Организация португальской Бразилии
В восточной Бразилии первые португальские колонисты появились в первой четверти XVI в. Только пиренейские страны считали, что Португалия имеет права на восточную, приатлантическую часть тропической Южной Америки; остальные морские европейские державы этих «прав» совершенно не признавали. Вопрос о том, кому будет принадлежать Бразилия, зависел от соотношения сил соперничающих колониальных держав в Европе, на Атлантическом океане и главным образом в самой Бразилии. Малочисленные португальцы в первой четверти XVI в. селились главным образом на крайнем восточном выступе Бразилии, к северу от устья Сан-Франсиску, открытого в 1501 г. Первые португальские колонисты женились здесь на индианках; их потомки, отлично говорившие на местных языках, сыграли очень большую роль в дальнейших португальских захватах бразильской территории. Угроза со стороны иностранных, главным образом французских торговцев рабами и ценным «бразильским» деревом, заставила португальское правительство сделать первые шаги для закрепления за собой восточного побережья Южной Америки. В 1526 г. основан был Ресифи (у 8° ю. ш. в области Пернамбуку), наиболее выдвинутый к востоку и наиболее поэтому близкий к Португалии и Западной Африке бразильский порт. Несмотря на то, что в 1530 г. в Бразилию отправлена была значительная группа колонистов во главе с Томе Соуза, Ресифи был захвачен французами. Тогда Соуза перешел к решительным действиям и в 1532 г. отбил Ресифи у французов и основал у южного тропика город Сан-Паулу в верховьях Тиете, большого левого притока Параны. В 1534 г. восточное побережье Южной Америки между экватором (дельтой Амазонки) и параллелью 28°30' ю. ш. (на более южную территорию претендовали испанцы) было разделено на пятнадцать колониальных областей — «капитанств», каждая из них — на двенадцать феодальных владений. Фактически в первое время Соузе удалось организовать только восемь областей — между 8 и 24° ю. ш. В 1549 г. он был назначен первым генерал-губернатором Бразилии и построил у 13° ю. ш., для удобства управления — в центре «освоенной» португальцами береговой полосы, город Салвадор у залива Всех Святых, по-португальски — Баия-Тодуш-уш-Сантуш или просто Баия; так коротко стали называть и самую область.
Амазонская экспедиция Тейшейры-Акошты
В первой четверти XVII в. большую роль стала играть португальская экваториальная колония на Пара, важнейшем в судоходном отношении рукаве дельты Амазонки, где в 1616 г. был построен город Белен, часто также называемый Пара. Жители этого экваториального «севера» Бразилии были наиболее заинтересованы в овладении Амазонкой, в дельте которой они поселились. Они-то и организовали во второй четверти XVII в. первую португальскую Амазонскую экспедицию. Колонисты в Белене (Пара) тогда уже не могли медлить с такой экспедицией. Во-первых, голландцы организовали к 1616 г. колонию в низовье реки Шингу (южный приток нижней Амазонки); а несколько раньше, в 1612 г., французы основали колонию Сен-Луи в дельте Амазонки, на острове Маражо. Во-вторых, португальцев встревожило появление в 1637 г. в дельте Амазонки семи испанцев, которые в поисках Эльдорадо повторили плавание Орельяны: спустились по рекам Напо и Амазонке до Белена. Если бы это случилось в XVI в., португальцы казнили бы испанцев, вторгшихся в их пределы, или сгноили в тюрьмах. Но теперь положение было иное: в 30-х годах XVII в. Португалия фактически еще была подчинена Испании (до 1640 г.). Однако в Южной Америке местные власти ревниво следили за тем, чтобы португальцы не проникали слишком далеко на запад, испанцы — на восток. Во главе португальской экспедиции был поставлен Педру Тейшейра. Главным лоцманом был назначен Бенту Акошта, ведший журнал экспедиции. В конце июля 1637 г. экспедиция Тейшейры на нескольких судах начала подъем вверх по Амазонке, которая оказалась, по словам Акошты, «особым миром, превосходящим по размерам любую другую страну, открытую в Америке». Около десяти месяцев длилось плавание вверх по великой реке и ее притоку Напо. По распоряжению Тейшейры, Акошта заходил в устья больших рек, впадающих с обеих сторон в Амазонку, и поднимался по ним на некоторое расстояние, затрачивая каждый раз на такое обследование три-четыре дня. Конечно, Акошта сильно преувеличивал, когда сообщал, что «вся область Амазонки, включая острова, берега и лежащие за ними земли, населена... несметным числом индейцев... и каждый из этих притоков представляет собой густо населенное царство...» О многочисленном населении Амазонки писал в середине XVI в. и спутник Орельяны — Карвахаль, также, по-видимому, сильно преувеличивавший. Не приходится, однако, сомневаться, что бассейн Амазонки в XVI—XVII вв. был гораздо гуще населен, чем в XVIII—XIX вв., когда на Амазонке появились научные экспедиции, отмечавшие безлюдность многих приречных областей; таковы были последствия разбойничьих набегов колонизаторов, занесенных ими заразных болезней (главным образом — оспы), угона в рабство и прямого массового истребления амазонских индейцев. Экспедиция Тейшейры закончила плавание у верховий Напо и перешла через высокий горный перевал в город Кито в конце июля или начале августа 1638 г. Тогда в свою очередь встревожились испанские правители Перу. Они также не решились учинить расправу над подданными общего короля, но только приказали португальцам вернуться в Белен таким же путем, каким те пришли, и приставили к ним двух наблюдателей-иезуитов. 16 февраля 1639 г. экспедиция Тейшейры с навязанными ей спутниками выступила из Кито и, повторив свой путь в обратном направлении, прибыла в Белен 12 декабря того же года. На подъем и спуск по Амазонке экспедиция затратила почти одинаковое время: по-видимому, и на этот раз участники экспедиции исследовали низовья притоков Амазонки. Так или иначе, но иезуиты, посланные испанцами, собрали, может быть, не такие подробные, как Тейшейра и Акошта, но достаточно точные материалы о долине Амазонки, а также сведения о живущих здесь индейских племенах. Приблизительно в те же годы группа португальских колонистов-«северян» поднялась от реки Пара, преодолевая пороги, вверх по реке Токантинс (2640 км) до 6° ю. ш. и при этом открыла за 5-й параллелью устье Арагуаи (2200 км), крупнейшего притока Токантинса.
Паулисты и иезуиты
Начиная с XVII в. на территории Бразилии начали проявлять большую активность паулисты — португальские выходцы из области Сан-Паулу. Эта область была «сборным местом для авантюристов — подданных различных колониальных держав, выходцев из Португалии, Франции, Англии, позднее также из Испании. Из их связей с индейскими женщинами произошли «мамелюки», которые, если только это возможно, были хуже своих белых отцов. Это был разнузданный сброд, но храбрый, дерзкий и предприимчивый, и благодаря ему Бразилия овладела обширными областями в глубине материка». На плантациях Сан-Паулу работали обращенные в рабство индейцы-гуарани. Охотники за рабами, к которым присоединились искатели золота и драгоценных камней, в короткое время опустошили обширные приморские области, грабя и убивая индейцев, угоняя работоспособных на плантации. Прослышав о приближении этих разбойников, индейцы бросали насиженные места и уходили все дальше на запад от океана, в глубинные районы Южной Америки. Следуя за ними, шайки паулистов «мамелюков», к которым на Севере присоединялись выходцы из Баии и Пернамбуку, открыли сверху вниз все течение (2900 км) реки Сан-Франсиску. Снизу вверх прошел ее долину, то в лодке, то по берегу, обходя пороги, португальский искатель Эльдорадо — Ж. Суариш. Охотясь за рабами к западу и северо-западу от своей области, шайки «мамелюков» открыли севернее реки Тиете «Великую реку» — Риу -Гранди, которая теперь принимается за главный исток Параны, а еще севернее — другой ее исток — Паранаибу: сливаясь вместе у 20° ю. ш., они образуют великую реку Парану (4380 км, считая от верховья Риу-Гранди). От Параны паулисты перешли к Парагваю; на этой реке они встретились с опасными соперниками-иезуитами. С конца XVI в. иезуиты, действуя сначала с одобрения испанских властей, двигались в глубь материка на север от Ла-Платы и основывали миссии на берегах Уругвая, нижней Параны и Парагвая. Они и здесь мечтали о создании государства иезуитов, подданными которого были бы индейцы. Поэтому иезуиты отрицательно относились к массовому истреблению индейцев паулистами или угону их как рабов на плантации восточной Бразилии: они надеялись закрепостить индейцев в государстве иезуитов, куда бы не допускались другие «белые». А паулисты за это ненавидели иезуитов и, пользуясь своими связями с лиссабонским правительством, в конце концов добились от него активной поддержки в той ожесточенной вооруженной борьбе, которую они начали против иезуитских миссий. Наиболее устойчивыми оказались миссии на нижнем Парагвае с центром в Асунсьоне. Вооружив обращенных в христианство индейцев-гуарани, объединенные иезуитские миссии создали свое собственное государство (1610 г.) и войско, которое в 1641 г. нанесло поражение паулистам, и остановили их дальнейшее продвижение на запад. В результате это церковное государство, где верховная власть формально оставалась за испанской короной, а фактически принадлежала иезуитам, просуществовало еще более 125 лет. Ликвидировано оно было испанским правительством в 1768 г.
|