ЛЕГЕНДА О ЦАРЕ-ПОПЕ ИВАНЕ
Начиная с первого крестового похода значительные группы западноевропейских христиан вступили в непосредственное соприкосновение с мусульманско-христианским Левантом (Ближним Востоком). Там крестоносцы сталкивались с христианами, принадлежавшими к различным восточным церквам. Конечно, в глазах крестоносцев они были еретиками, которых в Западной Европе беспощадно преследовали и массами уничтожали. Но здесь, на Ближнем Востоке, они казались, а часто и действительно были союзниками католиков против мусульман. Поэтому те же римские папы, которые призывали к организации крестовых походов против европейских еретиков и благословляли их массовые убийства, советовали и даже предписывали вождям крестоносцев в Сирии и Палестине щадить тамошних христиан — последователей еретических вероучений. Главными распространителями христианства в странах Центральной и Восточной Азии и информаторами западноевропейцев об этих странах были несториане, большей частью сирийские торговцы, которые не позднее второй четверти VII в. .появились уже в Северном Китае. Большие группы несториан в средние века жили во многих городах и земледельческих оазисах Центральной Азии, а к XII в. христианство несторианского толка очень распространилось также среди по крайней мере двух многочисленных монгольских кочевых племен — найманов на западе и кереитов на востоке. Наличие в Азии христианских общин стало расцениваться католической Европой как важный военно-политический фактор, когда мусульманские народы — турки-сельджуки и египтяне — перешли в наступление на католические государства, основанные крестоносцами в восточном Средиземноморье. Именно к этому времени, в середине XII в., возникла в Западной Европе легенда о могущественном христианском царе-попе Иване («священник Иоанн» средневековых христианских летописцев). Поводом к возникновению этой легенды послужило то, что в 1141 г. войска среднеазиатского мусульманского правителя, турка-сельджука, султана Санджара были разбиты к северу от Самарканда каракитаями которые после победы над Санджаром создали в Туркестане новое государство Каракидань, владевшее огромной территорией. Известие о том, что после разгрома мусульман в Средней Азии возникло новое обширное немусульманское государство, было воспринято в христианской среде, как победа над мусульманами какого-то могущественного христианского царя Ивана». Не выяснено, как это путаное известие приукрашено было дополнительной легендой о том, что среднеазиатский царь-победитель был в то же время и священником. Тем не менее в первой дошедшей до нас записи (1145 г.) о «царе Иване» (баварского епископа Оттона Фрейзингенского) победитель был назван «царем-священником Иоанном». В XIII в. легенда о царе-попе Иване широко распространилась в католической Европе. Его власти и влиянию приписывалось — и притом с невероятными преувеличениями — все, что делалось в различных азиатских странах в пользу христиан или против мусульман. Дело в том, что в результате завоевательных походов монголов были разгромлены в Средней и Западной Азии сильные мусульманские государства. И вместе с известиями об этом разгроме, который приписывался «тому самому попу Ивану, о чьем великом могуществе говорит весь свет» (Марко Поло), в Западную Европу проникли сведения, что среди монгольских ханов есть христиане, что монгольские ханы охотно принимают на свою службу христиан и что некоторые из них жестоко преследуют мусульман. И действительно среди монголов, объединившихся под властью Чингис-хана, было много христиан-несториан, были они и в семье самого Чингис-хана, и притом очень влиятельные. С другой стороны, крестоносцы сами видели в «святых местах» Палестины эфиопов-христиан и слышали от них и их азиатских единоверцев о христианской восточноафриканской стране (Эфиопии). В Западной Европе ее также считали страной царя-попа Ивана. Легенда о царе-попе в XIII—XIV вв. сильно повлияла на организацию католических посольств и миссий в страны Центральной и Южной Азии, а в XV в. сыграла видную роль в истории португальских географических открытий. ПАПСКИЕ ПОСЛЫ К МОНГОЛЬСКИМ ВЕЛИКИМ ХАНАМ
При Чингис-хане и его преемниках, великих ханах Угедее
и Мункэ, ранняя военно-феодальная Монгольская империя достигла
размеров, неслыханных в истории человечества. В результате грабительских
походов сначала в соседние, а затем и в отдаленные страны монгольская
знать, возглавлявшая дружины своих военных слуг — нукеров, за пределами
Монголии к середине XIII в. завоевала Северный Китай, Туркестан,
Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу.
Монгольские походы сопровождались чудовищным разорением завоеванных
стран и разрушением их производительных сил. При завоевании в руки
монгольской феодальной верхушки попадала огромная военная добыча. Ставки
ханов, окруженных феодальной знатью, стали обширными рынками, где можно
было с очень большой выгодой сбывать драгоценности, ткани, меха,
различные диковинки и другие предметы роскоши. Европейцы узнали об этом и
оценили выгоды торговли с богатыми монголами отчасти со слов
западноазиатских купцов, отчасти от первых послов, отправленных в
Центральную Азию римским папой и французским королем. Теснимые в
Восточном Средиземноморье победоносными мусульманскими войсками,
эфемерные феодальные христианские государства, основанные крестоносцами
на Ближнем Востоке, всячески старались разжечь надежды на помощь
монголов против мусульман в своих западноевропейских покровителях — папе
и католических королях. Поэтому начиная с 40-х годов XIII в. из
Западной Европы в Центральную Азию в ставки монгольских великих ханов
отправлялись миссии, причем на послов возлагались, кроме дипломатических
и религиозных поручений, еще и специальные задания по разведке.
Папа Иннокентий IV воспользовался для этой цели наиболее образованными
нищенствующими монахами незадолго до того организованных орденов:
доминиканского и францисканского. При этом францисканцы обнаружили
гораздо большую дипломатическую гибкость и большую выносливость, чем
доминиканцы, и представили гораздо более интересные отчеты о своем
посольстве. Посланные папой францисканцы во главе с Плано Карпини шли
в столицу монголов Каракорум северным путем. Они вышли из французского
города Лион в 1245 г., пересекли Центральную Европу, русские земли, в то
время уже захваченные монголами Кыпчакской (Золотой) Орды,
прикаспийские степи и часть Центральной Азии. В Каракорум они попали в
то время, когда из всех частей Азии, завоеванных монголами, в ставку
нового великого хана прибывали посольства от покоренных оседлых народов и
кочевых племен. Около четырех тысяч собравшихся послов принесли своему
властелину присягу на верность. Плано Карпини и его спутники
использовали это исключительно благоприятное обстоятельство для сбора
сведений о Монгольской империи и народах, населяющих ее. Папские послы
здесь впервые познакомились с китайцами, и Карпини восхваляет их добрые
нравы и искусство китайских ремесленников. Католические монахи вовсе не
были первыми европейцами, проникшими в Центральную Азию. В ставке
великого хана Плано Карпини встретил группу русских, в том числе
русского князя Ярослава Всеволодовича. Весной 1247 г. францисканцы
пошли обратно той же северной дорогой и благополучно вернулись в Лион.
Плано Карпини представил папе подробный отчет о нравах монголов, их
образе жизни, их религии и государственном устройстве. Его сообщения
дополняются и уточняются данными, записанными со слов его спутника,
поляка Бенедикта.
ПУТЕШЕСТВИЕ РУБРУКА
Вскоре после Карпини, в 1249 г.,
Каракорум посетил посол французского короля-крестоносца Людовика IX
«Святого», францисканский монах Андре Лонжюмо. Отчет о его путешествии
не сохранился, а есть только редкие упоминания о нем в рассказах его
современников, в частности у Рубрука. Важные географические
сведения собрала другая францисканская миссия в Каракорум — фламандца
Виллема Рейсбрука, более известного под офранцуженным именем и фамилией
Гильом Рубрук. Отправлена была миссия из города Акка (северная
Палестина) Людовиком IX после неудачного крестового похода в Египет:
король надеялся найти в монгольском великом хане союзника против
мусульман. Рубрук зимой 1252/53 г. пересек Черное море и высадился в
крымском порту Солдайя (теперь Судак). Из Солдайи он двинулся на восток
в мае 1258 г. и через два месяца на волах добрался до низовьев Волги.
Рубрук подтверждает, что Волга впадает в замкнутое море, а не в залив
Северного океана, как считали почти все античные географы, кроме
Геродота и Птолемея: «Брат Андрей (Лонжюмо) обошел это море с двух
сторон, на востоке и на юге, а я путешествовал вдоль остальных двух
берегов». Он указывает, что горы поднимаются на западе (Кавказские), юге
(Эльбурс) и на востоке от моря, вероятно, подразумевая под восточными
горами отчетливо выраженный обрыв — Западный Чинк Устюрта. В середине
сентября францисканец двинулся вновь на восток. Дальнейший путь от
Каспия он проделал верхом. Из отчета Рубрука можно лишь в самых
общих чертах определить его маршрут. Он ехал в общем на восток, мимо
Аральского моря и Сыр-Дарьи; ни моря, ни реки монах не видел, так как
проходил несколько севернее их. После долгого пути через бескрайние
степи, где лишь изредка у рек попадались небольшие рощи, он достиг гор
(Каратау) и долины реки Таласс, а перевалив горы, попал в долину реки
Чу. Затем путь шел через горы (Заилийский Алатау) в долину реки (Или),
«текущей к большому озеру» (Балхаш), и вдоль северного подножия
Джунгарского Алатау к озеру Алаколь. Оттуда монах проник, вероятно,
через Джунгарские Ворота в долину Черного Иртыша. Далее дорога проходила
через полупустыню, и путнику встречались только монголы, размещенные
вдоль большого тракта. В конце декабря Рубрук увидел на безбрежной
равнине временную ставку Мункэ, великого хана монголов. В ставке он
встретил нескольких ремесленников-европейцев, в том числе русских и даже
одного француза-парижанина (ювелира). Вместе с ордой монголов Рубрук
прибыл в Каракорум. Монгольская столица, окруженная земляным валом, не
произвела на него впечатления, за исключением дворца великого хана. Поразило
монаха другое — наличие, кроме «языческих» (вероятно, буддийских)
храмов, двух мечетей и одной христианской (несторианской) церкви:
доказательство непонятной для средневековых католиков веротерпимости
монголов. Мункэ-хан передал послу ответное письмо французскому
королю. Он называл себя в этом письме владыкой мира и требовал от
французов присяги на верность, если они хотят жить в мире с ним. Спутник
Рубрука, монах-италья-нец Бартоломео, остался при местной христианской
церкви. Рубрук же летом 1255 г. отправился обратно. На этот раз он ехал к
нижней Волге более северным путем, так что Балхаш остался к югу от
него. Осенью он двинулся на юг вдоль западного берега Каспийского моря
через Дербентские Ворота, пересек Армянское нагорье, перевалил Восточный
Тавр и, выйдя к Средиземному морю, вернулся в Палестину, в свой
монастырь, летом 1256 г. С географической точки зрения заслуга
Рубрука заключается прежде всего в том, что он первый указал на одну из
основных черт рельефа Центральной Азии — на наличие
Центрально-Азиатского нагорья. Он сделал этот вывод из своих наблюдений
над направлением течения азиатских рек, встречавшихся ему на пути.
Рубрук описал также, конечно в самых общих чертах, по расспросным
данным, некоторые страны не только Центральной, но и Восточной Азии. Он
указал, что «Катай» (Северный Китай) прилегает на восток к океану. Он
первым из европейцев совершенно верно предположил, что «серы» античной
географии и «катайцы» — один и тот же народ. Он собрал, правда, скудные и
иногда неверные сведения о маньчжурах, корейцах и о некоторых
народностях Северной Азии. В истории ознакомления Западной Европы с
Азией миссии XIII в. сыграли все же не очень большую роль, особенно в
знакомстве с географией Азии. Нельзя отказать послам-францисканцам в
наблюдательности. Их записи с быте жителей посещенных ими стран, о
религии и военной организации монголов и т.д. до сих пор представляют
большой интерес и являются важными историческими документами. Но
наблюдательность этих дипломатов и шпионов в рясах была ограничена их
схоластическим католическим образованием и их специальными заданиями.
|