Биографические сведения о Крузенштерне и Лисянском
Иван Федорович Крузенштерн (1770— 1846 гг.), начальник первой русской кругосветной экспедиции (впоследствии адмирал), был боевым моряком и имел уже опыт в плаваниях в тропических водах. В 1788— 1790 гг. он участвовал в четырех сражениях против шведов. В 1793 г. он был командирован в Англию «волонтером» для службы на английском флоте, участвовал в сражении с французскими судами у берегов Северной. Америки. В 1795—1798 гг. он плавал на английских военных судах в Вест-Индию, Ост-Индию, Малайю и Южный Китай. Вернувшись в Россию, Крузенштерн в 1799 и 1802 гг. представлял проекты кругосветных плаваний как наиболее выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами Балтийского моря и Русской Америкой. При Павле I проект не прошел, при молодом Александре I он был утвержден при поддержке Российско-американской компании, которая взяла на себя половину расходов. В 1802 г. капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, а в следующем году избран членом-корреспондентом Академии наук. Сходны с этими сведениями и биографические данные об Юрии Федоровиче Лисянском (1773—1839 гг.), другом видном участнике первой русской кругосветной экспедиции. И он в 1788—1790 гг. участвовал в четырех сражениях против шведов. И он в 1793 г. был командирован в Англию «волонтером» для службы на английском флоте и участвовал в Северной Америке в сражениях с французскими судами. В 1795 г. он плавал от Канады к Малым Антильским островам и обратно; затем до весны 1796 г. путешествовал по США. В 1797 г. он перешел из Англии к мысу Доброй Надежды, где провел несколько месяцев, и плавал оттуда к острову Св. Елены, в 1798—1799 гг. плавал в Ост-Индию. В 1800 г. на английском торговом корабле он вернулся через Англию на родину. В 1802 г. он был приглашен участвовать в первой русской кругосветной экспедиции и ездил в Англию для покупки двух кораблей для экспедиции: царские чиновники считали, что русские корабли не выдержат кругосветного плавания.
Плавание Крузенштерна и Лисянского к Гавайским островам
Крузенштерн с большим трудом настоял на том, чтобы команда на обоих судах была укомплектована исключительно отечественными матросами: русские знатные англоманы считали, что «с русскими матросами предприятие ни в коем случае не удастся». Одним из судов, шлюпом «Надежда» (430 т) командовал сам Крузенштерн, другим— кораблем «Нева» (370 т) — Лисянский. На «Надежде» был Николай Петрович Резанов, зять Шелехова, один из директоров-учредителей Российско-американской компании, возомнивший себя начальником экспедиции, из-за чего у него были постоянные трения с Крузенштерном. Он направлялся в Японию со свитой как посланник для заключения торгового соглашения. В августе 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, в ноябре пересекли экватор — впервые в истории русского флота, в феврале 1804 г. обогнули мыс Горн. В Тихом океане корабли разлучились. Лисянский по договоренности направился кострову Пасхи, описал побережья острова и ознакомился с бытом местных жителей. «Надежду» он догнал у Нукухивы (один из Маркизских островов). Оттуда они вместе перешли к Гавайским островам. Дальше корабли пошли разными путями: Крузенштерн на северо-запад, в Петропавловск-Камчатский, Лисянский — прямо на север, в Русскую Америку, к острову Кадьяк.
Лисянский в Русской Америке и завершение им первого кругосветного плавания
На Кадьяке Лисянский получил письмо от А. А. Баранова, из письма видно было, что тот очень нуждается в его помощи. Он перешел тогда к архипелагу Александра и оказал на острове Ситха военную помощь Баранову против индейцев-тлинкитов (колошей, как их называли русские); эти индейцы, подстрекаемые переодетыми агентами пирата-американца, разрушили русское укрепление на Ситхе в 1802 г. Вместо разрушенной крепости Баранов построил новую — Ново-Архангельск, куда вскоре перенес центр Русской Америки. В конце 1804 и 1805 г. Лисянский вместе со штурманом «Невы» Даниилом Калининым описал Кадьяк и соседние острова, а также несколько островов у восточного берега залива Аляска; при этом Калинин открыл остров Крузов к западу от Ситхи. Остров, описанный к северу от Ситхи, Лисянский назвал именем Чичагова. Осенью 1805 г. Лисянский с компанейским грузом мехов перешел от архипелага Александра в Макао (Южный Китай); на пути, в Северной Полинезии, он открыл необитаемый остров Лисянского и рифы Нева и Крузенштерна. Соединившись в Макао с Крузенштерном, он перешел в Кантон, где груз был выгодно продан. Из Кантона Лисянский совершил в течение 142 дней беспримерный безостановочный переход вокруг мыса Доброй Надежды в Портсмут (Англия); при этом он снова разлучился С «Надеждой» в туманную погоду, у юго-восточного берега Африки. Из Портсмута он перешел в Кронштадт, завершив 5 августа 1806 г. кругосветное плавание, первое в летописи русского флота. К Лисянскому петербургские власти отнеслись холодно. Его произвели в очередной чин капитана 2-го ранга, но на этом его военно-морская карьера кончилась. Описание своего кругосветного плавания «Путешествие вокруг света в 1803—1806 годах на корабле «Нева» он вынужден был издать за свой счет.
Крузенштерн в северо-западной части Тихого океана и завершение им кругосветного плавания
«Надежда» бросила якорь в Петропавловской гавани в июле 1804 г. Здесь по болезни оставил службу находившийся в свите Резанова врач Федор Петрович Брыкин (Бринкин). Из Петропавловска он переехал в Охотск, а оттуда через Сибирь вернулся в Петербург в конце 1804 или начале 1805 г., первым закончив, таким образом, кругосветное путешествие. Умер он вскоре после своего возвращения. Крузенштерн доставил в Нагасаки Резанова с его свитой. После переговоров, закончившихся полной неудачей, Крузенштерн весной 1805 г. отвез Посланника с его свитой в Петропавловск. На обратном пути к Камчатке Крузенштерн прошел через Цусимский пролив (проход Крузенштерна) в Японское море, обследовал западный вход в Сангарский пролив (Цугару), западный берег Хоккайдо, пролив Лаперуза и южный берег Сахалина. Пройдя через Курильские острова (проливом Креницына), он вернулся в Петропавловск, где к обоюдному удовольствию расстался с Резановым. Летом 1805 г. он перешел из Петропавловска через пролив Надежда в Охотское море к сахалинскому мысу Терпения, повернул на север, впервые описал и положил на карту восточный берег Сахалина и его севереный берег. Войдя в Сахалинский залив, КрузенНштерн повернул на юг: он хотел проверить, остров ли Сахалин, как это значилось на русских картах XVIII в., или полуостров, как утверждал Лаперуз. Но тут потерпел неудачу и сам Крузенштерн: он был у северного входа « в Амурский лиман, но глубины здесь были так малы, что он пришел к «неоставляющему ни малейшего сомнения выводу», что Сахалин — полуостров и повернул на север к Петропавловску. Осенью 1805 г. Крузенштерн перешол из Петропавловска в Макао, а оттуда в Кантон. В 1806 г. он перешел без остановок, снова разлучившись, как выше указывалось, с «Невой», к острову Св. Елены, где напрасно ждал Лисянского. Затем он обогнул с севера Великобританию и в конце лета 1806 г. вернулся в Кронштадт, не имея больных и потеряв только одного человека. В 1809—1812 гг. Крузенштерн издал свой трехтомный труд «Путешествие вокруг света в 1803—1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд этот сразу завоевал общее признание и с большим интересом читается до нашего времени х. В 1813 г. он выпустил «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна», а в 1815—1836 гг. — двухтомный «Атлас Южного моря».
Плавание Головнина на «Диане»
Василий Михайлович Головнин (1776—1831 гг.), как и его предшественники, был боевым моряком: в 1790 г. он гардемарином участвовал в двух сражениях против шведов. В 1795—1806 гг., будучи уже офицером, он плавал в Северном море и, в качестве «волонтера» на английских военных судах, — в Средиземном море, Атлантическом океане и у Антильских островов. Тогда он показал себя как новатор — разработал новые морские сигналы. В 1807 г., командуя шлюпом «Диана», Головнин отправился из Кронштадта к берегам Камчатки. Старшим офицером у него был Петр Иванович Ракорд (впоследствии адмирал, академик, один из основателей Русского географического общества). Дойдя до мыса Горн, Головнин был вынужден из-за противных ветров изменить маршрут, в начале марта 1808 г. повернул к мысу Доброй Надежды и в апреле 1808 г. прибыл в Саймонстаун. Здесь шлюп был задержан англичанами из-за начавшейся англо-русской войны. В Саймонстауне шлюп пробыл более года. В мае 1809 г., темной ночью, воспользовавшись попутным штормовым ветром, Головнин, несмотря на то, что на рейде стояла большая английская эскадра, вывел шлюп из гавани, обогнул с юга Тасманию и совершил безостановочный переход до острова Танна (Новые Гебриды). Оттуда он перешел в Петропавловск-Камчатский, куда прибыл осенью 1809 г. В 1810 г. он плавал в северной части Тихого океана от Камчатки к острову Баранова (Русская Америка) и обратно. В мае 1811 г. «Диана» вышла в море к Курильским островам, к проливу Надежды (48° с. ш.). Отсюда Головнин начал новую опись центральной и южной группы Курильских островов (старые описи были неудовлетворительны). Между параллелями 48 и 47° с. ш. появились на карте новые названия точно нанесенных проливов: Среднего (в честь подштурмана «Дианы» Василия Среднего), Рикорда, Дианы, а в южной части цепи — пролив Екатерины, открытый командиром русского транспорта «Екатерина» штурманом Григорием Ловцовым в 1792 г., когда он отвозил в Японию первого русского посла Адама Кирилловича Лаксмана. Так «Диана» дошла до острова Кунашир. Там Головнин высадился, чтобы пополнить запасы воды и провианта и был взят в плен японцами вместе с двумя офицерами и четырьмя матросами. Они пробыли в плену на Хоккайдо два года и три месяца. В 1813 г., после победы русских над Наполеоном I, все пленные были освобождены. На «Диане» Головнин вернулся в Петропавловск, а в 1814 г. со всей командой — через Сибирь — в Петербург. Написанная им правдивая книга «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев» (1816 г.), которая читалась и читается с захватывающим интересом, как приключенческий роман, в то же время была первой (после Кемпфера) книгой о Японии, искусственно в течение двух веков изолированной от внешнего мира. Слава Головнина как замечательного морехода и писателя возросла после выхода в свет его «Путешествия шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку... в 1807— 1809 годах» (1819 г.). В 1817—1819 гг. Головнин, командуя шлюпом «Камчатка», совершил кругосветное плавание с заходом на Камчатку и в Русскую Америку. И это плавание он блестяще описал в книге «Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» в 1817—1819 годах» (1821 г.). В последние годы жизни (он умер от холеры в 1831 г.) вице-адмирал Головнин, занимая высокие должности в морском ведомстве, болел сердцем за русский флот при аракчеевском и николаевском режимах. Его «Записки о состоянии Российского флота в 1824 году», содержащие резкую критику режима, могли быть напечатаны только в 1861 г. (под псевдонимом «мичман Мореходов»).
Кругосветное плавание Коцебу на «Рюрике»
Отто Евстафьевич Коцебу (1787—1846 гг.) уже обогнул один раз земной шар (на шлюпе «Надежда» под командой Крузенштерна), когда граф Н. П. Румянцев в 1815 г. предложил ему стать командиром брига «Рюрик» и начальником научно-исследовательской кругосветной экспедиции, организованной на его, Румянцева, личные средства. Основной ее задачей было «отыскание северо-восточного морского прохода» из Тихого в Атлантический океан. Старшим офицером был приглашен Глеб Семенович Шишмарев. В Копенгагене взят был на борт «Рюрика» выдающийся натуралист и талантливый немецкий демократический поэт, француз по происхождению Адальберт Шамиссо. Бриг «Рюрик» был очень небольшим судном — всего 180 т; теснота там была чрезвычайная, условий для научной работы — никаких. «Рюрик» вышел из Кронштадта в середине июля 1815 г., обогнул мыс Горн и в конце января 1*Я6 г. бросил якорь в бухте Консепсьон (Среднее Чили). Затем Коцебу некоторое время напрасно искал у 27-й параллели ю. ш. фантастическую «Землю Девиса» — вера в ее существование и тогда еще не была изжита, — подходил к острову Пасхи и в апреле 1817 г. плавал в водах архипелага Туамоту (Южная Полинезия). Коцебу открыл в его северной части остров Румянцева (Тике и), атоллы Спиридова (Такапото), Рюрик (Арутуа), Крузенштерна (Тикахау), перешел затем в мае в Микронезию и в цепи Радак (Маршалловы острова) открыл обитаемый атолл Кутузова (Утирик) и атолл Суворова (Така). Затем он повернул на север. У северо-западных берегов Америки экипажем «Рюрика»были открыты и описаны: 31 июля 1816 г., у выхода из Берингова пролива — залив Шишмарева и остров Сарычева; в первой половине августа — величайший в Чукотском море залив Коцебу с бухтой Эшшольца (по имени врача «Рюрика»), отделенной от залива полуостровом Хорис (художник на «Рюрике»), с островом Шамиссо. На берегу залива Коцебу ученые с «Рюрика» открыли и описали ископаемый лед—впервые в Америке — и нашли в нем бивень мамонта. Повернув на юг, экспедиция описала залив Лаврентия, посетила Уналашку (Лисьи Алеутские острова), залив Сан-Франциско (Верхняя Калифорния) и Гавайские острова. В январе—марте 1817 г. экспедиция снова исследовала Маршалловы острова, причем в цепи Радак был открыт еще ряд обитаемых атоллов: в январе — Нового года (Меджит) и Румянцева (Вотье); в феврале Чичагова (Эрику б), Аракчеева (Малоэлап) и Траверсе (Аур); в марте — Крузенштерна (Аилук). Затем Коцебу снова перешел в северную часть Берингова моря, но из-за болезни решил отказаться от дальнейшего исследования северо-западных берегов Америки и вернуться на родину вокруг мыса Доброй Надежды. Единственный офицер на «Рюрике» Г. С. Шишмарев с честью выдержал двойную нагрузку — с помощью молодого помощника штурмана Василия Степановича Хромченко, из которого выработался первоклассный мореход, позднее еще два раза обогнувший земной шар, командуя кораблем. На пути к Филиппинам экспедиция в третий раз исследовала Маршалловы острова и в ноябре 1817 г. открыла обитаемый атолл Гейдена (Ликиеп), завершив, таким образом, в основном открытие цепи Рада к, начатое в мае 1816 г. 23 июля 1818 г. «Рюрик» вошел в Неву. Из его команды умер только один человек. Во время кругосветного плавания на «Рюрике» был собран огромный научный материал — географический (особенно океанографический) и этнографический. Он был обработан Коцебу и его сотрудниками в коллективном трехтомном труде «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815—1818 годах... на корабле «Рюрик»... (1821—1823 гг.). Наибольшая часть этого труда написана самим Коцебу. Адальберт Шамиссо дал высокохудожественное описание плавания в своей книге «Кругосветное путешествие... на бриге «Рюрик» (1830 г.) — классическое произведение этого жанра в немецкой литературе XIX в.
Экспедиция Васильева — Шишмарева
Та же основная задача, что и перед Коцебу на «Рюрике» — открыть морской проход из Тихого океана через Берингов пролив и Ледовитый океан в Атлантический, была поставлена перед правительственной арктической экспедицией, отправленной в июле 1819 г. вокруг мыса Доброй Надежды, в одно время с антарктической экспедицией Беллинсгаузена — Лазарева. Как и для последней, для нее были предоставлены два по существу разнотипных судна — шлюпы «Открытие» под командой боевого офицера Михаила Николаевича Васильева (он же — начальник всей экспедиции) и «Благонамеренный» под командой Глеба Семеновича Шишмарева. В феврале 1820 г. в восточной части Индийского океана разноходные шлюпы разлучились (отставал «Благонамеренный») и встретились через неделю в Сиднее. В середине мая у 29° с. ш. шлюпы снова разлучились уже по распоряжению Васильева: он пошел прямо на север, в Петропавловск, Шишмарев — на северо-восток, к Уналашке. Свидание было назначено в заливе Коцебу, где корабли и соединились в середине июля. Вышли они оттуда вместе, но тихоходный «Благонамеренный» снова отстал (дошел только до 69° ), а Васильев на «Открытии» достиг 71°6' с. ш. — на 22 минуты севернее Кука. На обратном пути шлюпы подходили к острову Св. Лаврентия, где опять намеренно разлучились и соединились позднее у Уналашки. Оттуда они вместе перешли к Петропавловску, а к ноябрю — в Сан-Франциско, где Шишмарев и штурман «Открытия» Михаил Рыдалев произвели первую точную опись залива Сан-Франциско. В феврале 1821 г. шлюпы оставили Сан-Франциско и через Гавайские острова в разное время перешли к острову Баранова, а оттуда — к Уналашке. М. Н. Васильев пошел на северо-восток, к мысу Ньюэнем (между заливами Кускоквим и Бристольским Берингова моря) и 11 июля 1821 г. открыл у 60° с. ш. большой остров Нунивак (4,5 тыс. кв. км.) Команда «Открытия» описала южный берег острова (два мыса названы именами участников экспедиции). Через два дня этот же остров независимо от М. Н. Васильева был открыт командирами двух судов Российско-американской компании — Василием Степановичем Хромченко и «вольным мореходом» Адольфом Карловичем Этолиным (впоследствии — главный правитель Русской Америки); именем последнего позднее назван пролив Этолин между материком и Нуниваком. Пройдя затем через Берингов пролив в Чукотское море, М. Н. Васильев двинулся на северо-запад, описал американский берег между мысами Лисберн и Айси-Кейп («Ледяной», 70°20' с. ш.) и из-за льдов повернул обратно. В сентябре он бросил якорь в Петропавловской гавани. Между тем Г. С. Шишмарев согласно заданию продолжал опись острова Св. Лаврентия, прошел в середине июля Берингов пролив, достиг к концу июля с величайшими усилиями — из-за тяжелых льдов и противных ветров — 70°13г с. ш. и вынужден был повернуть на юг. В пути Шишмарев завершил опись острова Св. Лаврентия и прибыл в Петропавловск через десять дней после Васильева. Оба шлюпа вернулись через Гавайские острова и вокруг мыса Горн в начале августа 1822 г. в Кронштадт, завершив кругосветное плавание.
|