаконом и облачается в епитрахиль (в одежде православной церкви епитрахиль - широкая лента, надеваемая на шею) и фелонь (или риза - длинная одежда без рукавов с отверстием для головы). На стол перед иконами ставится чаша со святой водою и неосвященный елей в небольшом сосуде. Рядом полагаются крест и Евангелие. На стенах дома сообразно четырем частям света пишутся четыре четырехконечных или восьмиконечных креста. В том случае, если кресты писать неудобно (например, на штукатурке), их выскабливают. Рядом с изображением крестов ставятся свечи. Тайнодействие начинается с молитв " Благословлен Бог наш...", "Царю небесный, Трисвятое", "Отче наш", "Приидите и поклонимся", за которыми следует псалом 90 ("Живый в помощи вышняго..."), тропарь "Яко же Закхееву дому". Затем священник читает еще две молитвы (вторую - тайно, с главопреклонением) и трижды благословляет елей, каждый раз при этом повторяя: " Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь".
После этого батюшка обходит весь дом (семейство ходит за ним следом), окропляя каждую комнату со всех четырех сторон, вслед за каждым окроплением говоря: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, окроплением воды сея священные в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь".
Закончив окропление дома, священник берет елей и, обмакнув в него кисточку, помазает приготовленные на стенах кресты: сперва крест на восточной стене, потом - на западной, северной и южной. При помазании каждого креста он произносит: "Благословляется дом сей помазанием святого елея сего, во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь". По окончании помазания перед каждым крестом зажигаются свечи.
После чтения Евангелия и псалма 100 ("Милость и суд воспою...") совершается ектения (греч., букв. - распространение - род молитвенных прошений), а затем дневной отпуст (т. е. проща, и молитва при окончании службы), после которого священник дает присутствующим целовать крест и кропит их святой водой.
Всякие предметы или пища, освященные священником, приобретают свойства святыни. Их нельзя выбрасывать, а если что-то становится непригодным к использованию (например, яичная скорлупа, засохший кусочек кулича или вербочки), то это нельзя выкинуть, а следует сжечь и похоронить в таком месте, где люди не ходят (например, на могиле), чтобы не оскорбить своим небрежением священные предметы.
В особо торжественных случаях освящать строение может священнослужитель высокого ранга, которого сопровождают дьяконы, свещеносцы, хоругвеносцы и певчие. В прежние времена на освящении общественных зданий присутствовали высокопоставленные светские начальники - вплоть до царя. Петр I, например, лично следил за освящением кораблей первого российского флота. В наше время обычай этот активно возрождается.

НОВОСЕЛЬЕ
Переезд в новый дом - событие всегда радостное и ответственное. Держись друга старого, а дома нового. Каково на дому, таково и самому. Свой дом не чужой: из него не уйдешь. Домом жить - обо всем тужить. Домок вести - не задом трясти (т. е. плясать), - так говорят старые пословицы.
И чтобы жилось на новом месте долго и счастливо, въезд сопровождался многочисленными обрядами. Были в городах и селах дома, которые слыли "нехорошими", имелись и места, где "нечисто". Худой славой пользовались пустые дома самоубийц и неосвященные жилища - в них-то и происходили, по рассказам испуганных соседей, леденящие душу истории с привидениями.
В Москве шептались об особняке иноземца-чернокнижника Брюса. "Комнаты были пусты и темны. Сквозь их призрачную анфиладу как-то преувеличенно ярко сверкали щели внизу под дверью графского кабинета, а когда Бутурлин приблизился, незримый порыв ветра распахнул ее настежь, чуть не ударив Федора створками. Ослепленный потоками яркого света, Федор увидел графа Якова Вилимовича. За огромным, покрытым зеленым сукном столом, ярко освещенным двумя мерцающими двенадцатисвечными канделябрами и заваленным десятками карточных колод, старик, как и три года назад, сидел в мундире петровских времен, увешанный звездами и орденами, с зеленым зонтиком на глазах, защищающих старческое зрение от нестерпимо яркого мигания свеч.
- Не осуди старика, голубчик Федор Михайлович, за плохой прием... отпустил я сегодня своих покойников на Ваганьково в могилках отдохнуть... Легко ли мертвому человеку здесь денно и нощно кости свои гнуть..." (А. В. Чаянов. "Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина...").
В заброшенных домах происходила и всякая другая чертовщина - передвижения само собой мебели, стуки, шум, звуки льющейся воды и т. п. Впрочем, подобные явления, которые мы теперь называем полтергейстом (от нем. Poltergeist - гном, домовой) случались и в обитаемых домах. Все эти неприятности проходили сразу же после освящения дома. Суеверия же были настолько сильны, что люди предпочитали селиться в домах "с проверенной репутацией", где уже кто-то жил."Купи хоромину житую, а шубу - шитую", - говорили в старину. Ну, а если дом строили, то место выбирали тщательно, после долгих проверок. Гадали следующим образом: на месте предполагаемого строительства на 3 дня кидали дубовую кору в нескольких местах, а иногда - сплошь. На четвертый день кору поднимали и смотрели, что под ней. Червяки или черные жучки сулили счастье, а наличие муравьев и пауков указывало, что место выбрано не к добру. Гадали и так: из-за пазухи на землю опускали три хлеба и катали их. Если все три ложились верхней коркой кверху - строить можно, не боясь, а если вниз - лучше это место покинуть. При совпадении удачных примет начинали строительство.
Брались с Божьей помощью за работу и, закладывая дом, прятали под угол деньги - для богатства, шерсть - для тепла и ладан - для святости.
Самым счастливым днем для переезда считали 14 сентября (1 сент. по с.ст.) - день Симеона-Столпника. Счастливыми днями также почитались двунадесятые и особенно Введение во храм Богородицы (4 декабря/21 ноября по с.ст.). Во вновь построенный дом приглашали священника для освящения, а потом уже звали родных и знакомых. Новоселье, по обычаю, праздновали вдень освящения. На него обязательно приглашали и батюшку, который даже при неотложных делах старался хоть ненадолго заглянуть, посидеть за столом. В этот день принято приглашать много гостей и встречать их хлебом и солью (ранее существовал обычай и гостям являться с хлебом и солью как знаком общего благополучия). А в прошлом веке возникла мода заменять ржаную буханку специальным огромным калачом из сладкого теста; соль выставлялась чисто символически. Пол устилался травой. Был популярен обычай, согласно которому, в дом следовало внести икону, затем - растворенную квашню с тестом, а потом впустить черную кошку, черного петуха или малознакомого человека, а то и вовсе неправославного (некоторые купцы, придерживавшиеся старинных порядков, приглашали для этой цели, к примеру, соседского аптекаря-еврея или домашнего доктора-немца). Существовало старинное поверье, что кто в новый дом первый ступит, тот первый и умрет. Остается лишь надеяться, что оно было забыто, и благочестивые купцы поступали так по обычаю, а не по умыслу. Не забывали и домового, без которого не обходился ни один дом. Купили дом и с домовым. Дом - домом, а домовой - даром. Предпочитали все же своего давнего привычного домового. Для этого сор из старого дома переносили в новый (в старом доме нельзя было оставлять мусор еще и потому, что злые люди могли нанести по нему порчу), а с ним переносился и домовой. На новоселье специально для него ставился горшок каши и со всевозможным уважением говорили: "Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!". Обращался к домовому сам хозяин, держа в одной руке икону, а в другой - хлеб с солью. Ибо хоть и говорится, что Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочит) или еще: Хозяин, что чирий - где захотел, там и сел. Без дружбы с домовым покоя в доме не видать.
Если этого не сделать и не позвать домового с собой в новое жилище, он переберется, не спрашивая, и сам, но со злости начнет вредничать и пакостить.
К личности домового относились серьезно и с почтением, предпочитая не портить отношения.
Домовой (или дедушко, суседко, хозяин) - существо противоречивое и непредсказуемое - От черта отстал, а к людям не пристал - и значительно добрее всей прочей нечисти.
Если домовой кого полюбит, то будет служить верно. Правда, иногда его любовь может принимать неожиданные формы. Если, например, кто-нибудь из женщин поутру найдет свои волосы спутанными наподобие мелко заплетенных косичек - то это значит, что домовой, у которого свое понятие о красоте, так приукрасил полюбившуюся хозяйку. Она будет часами расчесывать волосы, а домовой - потихоньку вздыхать в уголке: он так старался сделать ее красивее! Но вот если кого не возлюбит, так постарается выжить из дому и, чего доброго, со свету сживет. (Перед тем как выживать из дома, суседко обычно начинает стучать и возиться по ночам). На вид домовой - крошечный старичок, сплошь покрытый шерстью, сивый от древности и пыли. Ходит он только по ночам, но, в отличие от прочей нечистой силы, не пугается первого крика петуха. Внезапно показавшийся домовой - не к добру. Намеренно увидеть его можно во время Светлой Заутрени в заднем углу хлева. Чтобы вызвать домового, нужно в Пасхальную ночь сказать: "Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а таким, каков я; а я принес тебе красненькое яичко". И он появится. Встречаться с домовым лучше в открытую, он терпеть не может, когда за ним подглядывают, и если обнаружит - начнет злобно мстить. Плохо относится суседко обычно к ленивым и нерадивым хозяевам, или он помогает окончательно запустить хозяйство, снует по ночам, садится на грудь и давит чуть ли не до смерти или вовсе сбрасывает с постели. Здесь, впрочем, есть верное средство избавиться от мучителя. Это крепкая русская брань. Домовой ее не выносит, соскакивает и спасается бегством.
Неряшливым женщинам он ночью запутывает волосы в колтун - так, что не расчесать. А уж если начнет в ночи дергать за волосы, то на другой день хозяйке следует быть крайне сдержанной и не вступать с мужем ни в какие конфликты, иначе произойдет жесточайшая ссора с дракой и битьем хозяйки в завершение (если, конечно, муж сильнее). Расхулиганившись, домовой может и обмочить хозяев ночью, что приводит к их болезни. А если вы обнаружите утром большие, но безболезненные на ощупь синяки - значит, вас щипал домовой. Если же ночью вас погладит мохнатая рука, не пугайтесь - это к богатству, а вот холодная и шершавая - к худу.
У домового непростые отношения со скотиной. Колтуны, сбившиеся в шерсти, - признак его нелюбви (в этом случае лучше сбыть животное со двора), а расчесанные, напротив, знак приязни. Крестьяне 16 февраля, на Симеона Богоприимца, привязывали к лошади кнут, рукавицы и онучи, чтобы домовой не смел до нее дотронуться, воображая, что на ней сидит хозяин. Особо опасен считается домовой 12 апреля, на Иоанна Лествичника. В этот день в начале весны он меняет старую шкурку, от боли бесится и не узнает своих домашних, причиняя вред без разбору и людям, и животным. По другой версии, он дерется в это время с нечистой силой.
А еще говорят, что именно 12 апреля у домовых происходят свадьбы с ведьмами, в результате чего появляются на свет "домовицы". На них следует остановиться особо, т. к. это дитя домового чрезвычайно опасно для проживающих в доме мужчин. Домовица вечно юна и пребывает в детском состоянии до тех пор, пока отец не войдет в общение с человеком, тогда она превращается в невероятно страстную красавицу и завязывает бурный и изнурительный роман с кем-то из живущих под одной с ней крышей мужчин. Если же несчастный решается бросить ее, домовица мстит жестоко и целенаправленно - сводит с ума или доводит до самоубийства ночными кошмарами. Следует проявлять твердость и не поддаваться чарам. Домовица помучается да начнет искать друга в "своем кругу", предпочитая прочим лешего, которого сам домовой не выносит (Домовой лешему - ворог). Если домовой вредничает не в меру, то усмирить его можно следующими способами: первый и самый простой - поставить в комнате, где он проказит, зеркало - домовой их ненавидит. Далее можно воткнуть над дырою нож (это делает хозяин). Он же может походить по двору, размахивая лутошкой (липовая палка без коры). Помогает, говорят, и изображение крестов на потолке, притолоке и прочем. Если же такие простые домашние средства не помогут, в доме служат молебен. Вообще-то, умные хозяева предпочитают дружить с домовым, а если уж тот чем-то не доволен, "подлизаться" к нему очень просто. Домовой незлопамятен и страшно любит подарки. Вкус у него непритязателен, и если оставить ему любой маленький презент - пестрый лоскуток, горбушку хлеба или нюхательный табак, то считайте, что вы помирились. Хозяйки, чтобы задобрить домового, на Ефрема Сирина (10 февраля) оставляют ему кашу. Ровно в полночь тот выходит и ужинает. С этой поры он смирен и услужлив, и в доме воцаряется мир и покой.
Тому, кто усмехнется рассказу о домовых, и тому, кто все-таки попытается задобрить его, посоветуем также, по возможности, не пренебрегать современными научными, инструментальными способами обследования "жизнепригодности" вашего жилища (в том числе на наличие радона, ртути и пр.).
А вот руководитель петербургской школы физического и духовного развития "Единство" В. Т. Лободин предлагает свои способы освобождения от негативного проявления нечистых энергий. Человек живет, как рыба, в течениях океана космических энергий, утверждает он. Все сказания, религии, сказки и помыслы людей в той или иной мере говорят об энергиях добра и зла. Человек издревле неосознанно ощущал их и боролся со злом и нечистью. Из этого "сражения" и происходит множество поверий и символических обрядов.
Представьте себе, вы въезжаете в новую квартиру, в которой кто-то жил до вас. Здесь господствуют биоэнергии, оставшиеся от прежних обитателей. Тех людей уже нет здесь, но вы чувствуете их присутствие. Биоэнергетическая аура состоит из энергии эфирного тела, из энергии тела чувств и энергии мыслей. Но и это не все! Чувства и мысли притянули в это жилище других людей, другие чувства и мысли и еще какие-то неведомые нам энергии, и они тоже обитают в квартире, считая ее своим домом. А всегда ли это энергия добра? И хотите ли вы иметь у себя дома неведомых энергетических гостей? Как же очистить помещение от непрошеных энергий?
В. Т. Лободин предлагает такие несложные способы очищения жилья. На первом месте среди всех стоит самая большая сила, которая есть у человека, - умение смеяться. Говорят, Творец дал ее лишь существам разумным.
Итак, способ первый - с помощью смеха.
Жизнерадостный, добрый, не обижающий смех взрослых людей - очень сильное средство борьбы с негативными энергиями. Но еще эффективнее смех детский, особенно детей до 12 лет.
Способ второй - с помощью животных.
Присутствие в доме животных тоже очищает ваше жилье. Кошка чистит одни срезы, собака - другие. Причем, кошка "работает", в первую очередь, с тонкими энергиями астрального и эфирного планов, собака же очищает помещение от более "разумных" энергий, тяготеющих к разряду ментальных. Если хозяин добр с животными, любит их, они являются санитарами своего дома. При жестоком обращении с животными они весьма слабо влияют на энергии дома.
Способ третий - с помощью медитации на красном шарике.
Представьте себе, что в вашей комнате на полу в углу лежит красный шарик, похожий на горящий уголек. Мысленно покачайте его в разные стороны, периодически приподнимая. Теперь начинайте гонять его по периметру комнаты по часовой стрелке, постепенно забираясь все выше и выше. В конце концов шарик уходит за пределы помещения в бесконечность, аккумулируя в себе самые низкие (красный цвет) энергетики.
Способ четвертый - с помощью чаги, чистотела и чертополоха.
Чага разламывается на куски, посыпается сухим листом чистотела и чертополоха и поджигается. Разползающийся дымок нейтрализует непрошеных посетителей из мира астральных существ. Аналогично используются можжевельник с полынью. Способ пятый - с помощью свечи.
Верующий человек использует свечу из храма, неверующий - любую. Обходите комнату левым боком по периметру, держа свечу в правой руке. Каждое ваше движение должно быть предельно осознанно, вы сконцентрированы на обжигании негативных связей и очищении помещения от нечистой энергии, замыкая круг по его периметру.
Способ шестой - с помощью молитвы.
Действия аналогичны изложенным в пятом способе, но при этом вы с верой читаете молитву "Отче наш" или "Да воскреснет Бог". Обойдите комнату 3 раза, произнося молитву. Способ очень эффективен.
Способ седьмой - с помощью ладана.
Зажгите ладан и кадите им во всех углах, в кладовках, шкафах и т. д. Произнесение молитв многократно усиливает эффект. После всех предварительных обрядов, обязанных обеспечить счастье и благополучие в доме, садились за стол. На праздничный стол ставили блюда, носящие символический смысл - пироги, предвещавшие добрые отношения с соседями, ибо дружбе с ними придавалось первостепенное значение. Недаром говорили:
Не купи двора, купи соседа. Не купи деревни, купи соседа. Без брата проживу, а без соседа не проживу. Близкий (ближний) сосед лучше дальней родни. Жить в соседах - быть в беседах.
Ставились также какие-нибудь блюда из куры (чтобы денег было - куры не клюют). Начинать пир полагалось с чистой, не настоянной водки в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте. Первый тост поднимается за долгую жизнь хозяина дома, затем - за хозяйку, за детей и далее по желанию гостей.
Подарки вручать было принято перед уходом из дома (в этой традиции тот же смысл, что и в кидании монетки в воду - оставить что-то свое, чтобы вернуться вновь). Подарку следовало быть дорогим, длительного пользования и предназначенным для всей семьи. Это могло быть что-то из домашнего обихода - мебель, посуда, всевозможные кухонные принадлежности или предметы прикладного искусства. Однако следует обязательно учитывать вкусы хозяев, иначе может получиться, как в рассказе А. П. Чехова "Произведение искусства". "Саша развернул вещь и торжественно поставил ее на стол. Это был невысокий канделябр старой бронзы, художественной работы. Изображал он группу: на пьедестале стояли две женские фигуры в костюмах Евы и в позах, для описания которых у меня не хватает ни смелости, ни подобающего темперамента. Фигуры кокетливо улыбались и вообще имели такой вид, что, кажется, если бы не обязанность поддерживать подсвечник, то они спрыгнули бы с пьедестала и устроили бы в комнате такой дебош, о котором, читатель, даже и думать неприлично.
Поглядев на подарок, доктор медленно почесал за ухом, крякнул и нерешительно высморкался.
- Да, вещь действительно прекрасная, - пробормотал он, - ... как бы выразиться, не того... нелитературна слишком... Это уже не декольте, а черт знает что...
- То есть почему же?
- Сам змий-искуситель не мог бы придумать ничего сквернее. Ведь поставить на столе такую фантасмагорию -значит, всю квартиру загадить!".
После долгих и мучительных странствий злосчастный подарок возвращается к первоначальному получателю.
Символом же подобного эффектного и ненужного подарка может служить конная статуя императрицы Екатерины, подаренная Пушкину его тестем Гончаровым. Безденежный поэт тщетно пытался сбыть ее в музей, но так и сумел избавиться от подарка. И верхом неприличия считалось преподнести новоселам конверт с деньгами. Это могло быть расценено как оскорбление, и гость рисковал никогда больше не переступить порог этого дома.

В ПОСЛЕДНИЙ ЗЕМНОЙ ПУТЬ
Первые в истории человечества известные захоронения - это погребение неандертальцев. В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал удивительное открытие: он нашел в долине реки Везерн (Франция) могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысячелетий назад. В неглубокой могиле лежал скелет на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. В 1938 г. было обнаружено погребение неандертальского мальчика в Узбекистане. Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то вроде ограды. Эти находки многих убедили в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам. Известный археолог А. П. Окладников писал: "...неандерталец уже убедился, что мертвец - не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем касательно живого человека. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом".
С первой эпохой позднего палеолита связаны и первые бесспорные погребальные обряды. Мертвых часто хоронили там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место.
Иногда клали труп прямо в огонь очага, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем зачастую обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Возможно, поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Покойников иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большими камнями. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвым в могилу клали украшения, каменные орудия, пищу.
Для многих народов, находящихся на стадии первобытного общества, как отмечает С. Рязанов в книге "Философия смерти", свойственны также наземные захоронения. Так, первобытные племена австралийских аборигенов подсушивали тела своих умерших над медленным огнем, снимали с них кожу, окрашивали охрой и помещали нагими на помосте. У другого австралийского племени тело покойного помещают на сплетенном из ветвей помосте, на сучьях дерева, и оставляют там, пока не обнажится весь скелет. После этого кости обертывают корой и уносят на особую поляну, где члены племени садятся вокруг них и плачут. После этой траурной церемонии кости относят обратно на дерево и уже окончательно оставляют там. С. Крашенинников, посетивший в 1737-1740 годах Камчатку, отметил обряд погребения у камчадалов. Привязав ремень к шее мертвеца, его вытаскивают из юрты и почти тут же оставляют на съедение собакам. Считалось, что съеденный собаками покойник на том свете будет иметь хорошую собачью упряжку.
Отголоски обычаев наземных захоронений сохраняются в религиозных воззрениях огнепоклонников, исповедующих учение Заратустры (между Х и серединой VI вв. дон.э.; пророк и реформатор древнеиранской религии). Религия запрещает сжигать или зарывать в землю умерших, чтобы не осквернять тем самым огонь и землю, поэтому их тела отдают на съедение птицам. В наше время в Бомбее проживают 100 тысяч парсов - потомков древних парсов-огнепоклонников. Здесь же, в Бомбее, существуют мрачные Башни молчания, служащие для погребальных обрядов парсов. Все деревья под этими башнями обычно облеплены тучами грифов и воронья, терпеливо ждущих своего часа. В дни похорон в Башни молчания имеют доступ только родственники умершего. Тело умершего парса по крутой лестнице поднимают на носилках на вершину башни и кладут на решетку совершенно раздетым. Носильщики стремглав убегают вниз, так как грифы немедленно набрасываются на добычу. В течение часа от мертвого тела остаются лишь кости. Когда грифы сделают свое дело, прислужники Башен молчания специальными щипцами сбрасывают останки под решетку в глубокий колодец на дно башни. Таким образом соблюдается неосквернение четырех священных стихий: огня, воды, земли и неба.
В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация. Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшихся на Земле.
В эпоху античности вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии (лат. columbarium - ниша голубятни). Так назывались ниши, в которых устанавливали урны с пеплом умерших. Они располагались в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или овальной формы, которые строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии, являлись местом захоронения бедных граждан.
Обряд трупосожжения был распространен очень широко. Помимо стран греко-римского мира, он соблюдался в Индии, Индокитае, Китае, Монголии, у древних финнов и славян. Таким образом, в дохристианские времена в мире существовали два основных способа захоронения - сожжение и погребение в землю. К последнему прибегали, в частности, древние египтяне и иудеи, от которых он был заимствован христианством и распространен в обеих частях Римской империи вместо общепринятого там прежде сожжения трупов.
Могилами у древних иудеев служили простые ямы, выкопанные в земле, или пещеры, которых множество в Палестине. Вход в пещеру заваливали камнем. Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами. Только царей и пророков погребали в городах. Богатые обыкновенно имели фамильные могилы и любили высекать их высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов. Над могилами иногда ставили памятники из камней или высеченные из скалы. После зимних дождей могилы белили мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле, и потому Иисус Христос уподоблял фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненным костями мертвых и всякою нечистотою (Евангелие от Матфея, гл. 23, 27).
Монголы, наоборот, держали в тайне место захоронения своих ханов. Неизвестно до сих пор, где похоронен Чингисхан. В одной из монгольских летописей говорится, что над могилой Чингисхана прогнали табун в 10 тысяч лошадей, чтобы сровнять место погребения с землей.
Вспоминая древний Египет, нельзя не сказать о практике бальзамирования умерших.
Самой древней человеческой мумии - 7041 год. Она найдена не в Египте, а в Чили, и находится в настоящее время в Сантьяго, в национальном музее природы. Но, конечно, слово "мумия" ассоциируется у нас, в первую очередь, с культурой Древнего Египта. Для процедуры бальзамирования умерших и церемонии погребения каста жрецов создала специальный церемониал. Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших, названный позднее "Книгой мертвых", создали жрецы во времена первой египетской династии около 4266 г. до н. э.
Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца - средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
Плакальщицы - непременные участницы похорон на древнем Востоке. От них зависело, как пройдут похороны, наполнит ли "пение их глаза наши слезами" (Иеремия). Плакальщицы шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Например, египтяне верили, что плач профессиональных плакальщиц может вернуть к жизни умершего.
В древности близкие покойного громко сетовали на удары непостижимой судьбы. По обычаю, они тоже били себя в грудь, посыпали голову пеплом.
Многие дохристианские погребальные обряды отличались сложными церемониями и кровавыми жертвами. Наиболее суровыми и жестокими были обычаи при похоронах скифских вождей. Вот как их описывает греческий историк Геродот (IV в. до н. э.): после смерти царя разрезали живот умершего, вычищали его и наполняли шафраном, толченым ладаном, семенами сельдерея и аниса. Затем покрывали тело царя воском и возили по скифским селениям и станам. И только после этого тело предавали погребению в большой четырехугольной могиле в выбранном еще при жизни царя месте. В знак печали простые скифы обрезали себе кончик уха, волосы, делали надрезы на руках, распарывали кожу на лбу и носу, прокалывали левую руку стрелами. Вместе с царем хоронили одну из его наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестового, а затем лошадей, "первенцев" всякого скота; клали золотые и серебряные чаши, и над всем этим насыпали высокий холм. В те времена, когда приверженцы христианства преследовались, погребения проводились тайно, в катакомбах, рудниках, каменоломнях. Для захоронений в катакомбах использовали стенные ниши - их закрывали плитами или замуровывали. Такие катакомбы обнаружены в Александрии, Риме, Неаполе, Сиракузах.
Христианство запретило кремацию как противоречащую учению о воскрешении из мертвых, и к 400 году в Римской империи кремация практически прекращается. В 768 г. последовал официальный церковный запрет.
В средневековой Европе простых крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника.
С установлением христианства как государственной религии сформировалась единая, дошедшая до наших дней погребальная обрядность. Изменить и поколебать ее не смогли не только движения многочисленных сект и ересей, но даже войны, революции и смена общественного строя.


Категория: Мои файлы | Добавил: Nemiroff
Просмотров: 518 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

РЕКЛАМА


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz