ОТЕЦ РУССКОГО МАРКСИЗМА
ВХОЖДЕНИЕ В РЕВОЛЮЦИЮ
Первый русский марксист (а ещё и
литературный критик, философ,
публицист) Георгий Плеханов родился 28
ноября (11 декабря) 1856 года в небольшой
деревеньке Гудаловка Липецкого уезда
Воронежской губернии. Георгий был первенцем потомственного дворянина, отставного штабс-капитана Валентина Петровича
Плеханова и его второй жены Марии Фёдоровны Белинской (внучатой племянницы
Виссариона Белинского). В семье большое
внимание уделяли обучению детей и формированию их характера. Отец приучал сына
к труду и дисциплине. И любил повторять:
«Надо работать всегда, умрём — отдохнём».
Впоследствии эту сентенцию повторял и
Георгий Валентинович.
В Воронежской военной гимназии он
попал в руки опытного преподавателя
русского языка Бунакова, который привил
мальчику любовь к словесности, приучил
говорить и писать правильно, определённо, ясно и просто. Гимназию Плеханов
окончил с отличием, его имя занесли на
мраморную доску лучших выпускников.
(Позже за революционную деятельность
Плеханова его имя было стёрто — как
это по-русски: высоко вознести, а потом
низвергнуть.)
После гимназии Георгий недолго учится
в Константиновском артиллерийском училище, но по состоянию здоровья (грудная
жаба) вынужден оставить его. В сентябре
1874 года он поступает в Петербургский
горный институт. Занимается со страстью.
Особенно увлекает его химия. Помимо
Чернышевского (кумира передовой молодёжи) в любимых писателях ходили Лев
Толстой, Гоголь, Достоевский. Правда,
Достоевского Плеханов порицал за то, что
у писателя каждый «угнетённый» обязательно «хоть немного сумасшедший».
Петербургское студенчество тех лет по
отношению к власти было настроено революционно, горело желанием добиться
правды и справедливости, увидеть Россию передовой европейской державой. В этот
кипящий студенческий котёл и попал
Плеханов. Скоро он вошёл в кружок бунтарей-бакунинцев, старательно изучал
«Государственность и анархия» Михаила
Бакунина, «Капитал» Карла
Маркса. Свёл близкое знакомство с уже
сложившимися революционерами-народниками — Софьей Перовской, Степаном
Халтуриным, Степняком-Кравчинским,
Александром Михайловым... Учёба как-то
сама собой отошла на второй план, хотя
Плеханов и удостоился престижной Екатерининской стипендии.
6 декабря 1876 года состоялось боевое
крещение Плеханова, вошедшего в организацию «Земля и воля». На политической демонстрации студентов и рабочих у Казан-
ского собора он выступил с вдохновенной
антиправительственной речью, закончив
лозунгом «Да здравствует "Земля и воля”»!
Разгоняемые полицией демонстранты
убегали по улице, которую позднее, при
советской власти, назвали Плехановской.
(Воистину классическое: «Нам не дано
предугадать…») Пришлось скрываться
от полиции, а затем отправиться в свою
первую эмиграцию — в Берлин и Париж.
С той поры Плеханов уже не инженер, а
профессиональный революционер.
На короткое время он возвращается в
Россию. 30 декабря 1877 года Плеханов выступает на похоронах Некрасова, которого,
возражая Достоевскому, ставит выше Пушкина. Участвует в разработке программы
«Земли и воли», но после раскола организации, случившегося из-за разногласий в
тактике террора, в 1879 году возглавляет
«Чёрный передел». Всех членов «Чёрного
передела» полиция отслеживала. Аресты
шли за арестами, и в январе 1880 года 24-летний Плеханов вновь покидает Россию,
— как оказалось, на долгие годы.
Живёт во Франции и в Швейцарии.
Слушает лекции в Сорбонне. Изучает марксистскую литературу, историю западно-европейского рабочего движения. Пишет
статьи. А чтобы заработать на жизнь, даёт
частные уроки и занимается переводами.
Лев Дейч оставил портрет Плеханова
той молодой поры: «Своей внешностью и
костюмом Плеханов нисколько не походил
на "нигилиста”: он одевался чисто, аккуратно, но без претензий на франтовство;
волосы причёсывал назад, небольшую
тёмно-русую бородку своевременно подстригал... Манерами, приёмами и обращением Плеханов также резко отличался от нас: он был вежлив, корректен... У него
было выразительное, умное лицо. Особен-
но замечательны были его глаза, казалось, проницавшие собеседника насквозь, тёмно-карие глаза, смотревшие то сурово, то
с иронической насмешкой».
ОСВОЕНИЕ МАРКСИЗМА
Труды Карла Маркса интересовали Плеханова со студенческой скамьи. Чтобы
читать Маркса в подлиннике, основательно
освоил немецкий язык. Затем перевёл на
русский знаменитый «Манифест коммуни-
стической партии». (Он стал первой программой марксизма, кратко излагавшей
его идеи и цели; в нём впервые сказано о
диктатуре пролетариата.) Позднее Плеханов отмечал: «Лично я могу сказать, что
чтение "Коммунистического Манифеста”
составило эпоху в моей жизни. Я был вдохновлён "Манифестом” и тотчас же решил его перевести на русский язык». В России
он был издан в 1882 году.
Но Плеханову показалось мало бродящего по Европе «призрака коммунизма».
Он решил его оживить, воплотить в жизнь.
И в сентябре 1883 года появилась первая
русская марксистская группа под названием «Освобождение труда», созданная
единомышленниками-революционерами в
Женеве, в кафе на берегу Роны. Вот имена
пионеров русского марксизма: Георгий
Плеханов, Павел Аксельрод, Вера Засулич,
Лев Дейч и Василий Игнатов. Первое, что
сделала группа, — организовала переправку в Россию марксистской литературы.
О себе Плеханов говорил: «Я больший
марксист, чем Карл Маркс». Правда, с
самим Марксом Плеханову встретиться
так и не удалось, а вот с Фридрихом Энгельсом он встречался и не раз. За 20 лет
существования группы Плеханов написал
и издал 147 работ. Это был сильнейший
удар по господствующим тогда идеям народничества: главная сила — крестьянство;
историю вершат герои; Россия непременно
минует стадию капитализма и т.д.
Особенно сильно прозвучали плехановские статьи: «Социализм и политическая
борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на
историю» — последнюю называли «евангелием русской социал-демократии». На
трудах Плеханова воспиталось целое поколение российских социал-демократов.
Тогда это сочетание — социал-демократ
— звучало заманчиво и красиво.
Плеханов создал свою философию искусства, литературы. Он считал, что никакие
специальные исследования не могут заменить правдиво нарисованные писателем картины народной жизни. Задача литературы — изображать всё то, «что интересует
и волнует общественного человека», его
«многоразличные переживания». А вот
линия любовная (по Плеханову, всецело
устремлённому в политические и социальные проблемы общества) отвлекает от основной цели бытия, и, например, взаимоотношения героя «Фауста» с Гретхен ослабляют
идейную мощь гётевского произведения.
ПАРТИЙНЫЕ СХВАТКИ И БИТВЫ
Плеханов не только в России, но и
в Европе стал заметной фигурой
— одним из лидеров II Интернационала. В
1900—1903 годах участвовал в создании и
руководстве газетой «Искра», той самой,
из которой возгорелось революционное
пламя. Сотрудничал с Лениным. Готовил
знаменитый II съезд РСДРП, где произошёл
раскол на большевиков и меньшевиков,
был одним из авторов его программы.
В споре между большевиками и меньшевиками Плеханов не одобрял ни стремления к крайней централизации, когда
«всё вертится вокруг одного человека»,
который «соединяет в себе все власти»,
ни стремления к крайней децентрализации, доводящей организацию «до того
децентрализованного состояния, которое
свойственно туманным массам».
Занимал промежуточную, центристскую позицию между большевиками
и меньшевиками: первых осуждал за
вождизм, сектанство, прямолинейность,
а вторых — за аморфность программы,
амбициозность лидеров. Плеханов спорил, не соглашался, старался примирить
«враждующих братьев». Но в конечном
счёте определился и стал лидером меньшевиков. «Меньшевик и ярый» — так
охарактеризовал его Ленин.
Но это всё потом. А в пылу битвы (особенно на съезде) очень не просто понять,
кто прав, а кто ошибается, кому верить
и кому нет. Не отсюда ли шли колебания
Плеханова, получившие такую оценку
Ленина: «Что и как было с Плехановым,
отмочившим глупенькую демонстрацию
за единство с ликвидаторской сволочью»
(«сволочь» — любимое словечко Ильича).
Плеханов отвечал ему взаимной неприязнью. В своём так называемом «политическом завещании» он признался: «…Моя
главная, непростительная ошибка — это
Ленин». И по поводу большевиков: «Действия большевиков красноречиво доказывают, что горе от ума — не их горе».
После совещания в Брюсселе Георгий
Валентинович пишет жене: «Всё, с меня хватит! Такой грызни, как на том совещании,
я ещё не видел. Засяду-ка я лучше за теоретическую работу...» Постоянная жизнь за
границей и оторванность от революционных событий в России угнетала Плеханова.
Из письма к жене 4 декабря 1905 года: «Ох!
Надо мне ехать. Невмоготу мне здесь. Меня
тянет в Россию. Я теперь точно дезертир, и
всё мне противно, и даже работать не могу,
а это редко бывает со мною. Поедем, а то я с
ума сойду. Моё место теперь в России!.. Не
затем я жил и работал, чтобы сидеть теперь
спокойно, когда там идёт борьба».
Плеханов жаждал борьбы. Но плохое
здоровье (у него смолоду был туберкулёз)
не позволяло броситься в революционную пучину. Оставалось одно: работать
за письменным столом да читать лекции.
Одна из них — «Толстой и Герцен» — имела
шумный успех.
ФЕВРАЛЬ И ОКТЯБРЬ
В феврале 1917 года Георгий Валентинович находится в итальянском городе
Сан-Ремо, в санатории «Виктория», где
пишет главу о Радищеве для «Истории
русской общественной мысли». Известие о революции в России пришло лишь 14 марта.
Сообщения были скупы и противоречивы.
А тем временем в Москве 3 марта 1917
года старший сын писателя Александра
Амфитеатрова записывает в дневнике:
«Не день, а сплошной карнавал, красный
променад, праздник неистового восторга. Утром — Тверская, полна радостного
народа, стремительность автомобилей
и всюду — алое, алое, алое... В газетах
— сплошной вопль восторга и торжества.
Отречение императора, видимо, свершившийся факт...»
Поэт Игорь Северянин захлёбывался в
стихах:
И это — явь? Не сновиденье?
Не обольстительный обман?
Какое в жизни возрожденье!
Я плачу! Я свободой пьян!..
... Поверить трудно:
вдруг — всё ложно?!..
Трепещет страстной мукой стих...
Но невозможное — возможно
В стране возможностей больших!
Главные идеологи революции заспешили в Россию. Но если Ульянов-Ленин
возвращался в Россию тайно, в пломбированном вагоне да ещё с немецкими деньгами, то Плеханов приехал на родину в
обычном поезде и вполне легально вместе
с делегацией английских и французских
социалистов.
В советской истории ярко отмечен приезд в Россию Ленина — толпы встречающих, речь с броневика… Возвращение
же в Россию Плеханова осталось как бы
за кадром. А между тем для очень многих
это было событие весьма важное. В ночь
на 1 апреля поезд подошёл к перрону
Финляндского вокзала Петрограда, где
Плеханова встречали его последователи
и сторонники. Его чуть ли не на руках
донесли до здания Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, где
прибывшего приветствовал тогдашний
председатель Совета Николай Чхеидзе. В
ответном кратком слове Плеханов сказал:
«Я счастлив, что вернулся на родину, я отдам остаток своих сил работе для победы
революции. Надеюсь ещё поработать, но
готов и умереть за эту победу».
Через день, выступая в Таврическом
дворце, Георгий Валентинович говорил:
«Вначале нас, социал-демократов, была
небольшая кучка, над нами смеялись, нас
называли утопистами. Но я скажу словами
Лассаля: "Нас было мало, но мы так хорошо
рычали, что все думали, что нас очень много”. И нас действительно стало много».
На родину Плеханов вернулся пожилым
и основательно измотанным болезнью
человеком и тем не менее не сдавался и
продолжал борьбу.
Взгляды на происходившее в России у
Ленина и Плеханова принципиально расходились. Так, Плеханов видел отступление
от научного социализма в призыве Ленина
к свержению капитала в России, где капитализм развился ещё недостаточно. И
«Апрельские тезисы» Ленина Плеханов
расценил как «безумную и крайне вредную
попытку посеять анархическую смуту в
Русской земле». Он был категорически не
согласен с лозунгом Ленина: «Покончить
с войной!» Считая, что надо продолжать
войну для защиты родины и революции «от
немцев», «от Гогенцоллеров», он призывал
бороться как «против врага внутреннего,
так и против всего, что может вызвать
преждевременную гражданскую войну».
В статье «Наша тактика» Плеханов доказывал: русский пролетариат, участвуя в войне,
«не изменяет своему классовому интересу,
а напротив, защищает его с оружием в
руках». В воззвании, подписанном Плехановым, Дейчем и Засулич, говорилось,
что, ведя войну, «мы защищаем свою и
чужую свободу. Россия не может изменить
своим союзникам. Это покрыло бы её позором и навлекло бы на неё справедливый
гнев и презрение всей демократической
Европы».
В отличие от Ленина Плеханов всегда
стоял и на этических позициях, то есть за
верность словам и договорам. Для Ленина
этика всегда оставалась лишь фикцией,
которой можно пренебречь.
Выступая за войну против врага, Плеханов категорически не хотел войны внутренней, гражданской. В газете «Единство»
он призывал к согласию, а не к революции:
«И если пролетариат не захочет повредить
своим интересам, а буржуазия своим, то и
тот, и другой класс должны bona fide (по
доброй воле.) искать путь для экономического и политического согласия».
К Плеханову как к здравомыслящему
политику обращались адмирал Колчак,
видные российские политики Михаил Родзянко («Я пришёл с Вами познакомиться,
так как мне говорили, что Вы очень умный
человек») и Владимир Пуришкевич. Последний упрашивал Плеханова взять на
себя управление страной, которой грозит
гибель: «Вы мой политический враг, но
я знаю, что вы любите Родину. И это сознание внушает мне глубокое доверие к
Вам».
Плеханов, не обладая никакими амбициями, не дал себя уговорить, ибо не считал,
что может возглавить страну. Он даже не
вошёл в состав Временного правительства,
куда его приглашали, — не хотел править
(натура не та). Он лишь уговаривал и разъяснял свою позицию. В письме Всероссийскому крестьянскому съезду предлагал
подумать, стоит ли требовать конфискации помещичьей земли, объясняя, что помещик
— состоятельный человек до тех пор, пока
владеет землёй; когда же у него возьмут
землю без выкупа, он станет нищим: «В
вашем ли интересе плодить нищенство на
Руси?» — спрашивал Плеханов.
У большевиков была другая позиция: всё
отобрать, разорить всех богатых, а бедных
так и оставить в нищете. Для них выдвинули привлекательный лозунг: «Грабь
награбленное!» Плеханов был во власти
мира социальной гармонии (конечно, идея
утопическая), все силы отдавал на уговоры-переговоры, а Ленин тем временем
готовил контрреволюционный переворот.
Предвидя такой исход, Плеханов предупреждал, что, если Ленин займёт место
Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную,
такую страшную экономическую разруху,
что весьма значительное большинство
населения страны повернётся спиной к
революционерам».
Плеханов в общем-то оказался прав в
своих предвидениях будущего. Одного он
не предвидел: мощи большевистской пропаганды, которая заставит массы поверить
в грядущее «светлое будущее».
25 октября (7 ноября) 1917 года состоялся большевистский переворот — по
принципу: сначала захватить власть, а
там разберёмся. Не все сразу поняли, что
произошло. Александр Блок видел грандиозные цели: «Переделать всё. Устроить
так, чтобы всё стало новым: чтобы лживая,
грязная, скучная, безобразная наша жизнь
стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью».
Именно так виделось. Именно этого
хотелось. Что в итоге получилось, теперь
известно. Историк Дмитрий Волкогонов в
начале 1990-х, вникая в историю Октябрьской революции, писал: «Я думаю, что
весь мир выиграл от Октябрьской революции — кроме России. Все страны, все
здравомыслящие люди, всё человечество
как бы заглянуло в бездну, увидело там
голод, насилие, контроль за умами, ГУЛАГ
— и отшатнулись. Запад пошёл быстрее на
реформы...»
Плеханов, естественно, не мог знать,
что произойдёт дальше. Но обладая историческим предчувствием, он спустя три
дня после захвата власти большевиками,
28 октября опубликовал в газете «Единство» «Открытое письмо к петроградским
рабочим». В нём писал, что Октябрьская
революция явно преждевременна, а рабочий класс не в состоянии взять в свои руки
всю полноту политической власти.
К Георгию Плеханову обратился Борис
Савинков с предложением возглавить
антибольшевистское правительство. На
это Георгий Валентинович ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату
и я не буду его расстреливать даже тогда,
когда он идёт по ложному пути».
Высказывания одного из лидеров революции не остались без внимания. Через
шесть дней после октябрьского переворота
к Плеханову пришли с обыском. Искали
оружие. Оружия, естественно, не оказалось. Вышел конфуз. И Ленин, опасаясь
международного скандала (к кому пришли
с обыском?!), распорядился «немедленно принять экстренные меры к полному
охранению спокойствия и безопасности
гражданина Плеханова».
СМЕРТЬ
Унижения, связанные с обыском, голодное время, промозглый питерский
воздух резко обострили туберкулёзный
процесс. Георгия Валентиновича перевезли
сначала во французскую больницу Святой
Марии Магдалины, расположенную на
Васильевском острове, а затем в Финляндию, в санаторий Циммермана, в местечко
Питкеярви. С каждым днём Плеханову становилось хуже. Стремясь отвлечь мужа от
страданий, Розалия Марковна читала ему
греческих классиков — Эсхила, Софокла
и Еврипида. Георгий Валентинович держался мужественно и утешал жену: «Что
такое смерть? Это слияние с природой. Мы
должны её встречать как материалисты и
смотреть законам природы в глаза. Жалко
только, что не закончу "Истории русской
общественной мысли”, да и воспоминания
я собирался тебе диктовать...»
Но не успел. 30 мая 1918 года Плеханов
умер от эмболии сердца, вызванной обострением туберкулёза. Ему шёл 62-й год.
Гроб с телом Плеханова был выставлен для
прощания в Петрограде, в здании Вольного
экономического общества, организованного ещё в конце XVIII века А. Т. Болотовым.
Выпустили однодневную газету «Памяти
Плеханова». Поступило множество писем, соболезнующих по поводу кончины
«выдающегося теоретика и блестящего
публициста марксизма, учителя целого
поколения социалистической интеллигенции, основоположника русского рабочего
движения». У гроба Плеханова звучали
гневные слова в адрес большевиков и советской власти, то есть против того, с чем
не мог согласиться Плеханов.
9 июня 1918 года в Петрограде состоялось траурное заседание. Выступавший
нарком просвещения Анатолий Луначарский припомнил старые грехи Плеханова:
«Да, в этом противнике мы и тогда, и теперь
политически чтили прежде всего мастера,
выковавшего то оружие для русских социалистов, которым мы и теперь сражаемся,
часто против и него, и его учеников. Никогда не забудут русские рабочие, что революция 1917 года, несмотря на то, что она
происходила при порицании постаревшего
пророка, была тем не менее выполнением
его знаменитого пророчества: "В России
революция победит только как рабочая или
вовсе не победит!”»
Интересно привести и дневниковую
запись из «Чёрных тетрадей» Зинаиды
Гиппиус, помеченную 21 мая: «Умер Плеханов. Его съела родина. Глядя на его судьбу,
хочется повторить соблазнительные слова
Пушкина:
Нет правды на земле...
Но нет её и выше.
Он умирал в Финляндии. Звал друзей,
чтобы проститься, но их большевики не
пропустили. После октября, когда "революционные” банды 15 раз вламывались
к нему, обыскивали, стаскивали с постели,
издеваясь и глумясь, — после этого ужаса
внешнего и внутреннего, — он уже не поднимал головы с подушки. У него тогда же
пошла кровь горлом, его увезли в больницу,
потом в Финляндию».
«Его убила Россия, — продолжала Гиппиус, — его убили те, кому он, в меру силы,
служил сорок лет. Нельзя русскому революционеру: 1) быть честным, 2) культурным,
3) держаться науки и любить её. Нельзя
ему быть — европейцем. Задушат. Ещё при
царе туда-сюда, но при Ленине — конец.
Я помню его года за два до войны, в San
Remo и в Ментоне. В San Remo мы провели
с ним однажды целый день... Плеханов был
тогда бодр. И его лицо казалось слишком
здоровым. Но оно было удивительно благородное… Мягкие манеры, изысканная
терпимость, никакой крикливости. Среди
русских эмигрантов он был точно не в
своём кругу...»
ПЛЕХАНОВ И МЫ
При жизни Георгий Плеханов был
убеждён, что «русская история ещё
не смолола той муки, из которой будет со
временем испечён пшеничный пирог социализма».
Отведать этого пшеничного пирога социализма в годы советской власти нам так и
не удалось: внедрённая модель социализма
оказалась искажённой и деформированной.
В 1921 году в Париже было издано «Политическое завещание» Плеханова на
русском языке. Увы, оно было несколько
искажено добавками и исправлениями
(кем? с какой целью? — вопросы для исследователей). В нём Плеханов пишет о
том, что ленинизм радикально противостоит классическому марксизму. Ленин
извратил марксизм и вывел на первый
план «неограниченный классовый террор»,
заговоры, запугивание, обман, принуждение, жестокость, грабежи, бессмысленный
вандализм.
Подверг ревизии Плеханов и учение
Маркса: «Анализ, сделанный в "Манифесте”, абсолютно верный для эпохи паровой
индустрии, стал утрачивать своё значение
с приходом электричества». Активная
борьба рабочих за свои права изменила
многое: «Капитализм, да и сам капиталист,
стали меняться в лучшую сторону (не видят
этого только большевики)».
Эти процессы, происшедшие на Западе,
несравненно улучшили жизнь рабочих по
сравнению с периодом, который исследовал Маркс, сглажены и смягчены многие
противоречия в обществе. Эпоха грубого
давления и произвола отошла в прошлое.
Ленин доказывал и убеждал в ближайшем
крахе мирового капитализма. Плеханов
такой крах отодвигал в далёкое будущее
— «потребуется для этого как минимум
столетие».
И ещё один вывод — пожалуй, даже
главный — вытекает из «Политического
завещания» Плеханова: о превращении
интеллигенции, научно-технического слоя
в XX веке в ведущий класс общества. Ну а
сегодня, в XXI веке, можно даже говорить
о ведущей роли так называемых «белых
воротничков». Как видим, Георгий Валентинович Плеханов — теоретик — сумел
заглянуть в туманную даль будущего.
Во время Февральской революции
Плеханов неоднократно предлагал урегулировать классовые противоречия в
России компромиссным, «английским
путём»: рабочим он советовал проявить
умеренность и сдержанность в своих
требованиях, а капиталистам — стать на
путь проведения социальных реформ. Но
Плеханова не послушали, пошли дорогой
насилия и крови.
|