ИСТОРИКО ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ   Пятница, 29.11.2024, 03:32



ХРОНОГРАФ                                    
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [462]


Статистика

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений


Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

История Древней Греции. Крито-микенская эпоха
26.12.2011, 22:08
Хронология крито-микенского периода .

Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия. Ахейцы же в силу своей большей ограниченности по сравнению с критянами в краткий период расцвета собственного общества не успели полностью воспользоваться предоставленной им духовной сокровищницей Крита.
  Для обеих цивилизаций на основе археологического материала были разработаны две параллельные хронологические шкалы. История Крита делится на минойские периоды по имени легендарного царя Миноса , правившего на этом острове, а история микенского общества — на элладские по имени мифического родоначальника греков Эллина .
  1) Раннеминойский ( XXX–XXIII вв. до Р. Х.) = раннеэлладский ( XXX–XXI ).
  2) Среднеминойский ( XXII–XVIII ) = среднеэлладский ( XX–XVII ).
  3) Позднеминойский ( XVII–XII ) = позднеэлладский ( XVI–XII ).
  Эти периоды ниже будут охарактеризованы по парам, то есть в следующей последовательности: раннеминойский — раннеэлладский, среднеминойский — среднеэлладский и позднеминойский — позднеэлладский.

Религия древнего Крита.

О религии Крита III–II тысячелетий до Р. Х. известно очень мало. Предположительно существовало поклонение богине-матери, отождествленной с природой, — археологами найдены статуэтки богинь, держащих в руках извивающихся змей. Женские культы отражали особое положение женщины в критском обществе. У богини-матери были спутники — существа с головами животных и человеческими телами. Таким полуживотным являлся Минотавр, легенда о котором, берет начало в культе быка. Изображение бычьей головы из камня найдено в Кноссе; данный культ был связан с особыми религиозными церемониями, проводившимися на Крите, для которых существовали специальные площадки. На них навстречу друг другу выходили бык и акробат. Бык должен был бежать с низко опущенной головой, а акробат, изловчившись, хватался за его рога и перекидывался на спину животного, где проделывал разные пассы, и потом спрыгивал. Священные игры с быками требовали от людей великолепной техники, достигавшейся долгими тренировками. Это не коррида и не спорт: акробатические трюки были связаны с религиозными церемониями, возможно, имитировавшими человеческие жертвоприношения. Впоследствии, когда они были заимствованы жителями микенской Греции, игры приобрели характер обычных спортивных состязаний и утратили внутреннее содержание. На Крите же бык почитался как священное животное, поэтому из его рогов не изготавливали предметов повседневного обихода. Почиталась змея как хранительница дома и воплощенная мудрость, существовали культы мертвых, что прослеживается по гробницам, глиняным саркофагам и сосудам, в которых хоронили покойников. Никакого разработанного религиозного культа на Крите не известно, крупных храмов или храмовых комплексов не найдено.

Раннеминойский период (XXX–XXIII).

Изначальное население Крита принято именовать минойцами, которые создали очень развитую археологическую минойскую культуру. В начале III тысячелетия на Крите, как и во многих частях земного шара, осваивается производство меди, а позднее и бронзы. В середине III тысячелетия до Р. Х. на некоторых островах Эгейского моря возникают металлургические центры, где вырабатывалась мышьяковистая бронза — сплав из меди, олова и мышьяка, добавлявшегося для повышения ковкости материала. Этот сплав, естественно, был очень вреден, поэтому в дальнейшем критяне начали изготавливать обычную бронзу, состоявшую только из меди и олова.
  Появляется гончарный круг, а вместе с ним и сосуды с тонкими стенками, подтверждавшие профессионализм мастеров. Происходит крупный сдвиг в морском деле: строятся длинные быстроходные суда, с рядами от 10 до 12 весел, раз­вивается каботажное — прибрежное, не рассчитанное на путешествия в от­кры­тый океан, — плавание.
  Со второй половины III тысячелетия на Крите появляются города , а также частная собственность, о чем свидетельствуют каменные печати с грубыми пиктограммами. Вместе с собственностью возникает неравенство, которое, в свою очередь, порождает у одних людей желание властвовать, а у других — под­чи­нять­ся. Так на Крите начинают править первые цари ( басилеи ), жившие в городах Кносс, Маллия и Фест .

Раннеэлладский период (XXX–XXI).

В раннеэлладский период на территории материковой Греции обитало население, именовавшееся в поздней античной традиции пеласгами . Скорее всего, по этническому составу оно было не индоевропейским, а догреческим.
  В конце этого периода в некоторых прибрежных областях возникают укрепленные поселения. Наиболее ранним стало типично родовое селение у современного городка Рафина в Аттике. В нем были улицы, мощенные камнем, вдоль которых строились дома прямоугольной формы. В поселке имелись и металлургические мастерские, указывающие на развитие металлолитейного дела. Другой тип поселений представлен в местечке Лерна (Пелопоннес, область Ар­го­ли­да) — это укрепленная цитадель. Здесь обнаружены дворцовые постройки, возведенные из хрупкого сырцового кирпича, с толщиной стен до одного метра. В них было два этажа: нижние ярусы являлись складами, а верхние служили парадными комнатами, где жили люди. Крыши домов покрывала черепица. Вокруг дворца располагалось небольшое поселение.
  На рубеже III–II тысячелетий в Греции происходит крупное событие, когда ее заселяют пришельцы (примерно с XXI–XX вв. до Р. Х.). С севера, из Придунайских низменностей или из Фессалии, приходят племена, впоследствии названные ахейскими . Местное население покидает обжитые места, такие, как близ Рафины или в Лерне, которые могли разрушить пришельцы. Позднее представление об исчезновении поселения в Лерне, вероятно, связано со вторым подвигом Геракла, победившего страшное чудовище — лернейскую гидру. Он отрубил гидре голову, а стрелы смазал ее ядом, от которого сам позднее и погиб. Убийство чудовища могло отразить те войны, которые вели ахейцы с местным населением.
  Пришедшие племена, частью уничтожившие пеласгов, а частью их ассимилировавшие, определенно были греками и непосредственными предшественниками греческого этноса I тысячелетия. Не исключено, что ассимиляция шла постепенно, без резкой экспансии, когда ахейцы постепенно проникали в Грецию.

Среднеминойский период (XXII–XVIII).

На Крите уже сеют пшеницу, выращивают шафран, который используется в качестве пряной приправы и как краситель. Развиваются садоводство и виноградарство; разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз.
  В ремесле широко применяется гончарный круг, развивается бронзолитейное дело, высокого уровня достигает ювелирное производство: создаются прекрасные украшения в виде золотых цветков и насекомых, используются техника эмали. Совершенствуется строительное дело: в Кноссе, Маллии и Фесте строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов» . Эти сооружения сложно назвать дворцами в собственном смысле слова, поскольку они не являлись царскими резиденциями и могли выполнять функции святилищ основных критских богов.
  «Дворцы» являлись центрами, вокруг которых, как и вокруг храмов на Востоке, сосредоточивалась хозяйственная жизнь населения острова. Дворец в Кноссе, наиболее полно раскопанный , представлял собой прямоугольное в плане строение с таким же по форме внутренним двором, по сторонам которого располагались жилые помещения со световыми колодцами и строительные башни. Во «дворце» существовала система канализации, дополнительно свидетельствовавшая о его благоустроенности.
  Интересная особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены. Это связано либо с осознанием критянами собственной морской силы, не нуждавшейся в дополнительных оборонных сооружениях, либо, что менее вероятно, с поразительным миролюбием жителей острова на фоне всеобщих мировых войн.
  Внешние связи Крит в основном осуществлял с Малой Азией и Египтом. В Малой Азии критяне торговали с населением знаменитой Трои и хеттами, а в Восточном Средиземноморье — с Кипром и сирийскими царствами, через которые на Крит попадали предметы из Вавилона. С Египтом торговые отношения были весьма развитыми: из Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX–XVIII вв. до Р. Х.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на Крит послов и имели на острове свое постоянное представительство.

Сред­неэлладский период (XX–XVII).

Одинаковый уровень местного и пришлого населения обусловил преемственность в дальнейшем развитии материковой Греции. Примерно в XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром , — редкий и весьма ценный, он существует и в естественном состоянии. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.
  Наиболее крупными земледельческими поселками становятся Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесском полуострове в Арголиде. Географические условия — разделенность на мелкие долины — способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные роды, которые не объединялись в отличие от Крита в единое государство. Известны некоторые возрастные показатели населения, выявленные в результате анализа костного материала большого могильника, обнаруженного в Арголиде. Была высокая детская смертность — примерно треть детей умирала. Немногие переживали 50-летний возраст: обычно умирали в промежутке от 30 до 40 лет, а до глубокой старости не доживал практически никто.

Позднеминойский период (XVII–XII).

Около 1700 г. археологически зафиксированы пожаром и разрушение крупных вышеназванных дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии. Пожар был связан с землетрясением или внутренними междоусобицами, которые могли совпасть. В прежнем виде «дворцы» перестают существовать. Они отстраиваются заново, поэтому начало позднеминойского времени ( XVII–XV вв. до Р. Х.) еще называется периодом «новых дворцов» , когда критские государства переживают максимальный расцвет.
  В Кноссе открываются полезные свойства влажной штукатурки, на которой можно писать красками, и на стенах нового дворца появляются удивительные фрески. На них много женщин, что подчеркивало их особую роль в критском государстве. В изображениях преувеличены отдельные элементы, выделяется асимметрия лиц. Многое в кносском искусстве связано с морем, что ощущается в выборе сюжетов, связанных с морскими животными (дельфинами и осьминогами), характере плавных изогнутых линий, волнистом узоре, изящном орнаменте. В этом искусстве выразился оптимистичный и радостный настрой минойцев, свидетельствовавший об особой гармонии и духовной активности их общества, вдохнувшего жизнь в ахейскую цивилизацию, настолько же прагматичную, насколько не способную постичь солнечный мир критян. С другой стороны, утрированность форм свидетельствовала о расцвете искусства и о достижении им той грани, переступив которую, оно должно было кончиться, — наступал завершающий этап в его развитии, и за ним уже ничего не стояло. Гибель цивилизации была близка.
  Активно развивается судостроительство — начинается период вла­ды­чес­тва Крита на море, талассократия . Строятся грузовые и военные корабли (у военных на носу устанавливались тараны). Скорее всего, именно с этим периодом связывается поздняя античная легенда о посылке каждые девять лет на Кносс семерых юношей и семи девушек из Греции в жертву злобному минотавру, жившему в лабиринте критского царя Миноса и пожиравшему человеческие жертвы. Предание могло отразить момент перехода Греции в зависимость от морской державы минойских династий. Существовала и другая традиция, согласно которой Минос считался освободителем Эгейского моря от пиратов, мудрым правителем и законодателем, составившим первый свод законов. Греческие законодатели последующего времени ссылались на Миноса как на творца самых древних законов Греции. Царь сочетал в себе функции жреца и светского правителя, поэтому критское общество можно назвать теократическим . Имя Миноса носили все представители царской династии.
  На Крите строится сеть дорог — один из первых показателей роста производства, так как экономическое развитие возможно лишь при наличии хороших путей сообщения. Бронза используется в качестве всеобщего менового товара, заменяющего деньги. Продолжается развитие связей с Египтом и Восточным Средиземноморьем: в Угарите (Сирия) существовало целое поселение критских торговцев.

Крито-ми­кен­ская письменность.

Уже в III тысячелетии до Р. Х. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо — пиктография, — позднее эволюционировавшее в идеографическое . В идеографическом письме рисунки означали не только конкретные предметы, как в пиктографии, но и отдельные отвлеченные понятия. С XVIII в. до Р. Х. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А . Оно представляло собой слоговую письменность , в которой знак означал слог (гласную или гласную и согласную, которая ей предшествует). Письмо А до сих пор не расшифровано.
  С XV века появляется другой вид письменности — линейное письмо Б . Его расшифровка базируется на соотнесении этого письма с более поздней кипрской письменностью, достаточно хорошо известной . Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы — схематические рисунки, объяснявшие написанное.
  Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички, большой архив которых был найден в материковой Греции, в Пилосе (юго-западное побережье Пелопоннеса). Линейное письмо Б из Крита появилось здесь позднее, в XIV–XII вв. до Р. Х. Дворец в Пилосе сгорел, и хрупкие глиняные таблички стали обожженными, благодаря чему сохранились. Это не литературные произведения или религиозные тексты, но документы административно-хозяйственной отчетности, предоставляющие информацию в основном об экономике. Эта письменность возникла из потребностей крупных дворцовых комплексов и была неразрывно с ними связана: с того момента, как дворцы прекращают существование, исчезает и письмо.

Гибель критской цивилизации.

В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин , находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера . Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну — цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы.
  К этому происшествию восходит загадка Атлантиды . Греческий философ IV в. до Р. Х. Платон дал описание огромного острова Атлантиды, расположенного перед Геракловыми столбами (Гибралтарским проливом) или за ними, жители которого, потомки морского бога Посейдона, некогда обладали огромной властью на море и даже захватили часть Греции. Однако атланты возгордились, и это их погубило. Однажды весь остров неожиданно погрузился в морскую пучину. Загадка Атлантиды до сих пор не дает покоя ученым. Геологи безуспешно искали ее в Тихом океане, другие ученые отождествляли Атлантиду с Критом. Есть интересная версия, остроумная и в чем-то правдоподобная, связанная с быстрым погружением Атлантиды в районе острова Фера. Последний в данный момент имеет месяцеобразную форму, как будто у него выедена середина. Как считают геологи, занимавшиеся Атлантидой, при извержении вулкана из верхних слоев земной коры выходит большое количество магмы и образуются пустоты. В одну из таких пустот после крупного извержения и могла обрушиться часть суши в центре Феры. Подводные раскопки французской экспедиции близ острова подтверждают то, что здесь действительно некогда была цивилизация, вполне сопоставимая с критской .
  После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции — критская цивилизация, хотя и про­дол­жа­ет свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.

Греческая религия позднеэллад­ско­го периода.

В целом II тысячелетие для Балканской Греции — время сложения образа человеческой личности, когда культура индивидуализируется и в тень отодвигаются древние принципы коллективизма, единства родовой общины. Вся культура ахейской Греции пронизана мощным стремлением к познанию и созиданию на основе знаний, полученных опытным путем, когда общее религиозное восприятие реальности сочеталось с рациональным проникновением в окружающий мир.
  В это время существуют культы священных растений, деревьев (дуб, платан, пальма), животных (бык, змея), которые рассматривались как атрибуты божества. Подобного рода религиозная практика восходит к фетишизму — обожествлению и одухотворению окружающего человека животного и растительного мира, а также к тотемизму , то есть почитанию растения или животного в качестве первопредка. Например, дуб, чтившийся в Додоне в более позднюю эпоху, рассматривался как место обитания Зевса. Пальма являлась символом Аполлона, а змея (воплощение мудрости) — образом Афины Паллады. В классическую эпоху в главном храме Афин, Парфеноне, посвященном этой богине, обитала священная змея.
  В отличие от Крита, существовал разработанный ритуал, состоявший в основном из жертвоприношений. Жертвы приносились разными способами: возлияния вином, медом, молоком, иногда кровью; воскурения благовонных веществ или жира жертвенного животного. Жертвоприношения были достаточно дорогостоящим мероприятием — их отдельные люди позволить себе не могли. Человеческие жертвоприношения неизвестны, хотя они могли иметь место. Обращение к богам осуществлялось в форме молитв. В микенской Греции молились обычно с воздетыми руками, а на Крите молитвенную позу означала приставленная ко лбу рука.
  В конце II тысячелетия известны уже прототипы божеств, известных по поздней мифологии. Зафиксированы культы Зевса, Геры, Посейдона, Диониса , Гермеса и др. Строго разработанной иерархии богов еще не сложилось. Например, Зевс является не верховным божеством, а лишь одним среди равных. В микенской Греции был распространен генотеизм — почитание местного божества, рассматривавшегося в качестве покровителя данного города или местности.

Поз­дне­элладский период (XVI–XII).

История ахейских государств известна не только по археологическому материалу, но и благодаря более поздней традиции. К этому периоду формально относятся события знаменитой Троянской войны ( 1240–1230 ) и приключения хитроумного царя Итаки Одиссея, описанные в поэмах «Илиада» и «Одиссея» слепого греческого поэта Гомера. Однако в целом гомеровский эпос отражает более позднюю эпоху «темных веков».
  В Балканской Греции окончательно оформляется ряд независимых и враждебных по отношению друг к другу государств. Тиринф, Микены, Аргос, в отличие от критских дворцов, были сильно укреплены из расчета на долгую военную осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны. Например, в Микенах строились стены циклопической кладки из каменных блоков весом до 5–6 тонн. Здесь же открыты царские усыпальницы («шахтовые могилы круга А», относящиеся к XVI в.). На лица усопших клались золотые маски. Самая знаменитая из них названа маской Агамемнона в честь легендарного царя, предводительствовавшего ахейцами в троянском походе. Кому принадлежала маска, неизвестно, потому что Агамемнон жил гораздо позднее. Бедняков же хоронили в грунтовых могилах, куда ставились гробы в виде каменных ящиков с бедным инвентарем.
  В гробницах аристократии имелся невероятно богатый сопровождающий инвентарь: мечи с рукоятями из горного хрусталя и слоновой кости, кинжалы из бронзы и золота, то есть предметы вооружения, свидетельствовавшие о повышенной военизации общества. Кроме военного снаряжения были и предметы роскоши: диадемы, серьги, подвески из фаянса, слоновой кости и янтаря прибалтийского происхождения. Многие предметы были украшены сценами охоты, войны и изображениями хищных животных, в чем выразился и особый дух микенского общества, агрессивного и жестко противопоставляющего себя окружающему миру. Эти люди были далеки от жизнерадостности и утонченности минойцев. Поэтому можно рассматривать микенское общество, с одной стороны, как упрощенную грубую копию минойского, а с другой, как первый не вполне удачный «черновик» будущей греческой цивилизации I тыс. до Р. Х.
  С конца XVI в. на западе Пелопоннеса возвышается Пилос, где и были найдены глиняные таблички с линейным письмом Б. В пилосском обществе существовала разработанная система правовых норм применительно к аграрным отношениям. Земля делилась на поля общинные и поля индивидуального пользования. Общинные поля и индивидуальные считались объединенными под властью государственной. Дворцовое хозяйство формально не было отделено от общегосударственного и отождествлялось с ним: дворец являлся верховным владельцем земли. Линейное письмо Б распространилось из потребностей этого дворца.
  В пилосском хозяйстве большую роль играл женский труд: здесь содержалось около пятисот женщин, разделенных на отряды по профессиональному признаку. Это могли быть рабыни или невольницы, обладавшие какими-то правами. Женщины занимались шитьем, пряжей, обработкой шерсти и льна. Возможно, во дворце находились и их дети. Мужчин-рабов на Пилосе не было. Рабами обычно становились военные пленники и содержать их в большом количестве, в отличие от женщин, было опасно, поэтому пленных мужчин, скорее всего, сразу убивали.
  По населению имеются данные о возрасте. Смертность детей, судя по останкам в арголидском могильнике, сокращается (около 8 %) . Наблюдается слабая тенденция к удлинению жизни: у женщин — до 40 лет, у мужчин — до 45.
  В этот период разворачивается активная территориальная экспансия ахейцев, предварившая будущую великую колонизацию. Близость к морю обеспечивала активные внешние связи: идет заселение опустевшего Крита, ряда Кикладских островов. Греки пытаются утвердиться и на побережье Малой Азией, завязав контакты с могущественным хеттским царством, в архивах которого новое государство фигурирует как царство «Аххиява». Греки торговали и с северо-западными регионами, Иллирией (современные Югославия, Албания), и северо-восточными, Македонией и Фракией (современные Болгария и Румыния). Зафиксированы связи с западными областями, так называемой Гесперией , куда отправился неутомимый Геракл за волшебными яблоками молодости: Южной Италией и Сицилией, где в это время были основаны греческие поселения.

Микенская культура.

Хорошо известен быт богатых людей. Развитие городской жизни способствовало стремлению к комфорту и благоустроенности. Например, появляются ванны: у обеспеченных — большие, стационарные, у людей победнее — переносные, из обожженной глины ( терракоты ). Очень ценится чистая вода, поэтому во дворцах проложен водопровод. Над очагами из обожженной глины выкладываются дымоходы. Существовала мебель, известная по изображениям. Женщины для украшения лица применяли краски — прообраз косметики, причесывались гребнями из слоновой кости, создавая прически, известные по фрескам, из пышно взбитых локонов или заплетенных кос. Мужчины перевязывали длинные волосы лентой и носили бороды, а усы и бакенбарды сбривали бронзовыми бритвами. Появление моды в одежде свидетельствовало об особой склонности к утонченной роскоши у богатых людей, стремившихся сделать свою жизнь более красочной и интересной.
  Накапливаются знания в различных областях науки. В линейном письме Б уже имеются символы, обозначающие цифры. Зафиксирована трепанация черепа; известно терапевтическое лечение больных травами, например мятой. Возникает музыка, носившая сакральный характер. В микенскую эпоху с появлением царских дворцов рождается и новый вид светской музыкальной культуры — творчество рапсодов , сказителей-песенников, которые на пирах под музыкальное сопровождение читали эпические произведения. Таким рапсодом был знаменитый Гомер. Простейшими инструментами были всем известные лира и флейта. Существовали и танцы: некоторые носили были сильно ритмизованы и эксцентричны, в них можно угадать прообраз будущих дионисийских плясок. Были танцы и более спокойные, плавные, когда юноши и девушки водили хороводы.

Гибель микенской цивилизации.

В конце XII–XI вв. в Греции происходит очередное катастрофическое происшествие, истоки которого не вполне понятны. Возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов. Дорийцы принадлежали к северо-западной ветви греческих племен, то есть, как и ахейцы, являлись греками. Именно после появления дорийцев на Балканах начинается формирование греческого этноса как такового. Вторжение не было единовременным, но растянулось на долгий срок. Дорийцы оказались менее развитыми по сравнению с населением микенской Греции, но уже умели обрабатывать железо, и в этом состояло их основное преимущество. С другой стороны, причиной гибели микенского общества могли стать гражданские войны между городами-цитаделями и их духовное истощение, потому что Ахейская Греция исчерпала свой внутренний потенциал. Греция погрузилась в эпоху «темных веков».
  Создание первых городских центров вполне укладывается в теорию городской революции , которую поддерживают не все исследователи. Она сводится к тому, что активная разработка меди и бронзы способствует развитию торговли, созданию ремесленных центров с развитым управленческим аппаратом. Объединение крупных ремесленных и торговых центров при наличии управленческого аппарата рождало первые города, развивавшиеся уже с конца III тысячелетия до Р. Х.
  Дворец в Кноссе был раскопан известным английским археологом Артуром Эвансом (1851–1941), который начал работы в 1900 году и продолжал их почти до самой смерти. В 20–30-е годы он опубликовал четырехтомный труд «Дворец Миноса», ставший хрестоматийным произведением для ученых, занимающихся историей Крита.
  Линейное письмо Б расшифровано благодаря английским ученым М. Вентрису и Дж. Чедвику . В 1953 г. они опубликовали статью, в которой изложили принципы расшифровки, признанные правильными всеми учеными.
  Долгое время в науке было принято считать, что дионисийские празднества имеют малоазийское происхождение. Это утверждение опровергают находки в Греции надписей с упоминанием имени Диониса задолго до возможного религиозного влияния населения Малой Азии на ахейцев.

Категория: Мои файлы | Добавил: Nemiroff
Просмотров: 2180 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

РЕКЛАМА


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz